На Литургии в затопленном храме Крымска сослужил диакон Александр.
После службы я его спросил: «А чудеса были?» - «Да вот чудо - прямо перед вами, посмотрите. Видите икону Божией Матери», - он указал на образ, висевший почему-то высоко на стене, выше двери. Икона представляла собой список так называемой "Васнецовской Богоматери", то есть изображение Богоматери в апсиде Князь-Владимирского собора в Киеве, написанное художником Виктором Васнецовым. «Это у нас чтимая икона. Видите, сколько пожертвований на ней…» на иконе висели золотые цепочки и украшения. Видимо, ее и повесили поэтому повыше, чтобы не искушать никого. «Вода остановилась как раз у этого образа, не тронула его, выше не поднялась». Я помолился пред этим образом, оставшись в недоумении о том, в чем чудо, что повесили высоко или в том, что вода остановилась?! «А все остальные иконы побывали в воде. Какие-то достаточно просушить, какие-то требуют реставрации, какие-то, особенно бумажные репродукции, реставрации не подлежат.
Глядя на эту картину сложенных, сохнуших икон, невольно возникала мысль: «Что же это такое: наказание Божие или испытание?» Еще в Петербурге ко мне обратилась одна прихожанка и спросила: «За что Бог наказал Крымск?» Я был в недоумении от такого вопроса: «С чего ты взяла, что Бог наказал этот город?!» - «По «Радонежу» выступал один известный и уважаемый архимандрит, и он сказал, что это наказание Божие, потому что в Краснодаре в мае месяце этого года была устроена богохульная выставка Гельмана» - «Но причем здесь Крымск?» - «Его тоже об этом спросили, он ответил типа того, что ум грешит, а печень болит». - "Могу сказать только, хорошо, что в Крымске сейчас не слушают "Радонеж"....
Диакон Александр как будто услышал мои мысли. Когда мы с ним прощались, он неожиданно рассказал мне историю, которая ответила на эти вопросы.
- А знаете, что у нас есть погибшие наши прихожане. Среди них те, кто ходил постоянно, те, кто строил храм, И Господь их так призвал.
- А кто, например?
- «А вот хотя бы раб Божий Николай, ему было уже около 80-ти лет. Но он был бодрый такой дедушка, крепкий был. Он строил еще и тот храм, что на горе, и здесь помогал. На всех службах бывал, и всегда какие-нибудь послушания выполнял. Все свое время храму посвящал. Очень был воцерковленный человек. Сколько лет я помню, лет 15 точно, сколько я тут служу тут, и за все это время он ни одной службы не пропустил. Большой был молитвенник. Всю свою жизнь отдавал Богу.
И вот он оказывается погиб. Его до сих пор никто не видел. У него жена была, несколько лет назад умерла. И он жил один. Как погиб, не знаю, никто не видел. Кто скажет, что это за грехи наказание?! Нет, их Господь как мучеников принял. Может они за всех нас пострадали».
Я никогда не знал и не видел этого раба Божьего Николая, но почувствовал в эту минуту к нему духовную близость и какую-то духовную связь. При таких огромных бедствиях скорее нужно искать ответ на вопрос, не «за что?», а «для чего?». На этот вопрос в Евангелии ответил Сам Господь, когда его спросил, за что пострадали Галилеяне? "Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете". (Лк.13.1-5).
Напоследок диакон Александр сказал: «Передавайте привет Питеру. У вас там тоже наводнения бывают. Я там три раза бывал. У меня художественное образование, поэтому я три раза ездил, по музеям ходил. Хотя я, конечно, понимаю, что главные святыни у вас, конечно, не художественные, а духовные. Пусть у вас никогда не будет такой беды…»