Мы попали на Иордан в предпоследний день нашего паломничества.
Еще когда мы формировали программу, попросили организаторов не возить нас в так называемый «Иарденит». Это место в верхней части течения Иордана, когда он только вытекает из Галилейского озера, где какая-то предприимчивая кибуца организовала место для купания, поставив это дело, так сказать, на поток. В первую мою поездку по Святой Земле на меня это произвело удручающее впечатление. Во-первых, сознание того, что это место не имеет никакого отношения к Крещению Христа в Вифаваре. Во-вторых, коммерческий подтекст всего происходящего. Тебя обязывают покупать белую рубаху - без нее якобы купаться нельзя. Путь к месту купания проходит через лабиринт сувенирного магазина… В общем, в конце концов понимаешь, что здесь тебя банально «раскручивают на деньги». Поэтому я просил, чтобы нас привезли куда угодно, пусть даже на совершенно не оборудованный берег Иордана. Хотя на месте я понял, что это пожелание практически неисполнимо в силу того, что Иордан, в большей части своего течения является государственной границей между Израилем и Иорданией. И приближаться к ней небезопасно. Но в ответ на наши просьбу мы услышали от организаторов неожиданное предложение: «Вы можете посетить непосредственно место Крещения Христа в Вифаваре».
Мне казалось, что я что-то не понимаю: «Так ведь оно с 1967 года закрыто и недоступно для паломников в связи с войной Израиля и Иордании. Оно оказалось в зоне военных действий, а потом в недоступной пограничной зоне. Только раз в году в День Крещения по старому стилю к этому месту под конвоем допускали небольшую группу православных во главе с Иерусалимским Патриархом». - «Да, да. Все именно так и было вплоть до этой осени. А теперь Израильское правительство с целью привлечения паломников в страну пошло на то, что освободило коридор до Вифавары. Да, там граница, там пограничники, но тем не менее, доступ сейчас открыт для всех желающих».
К сожалению, такая важная информация у нас в России прошла как-то незамеченной. И я боялся, что не совсем точно понял организаторов. Казалось невероятным, что мы вот так просто можем побывать в месте Крещения Христа. Как потом выяснилось, израильское правительство договорилось с иорданским правительством позволить проход паломникам и туристам к месту Крещения с израильской стороны, а иорданское правительство согласилось. Сняли в аренду 100 кв метров и заплатили отступные для удобства паломников.
В этот день мы рано утром выехали из Иерусалима. Знойный пейзаж дышал утренней свежестью. Дорога свернула с основной магистрали к Иордану. Несмотря на то, что на обочинах можно было увидеть пасущихся верблюдов, вдоль дороги тянулась колючая проволока.
Когда мы вышли из автобуса, первое, что увидели, предупреждение о том, что дальше проход закрыт, и знак заминированного поля. Поэтому на Иордане сразу чувствуешь себя на линии фронта. В этот день мы приехали первыми. Единственные, кого мы встретили, были израильские пограничники - молодые парни и девушки, мирно загоравшие на берегу Иордана в шезлонгах с огромными автоматами в руках.
На другом берегу Иордана точно так же загорали иорданские пограничники. А сам Иордан в этом месте шириною около 15 метров. Так что с этого берега можно было разглядеть лица людей на том берегу.
Границу нужно было представлять силою воображения. Впрочем, наш путевод показал и ее видимый знак: «Дорогие братья и сестры! Обращаю Ваше внимание на вон тот полосатый столбик, выглядывающий из воды недалеко от берега. Это - столбик государственной границы. Если Вы заплывете за него, вы ее нарушите и окажитесь уже в другом государстве. А это чревато международным конфликтом. Поэтому совершая благодатное омовение, не теряйте бдительность».
В специальных кабинках все наши паломники переоделись в Иорданские рубахи. Многие пошили их еще в России. Некоторые привезли те самые, в которых они купаются на Крещение в Иордании. Кое-кто купил такую рубаху уже здесь, на память. Я был, наверное, единственный, кому не пришлось переодеваться, потому что служил молебен в подряснике. Во время молебна я смотрел на Иордан, который для меня был в этот момент образом, возводящим мысль к Первообразу, т.е. ко Христу.
В те времена Вифавара - это была переправа, где собиралось множество людей. Это место и выбрал для свое проповеди Иоанн Креститель. В соответствии с Евангельским описанием, Иоанн Предтеча крестил Христа на нынешнем Иорданском берегу реки. На этом месте совершилось великое чудо Богоявления. Здесь раздался Отчий глас: «Сей есть Сын мой Возлюбленный», здесь Святой Дух явился «в виде голубине», здесь Господь начал миссию спасения рода человеческого.
На молебне, естественно, я читал Евангелие о Крещении Христа. И хотя мы, конечно, не слышали гласа, не видели голубя, тем не менее, здесь глубоко переживаешь это событие. Когда я обратился к своим паломникам с благословением: «Мир всем», - увидел умилительную картину. Все 20 с лишним человек стояли в белом, как ангелы. Ветерок колебал Иорданские рубахи. На лицах были светлые улыбки. Такими я своих прихожан еще никогда не видел.
После того, как я трижды погрузил Крест в воды Иордана, мы, разойдясь на женскую и мужскую половину, стали омываться. Надо сказать, что в это время вода в Иордане прохладная, и омовение требует определенного мужества. Хотя после ледяных иорданий в России, это не так уж трудно. Понятно, что окунуться нужно как минимум три раза - по образу крещения. Хотя некоторые паломники потом омывались символически и за кого-то из своих родных.
Вода в Иордане чуть зеленоватая и мутная. Но после омовения на теле не остается никаких следов. Ощущение, что ты искупался в кристально чистой воде. Выйдя из Иордана, понимаешь, что произошло большое событие в твоей жизни. Хочется его продлить, и тут же вернуться в воду.
Омовение мы совершили с громким пением: «Во Иордане крещающейся Тебе, Господи…» При пении этого тропаря подсознательно и ассоциативно тут же всплывали картины нашего Богоявления. Для нас этот Праздник связан с понятием «крещенских морозов», купанием в прорубях, водосвятием с замерзающими на кропиле каплями святой воды… Поэтому где-то в глубине сердца был вопрос: «А где же лед, снег и мороз?» Такое Крещение не соответствует «русскому стандарту» и воспринимается как экзотика.
Пограничники довольно равнодушно смотрели на восторженное купание - видимо, привыкли.
Повторяю, мы были в это утро единственной группой паломников, но едва успели переодеться, как увидели приближающиеся три автобуса с другими группами. Как мы порадовались, что приехали пораньше и получили первую благодать.
Уезжая оттуда, я понял, что на Иордан надо ехать в начале паломничества, чтобы омыть в нем свои грехи и паломничать по Святой Земле налегке. После этого омовения я почувствовал, как будто паломничество снова только началось.
Фотоальбом На реке Иордан:
все фотопаломничества