Мой коллега, и друг моего близкого друга,
I_GALPERIN описал ситуацию в Абхазии, в свете украинских событий:
Сухумский клон Донецка
За десять лет я много раз приезжал в Абхазию в моменты напряжения обстановки. В последний раз - перед Сочинской Олимпиадой, когда российские власти на всякий случай (в который уже раз) практически организовали блокаду государства, признанного Россией в качестве независимого. Абхазия и на самом деле осторожно пытается быть независмой, но она связана необходимостью все политические и экономические движения согласовывать с могучей соседкой.
А та признает только клиентские отношения. Дотации спускает - но нужно же учесть при их расходовании нынешние российские обычаи. Деньги идут на одобренные проекты, а тем временем оппозиция нынешней власти, избранной вопреки давлению Кремля и Лубянки, шумит, что дотации расходуются неправильно.
Вот цитата из выступления на вчерашнем митинге в Сухуме, называвшемся общенародным сходом, который едва не закончился государственным переворотом. Привожу по сообщению официального агентства «Апсныпресс»: По словам председателя «АРУАА» Виталия Габния, Абхазия плывет по течению, опираясь исключительно на дотационную помощь, без понимания и плана развития на перспективу. «Не может быть суверенной страна, бюджет которой на 2/3 состоит из дотаций другого государства», - сказал он. Виталий Габния считает, что система принятия единоличного решения привела страну к банкротству. Он также напомнил, что дату схода переносили более полугода, в надежде на то, что состоится диалог с президентом, но «встречных действий со стороны первого лица мы так и не увидели».
Он также сказал о необходимости реформирования политической системы власти. «В первую очередь изменения должны коснуться полномочий главы государства, системы выборов в местные органы власти, стандартов госслужбы. Действия чиновников должны быть открытыми и публичными, а расходы министерств и администраций публикуемы», - сказал он. Виталий Габния сказал о необходимости создания «команды с заделом на будущее, не разделяя нас на своих и чужих, на тех, кто во власти либо в оппозиции».
Вроде все правильно сказал представитель организации ветеранов абхазо-грузинской войны. Но примерно такие же слова я слышал десять лет назад на предвыборном митинге этой же организации, выступал ее любимец - Александр Анкваб, один из командиров той жестокой войны. Перед этим Анкваб, как один из немногих абхазов, входивших в тбилисский госаппарат, пытался войну предотвратить. Потом стал министром внутренних дел самопровозглашенной республики и воевал. Потом, после освобождения Сухума, по свидетельству знающих людей, приказал расстреливать мародеров и этим остановил беспредел.
Не знаю, по этой ли причине, но что достоверно - у министра испортились отношения с кланом президента Владислава Ардзинбы, Анкваб был вынужден надолго уехать в Россию. И вот десять лет назад он вернулся и выставил свою кандидатуру на президентские выборы против человека из «клана» - Рауля Хаджимбы, бывшего офицера КГБ (Ардзинба тогда уже серьезно болел). Анкваба до выборов не допустили, Россия в очередной раз ввела блокаду под надуманным предлогом, но Хаджимбе победить не удалось. Были «майданы» и пересчеты, с помощью Анкваба президентом стал Сергей Багапш, Анкваб сначала стал при нем премьером, а потом - вице-президентом.
Россия все время правления Багапша пыталась поддерживать Хаджимбу, это сейчас он называется «лидером объединенной оппозиции», а сразу после выборов получил пост вице-президента. На Александра Анкваба начались покушения, продолжились они и после смерти Багапша, и после победы Анкваба на внеочередных выборах. Всего покушений было шесть, Анкваб уцелел чудом, а в прошлом году наконец арестовали организаторов покушения (по крайней мере, последнего), это были люди «клана», ранее руководившие силовиками...
И вот вчера на митинге Рауль Хаджимба, проигравший не только на президентстких выборах, но и на недавних парламентских, объявил, что оппозиция «берет на себя временное управление страной». Это выразилось в захвате телевидения и попытке захвата административных зданий, которые произошли после того, как представители оппозиции ушли с переговоров в администрации президента. Здание администрации удалось отстоять без применения оружия, хотя среди атаковавших (в частности - телецентр) были вооруженные люди.
Силовики не стали стрелять, сегодня утром распространили совместное заявление всех служб, что они вне политики и выступают за соблюдение Конституции. Сегодня же собралась внеочередная сессия парламента. Кризис будут пытаться разрешить мирными средствами. Кроме прочего, Абхазия не настолько велика и настолько переплетены отношения, что начинать реальную гражданскую войну в ней - значит, полностью разрушить едва складывающуюся общность.
Она за эти двадцать с небольшим лет обозначилась. Поэтому не считаю корректными мнения политологов, сравнивающих события в Донецке и Луганске, где провозглашены «народные республики», независимые от Украины, с самопровозглашенной Абхазией (которая, кстати, пробыла в составе Грузии только несколько десятков лет советской власти). Тут получилась обратная аналогия: опыт диверсионно-анархистского захвата власти, применяемый в Новороссии, перекинулся в субтропики.
Не могу утверждать, что лично Путин велел организовать «народное недовольство», но те люди в российской власти, которые все эти годы пытались навязывать свои понятия Абхазии и вели с помощью кубанского губернатора Ткачева свою негласную политику на Кавказе, наверняка в курсе действий Хаджимбы. По крайней мере, понимают, что происходит в Сухуме.
Но вот понимают ли они, что одной рукой создавая полицейское государство внутри России, а другой рукой - «народные республики» на ее границах, они подрывают (разрывают при натяжении) сами основы собственной страны? Те добровольцы-диверсанты, которые сейчас стреляют в Новороссии, приобретают очень конкретный специфический опыт захвата зданий, создания «живых щитов» и тотального пропагандистского вранья.
Сибирская язва может дремать в скотомогильниках десятки лет. Дикое поле, которое стало называться Новороссией, обернулось Гуляй-полем Махно и прочих атаманов. Временных союзников большевиков. Большевики справились с ними, потому что не боялись большой крови. Сейчас времена, стоит надеяться, более вегетарианские. И к ним можно применить другую аналогию: когда СССР вскрыл границу с Афганистаном, он внес заразу внутрь собственной страны. И вскоре распался. Не готовит ли нам печальник по «геополитической катастрофе» СССР катастрофу России? Очень похожими методами.