Почему запретили книгу Николая Коняева о Леушинском стоянии?

Nov 30, 2010 13:39


Недавно позвонил писатель Николай Михайлович Коняев, с которым меня связывают давние дружеские отношения. Взволнованным голосом он стал расспрашивать, что случилось с Леушинскими стояниями. «Все в порядке, проходят, как и прежде - в Мяксе, где их называют Памятными мероприятиями, а также в Брейтово, где их называют Мологскими стояниями. А что случилось?» Николай Михайлович рассказал, что в издательстве «Смирение» в этом году была подготовлена к изданию книга его избранных произведений, в которую он включил повествование «Леушинское стояние». Это же название он дал и всей своей новой книге. В соответствии с новым положением издательство представило книгу на рецензирование и экспертную оценку в Издательский совет РПЦ.
Николай Михайлович Коняев - известный русский писатель, секретарь Союза писателей России, член Совета Всемирного Русского Народного Собора, автор целого ряда известных книг: биографических исследований о Валаамском игумене Дамаскине, священномученике Вениамине Петроградском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне, поэте Николае Рубцове, документальных исследований «Первые Романовы» и «Гибель красных Моисеев». Он является создателем и председателем Православного общества писателей в Санкт-Петербурге. Лауреат многих Российских литературных премий. Член редсовета журналов: "Проза", "Роман-газета XXI век", "Немига литературная", "Образ"; газет: "Русь державная", "Литературная Россия", "Литературный Петербург". Одним словом - авторитетный и, так сказать, проверенный православный писатель. К тому же все произведения, вошедшие в его новую книгу, не раз издавались, в том числе и православными издательствами. Поэтому процедура получения грифа Издательского отдела воспринималась лишь как необходимая формальность.
Заседание Совета состоялось в октябре. Его результат поразил писателя. Издательский совет постановил удалить из книги «дневник крестного хода» - «Леушинское стояние», а также изменить само название сборника. Только при этом условии Издательский совет предоставлял право использовать его гриф. Николай Михайлович был в полном недоумении, на каком основании его паломнический дневник подпал, по сути, под запрет церковной цензуры? Выяснить имя рецензента, который составлял «экспертное» заключение, ему не удалось. Каких-либо объяснений дано не было. «Постановили» и все тут. Апелляции не принимаются.
Николай Михайлович сказал такие горькие слова: «Я понимаю, если цензор делает какие-то замечания, правку, такое бывало не раз. Бывало просили поправить то или иное место, даже удалить какой-то абзац… Но чтобы исключить целиком произведение без каких-либо объяснений, такого у меня не случалось даже в советское время...»
Потом при личной встрече Николай Михайлович передал мне листок с «Выпиской из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского совета №22 от 21 октября 2010 года». Привожу его дословно:
«132. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного издательством ООО «Смирение» текста книги Н.М.Коняева «Леушинское стояние», предлагаемой к изданию.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству ООО «Смирение» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании текста книги Н.М.Коняева «Леушинское стояние» при условии удаления указанных текстов, изменения названия и приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания».
Что же это за "текст", который подвергся такой суровой экспертизе?!
Уже более десяти лет в селении Мякса проводятся молитвенные стояния, памяти святынь, затопленных Рыбинским водохранилищем, которые часто называют Леушинскими стояниями. Паломническая поездка прихожан храма Леушинского подворья в июле 1999 года положила начало народному движению по возрождению памяти о затопленном Леушинском монастыре и других святынях. На берегу водохранилища был установлен поклонный крест, а в самом селении стали строить приходской храм. Продолжением стояний в Мяксе стали памятные стояния в Брейтово (см.предыдущий пост), где была воздвигнута особая часовня в память о затопленных святынях. Еще одним местом памяти о затопленной Руси на берегу Рыбинского водохранилища с Тверской стороны стал г. Весьегонск, где также был установлен памятный поклонный крест. Летом этого года по затопленной Волге и Рыбинскому водохранилищу совершил паломническое плавание патриарх Кирилл, который обратил внимание на духовную актуальность памяти о трагедии затопления русских земель. В колокольне, стоящей на водах близ Калязина, патриарх увидел особый смысл: «Эта колокольня, стоящая посреди воды, есть некий символ непотопляемости Русской Православной Церкви» - сказал Патриарх.
Этим возрождением народной памяти заинтересовался писатель Николай Коняев. Он пожелал увидеть Леушинские стояния и в 2005 году сам принял участие в очередных стояниях: проехал вокруг Рыбинского водохранилища, побывал в Брейтово, в Рыбинске, в Мяксе. Результатом личных впечатлений как раз и стал цикл документальных рассказов "Леушинское стояние" с подзаголовком «Дневник крестного хода». Книга, прямо скажем, получилась неординарная, яркая, написанная с болью в сердце за родную землю и с верой в ее духовное возрождение. В ней рассказано о многих городах и весях, монастырях и храмах, о многих известных святых и беззвестных подвижниках. Когда я читал эту книгу, почему-то вспомнил небезысвестное "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором автор по пути заметил и записал только одну подноготную, один негатив. Николай Михайлович Коняев наоборот смог увидеть лучшее, что есть в нашей земле, ее духовную соль - святость.
Эта книга впервые была издана в 2006 году на Вологодчине в Череповце Благотворительным фондом «Возрождение», там же в Череповце в одном из центральных залов города в октябре 2006 года прошла ее презентация. Потом книга целиком или в отрывках (под названием «Богородица-на-водах») была опубликована в разных периодических изданиях. Для автора эта книга важна, поскольку он своими глазами увидел реальные ростки возрождения народной памяти. В ней Николай Михайлович выразил много своих заветных мыслей о России, о русской душе. Книга завершается глубокими размышлениями о святейшем патриархе Алексии, из которых хотелось бы привести только одну цитату: «Я думаю, что церковные историки будущих столетий, оглядывая свершения нашего Святейшего Патриарха, окажутся в затруднении, пытаясь найти в церковной истории другую, близкую по масштабу созидательных свершений фигуру. Ведь это благодаря трудам и молитвам Святейшего Патриарха Алексия II практически из небытия возродилась Святая Русь и стала реальностью, не взирая на противодействие всесильной демократической общественности. Разумеется, будущие церковные историки точнее смогут оценить деятельность Патриарха Алексия II, но и сейчас с каждым месяцем, с каждым днем его святительского служения все яснее и отчетливее видишь, что нам некого поставить рядом с ним. Никто из наших современников по масштабу своих созидательных свершений и не приближается к тому, что совершено нашим Святейшим патриархом…» (Эти слова были написаны еще при жизни Святейшего, сейчас они стали еще более очевидными!)
Тем более было не понятно, кому же помешали Леушинские стояния?! Ведь реально они продолжают проходить на том же месте и в тот же час. Что нашли непозволительного строгие эксперты в книге православного писателя?! Какие догматы или каноны нарушил автор?! Что не соответствует издательской цензуре?! Ответить на эти вопросы невозможно, поскольку экспертиза в Издательском совете анонимная. Экспертный совет состоит из 17 уважаемых экспертов, имена которых указаны на сайте Совета. Но узнать автора экспертизы и обсудить его мнение не представляется возможным. Автор не участвует в обсуждении и не имеет никакого голоса. Так росчерком пера неизвестного эксперта произведение удалено из книги.Хотя, как известно, даже дореволюционная цензура носила именной характер: на книге всегда публиковалось имя цензора, который таким образом нес и личную ответственность за вынесенное решение.
Тем более удивительна нынешняя ситуация, что положение о рецензировании, как сообщается на сайте Издательского совета, оказывается еще не разработано: «Положение о рецензировании определяет порядок рецензирования изданий Издательским Советом Русской Православной Церкви. Проект Положения о рецензировании находится в стадии разработки и согласования. После утверждения Священным Синодом Положение будет сразу же опубликовано» (http://www.izdatsovet.ru/doc/polog_orez/index.php). То есть получается, что рецензирование происходит без каких-либо определенных и утвержденных правил. Конечно, Издательский совет имет право "рекомендовать" или "не-рекомендовать", но чтобы "не-рекомендация" не стала искушением для читательской паствы, а имела бы какой-то педагогический эффект, безусловно требуется объяснение мотив "не-рекомендации". Все это ставит проблему гласности сформированного органа церковной цензуры.
Нужно не забывать, что есть еще один цензор и эксперт - сам читатель. Ведь это произведение Коняева уже не раз издавалось, оно давно выставлено в интернете, в том числе и у нас на сайте. И любой пользователь интернета может сам составить представлене о книге Коняева и вынести собственную экспертизу.
В утешение я сказал Коняеву: «Николай Михайлович, Издательский совет сделал Вам рекламу, боюсь, что Ваш цикл рассказов «Леушинское стояние» станет весьма читаемым произведением…»
Закончить хотелось бы на оптимистической ноте, взятой из «запрещенной» книги Коняева: «Я шел среди людского потока, растянувшегося по дороге на все село, и думал о тех мертвых селах и городах, которые мы проезжали, добираясь сюда. Это Россия. Но происходит чудо и поднимается наш общий Китеж град. И наше стояние - это тоже такой же Китеж, который, спрятавшись, неведомо для нас пребывал в каждом, а сейчас поднялся, и мы сами удивляемся ему...»
P.S. Для желающих составить собственную экспертизу предлагаю ссылки на интернет-издания книги Коняева: http://leushino.ru/lib/konjaev_leushinskoe_stoyanie.htm , http://old.portal-slovo.ru/rus/history/56/7344/$print_text/



Брейтово, Николай_Коняев, Леушинские_стояния, Мякса

Previous post Next post
Up