Еще совсем недавно, лидеры не системной оппозиции в один голос твердили, необходимо объединиться и выступит единым фронтом, против "кровавого режЫма!" Однако, когда время доходит до действия, все "наши" оппозицЫонеры показывают свою истинную суть. Вот и сейчас, вся их "ДемКоалиция" трещит по швам. Я уже не говорю о несбыточных планах по привлечению 100 000 сторонников, как например у Гудкова, но вот их разлад - это факт показательный. Эти люди не умеют работать сообща и отстаивают ТОЛЬКО СВОИ интересы. А в такой ситуации ни о каких коалициях и речи быть не может.
Лидеры оппозиции отказали Демкоалиции в доверии Ряд лидеров несистемной оппозиции объявили о своём намерении баллотироваться по одномандатным округам, а не идти в списке кандидатов от своих партий, или же от «Демократической коалиции». Речь идет о семействе Гудковых, Илье Яшине, Владимире Рыжкове, Сергее Митрохине и Льве Шлоссберге.
Они демонстрируют разную степень уверенности в таком выборе. Кто-то решил практически окончательно и уже выбрал округ, кто-то пока колеблется, и, как Илья Яшин «смотрит на этот вопрос прагматически». Если будет достаточно ресурсов, то идти по округу сольно, если нет, то по партийному списку.
Планы, при этом, у либералов и протестующих всех мастей поистине наполеоновские. Например, Дмитрий Гудков планирует «мобилизовать 100 тысяч избирателей», которые обеспечат ему место в Государственной Думе. Впрочем, может быть, этот почти экс-депутат нашел некую новую и уникальную агитационную технологию, или же уверен в профессионализме Максима Каца, которого хочет сделать начальником своего штаба.
В принципе, про всё это брожение в либеральном секторе, который не дотягивает и до десяти процентов избирателей, а то и еле перешагивает отметку статистической погрешности в 2%, можно было бы ничего не говорить, если бы не психологический контекст всех этих заявлений.
Итак, что нам вещали оппозиционеры в течение региональной кампании прошлого года, и после неё? Правильно, что они уверены в выборе граждан, что им мешает пройти в органы законодательной власти только «административное давление» и, шире, «кровавый режим». А народ уже исстрадался, и вообще, тут у нас кризис, люди недовольны, полки магазинов пустеют. «Синие мальчики», покупающие куриные шкурки на последнюю мелочь кругом. И вот сейчас все эти недовольные «ворующим режимом, который ведет страну в бездну» массово начнут голосовать за «Яблоко», «Демократическую коалицию» и прочих ярких представителей протестного движения. Начнут голосовать прямо за все списки разом.
Но когда дело дошло до организационных моментов, начались некоторые нестыковки слов и действий. Ну, например, в той же партии ПАРНАС процедура праймериз была выстроена весьма своеобразно. Касьянов оказался неприкосновенен. То есть, он себя сам назначил первым номером в партийном списке. Без всяких там предварительных выборов. А то развели тут какую-то демократию, понимаешь.
А все эти внутрипартийные выборы для остальных кандидатов. Уже тогда эксперты и просто интересующиеся задались вопросом, а не страх ли это перед собственными сторонниками взыграл у Михаила Михайловича? И не решил ли он хоть таким образом сохранить остатки видимости политического веса? Хотя бы в собственной партии, где он теперь единственный и неповторимый начальник?
"Ситуация с несистемной позицией довольно очевидна - у них имена "суперактивистов" и лидеров узнаваемы в значительно большей степени, чем партийные названия. Поэтому, учитывая, что конкурировать с системными силами им и так довольно сложно - понятно, почему лидеры оппозиции не хотят лишать себя ключевого преимущества, а именно, узнаваемости своего собственного имени",- заявил Politonline.ru заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин.
"Не все из вышеупомянутых оппозиционеров с самого начала воспринимаются и воспринимают объединенный партсписок оппозиции, как свой собственный. Не все принимают и поддерживают эту идею. Воспринимать как свой собственный - означает оказывать поддержку и уступать места. Я не помню, чтобы такие отношения сложились, например, между «Яблоком» и «Парнасом»,- поделился с Politonline.ru член экспертного совета ИСЭПИ Алексей Зудин.
"Это элементарная страховка от почти гарантированной неудачи собственного партсписка - и вообще какого бы то ни было партсписка от оппозиции. Поэтому лидеры стараются застраховаться и стараются и выбирают для себя еще и одномандатные округа",- добавил он. Эксперт также отметил, что "не факт, что им гарантирован успех по одномандатным округам" - потому как "по одномандатным округам, судя по настроению нынешних российских избирателей, перспективы лидеров оппозиции выглядят, скажем так, совсем нехорошо".
Так что явление страха перед мнением избирателей оказалось весьма заразительным. Просто не у всех оппозиционных функционеров хватило наглости назначить себя первыми номерами в списках в безальтернативном порядке. Поэтому теперь, чтобы внимание электората не рассеивалось даже на однопартийцев, эти деятели выбирают сольную программу выступлений по одномандатному округу.
Это просто означает, что невзирая на всю риторику протеста, кое-кто в лагере несистемной оппозиции начал понимать, что электорат в массе своей не будет голосовать за либеральную и радикально протестную политическую платформу. В теории логика оппозиционеров проста. В стране кризис, значит нужно что-то менять. Если что-то менять и реформировать, значит нужны те самые либеральные реформаторы. Ну, соответственно, народ должен выбрать именно их.
Но на практике все совсем не так. Если посмотреть на результаты региональной кампании прошлого года, то ясно видно, что альтернативой текущему курсу власти граждане России видят социалистическую программу. КПРФ стала «партией номер два» после «Единой России», «Справедливая Россия» - третьим номером. А это партии именно с мощной социальной платформой. То есть, реформ-то народ хочет. И изменения жизни к лучшему тоже хочет. Только это «лучшее» люди видят в усилении патернализма власти, в усилении социальной политики и социальных гарантий. А совсем не в либеральных экономических скачках. Если уж на то пошло, у нас экономику в правительстве курирует как раз либеральный блок. Да, они менее радикальны, чем тот же Касьянов, например. Но результаты, даже таких «полумер» особо людей не радуют.
Собственно, именно отсюда все эти телодвижения Гудковых, Яшина, Митрохина и иже с ними. В принципе, понятно, что им очень хочется в Думу, они пытаются искать самые разные технологические комбинации, чтобы туда попасть.
Но выглядит все это, как мышиная возня. Ровно потому, что в содержательной части своих программ несистемные либералы предлагают электорату вещи уже давно и абсолютно неприемлемые. Ну, и ненависть к Путину с жаждой революции. Куда ж без них? Но этого явно недостаточно для того, чтобы избраться куда бы то ни было.
А уж тем более в Государственную Думу.