Хронология борьбы "За власть рабочих и крестьян, против коммунистов" 21

May 01, 2013 09:07



1932-1933

В начале 1930-х гг., так называемые крестьянские банды в опасной горной местности расправились с секретарем Ингушского обкома партии, партийным инструктором Северокавказского крайкома партии и двумя членами обкома Кабардино-Балкарии.

С октября 1931 по март 1932 г. чекисты, по частичным сведениям из 16 областей, фиксируют 616 выступлений с участием 55 тыс. человек.
Е. А. Осокина отмечает, что только за один первый квартал 1932 года, на Урале было зафиксировано 10 забастовок, еще 7 - в апреле.

Крупнейшим стало выступление Воткинского завода, в котором приняло участие почти 600 человек. Чрезвычайно крупные беспорядки вспыхивали так же на текстильных предприятиях Тейкова и Вычуги Ивановской области в апреле 1932-го и феврале 1933 г.

Из Котельнического района Нижегородского-Горьковского края поступали сообщения о «кулацких выступлениях», произошедших в марте или апреле 1932 г. В результате беспорядков несколько человек были убиты; кроме того, были случаи нападений и разрушения целого ряда адми­нистративных зданий.

По словам Федора Белова, в колхозе, председателем которого он впоследствии стал, во время голода крестьяне объединялись в груп­пы от 30 до 40 чел. и, вооружившись ножами и кольями, защищали те малые запасы зерна, что у них оставались.

В конце 1932 - начале 1933 годов три казачьи станицы (Медведовская, Уманская, Полтавская), которые, согласно Кагановичу, «объявили войну советской власти», обезлюдели: 45 600 человек были коллективно депортированы в Сибирь, на Урал и в Казахстан. За что? За плохую работу! Каганович не преминул вспом­нить опыт расказачивания 1919-1920 годов: «Вспомните те годы, когда мы высылали казачьи станицы, выступавшие против власти больше­виков. Вы не хотите работать, вы не хотите выполнять обязательства перед государством. Мы вас высылаем. Кто-то возразит: это незаконно. Отнюдь. Совершенно законно. Вы против советской власти, вы не хо­тите сеять. Что ж, во имя государственных интересов не просто право, но и долг советской власти вас выслать». (РГАСПИ. Ф. 81.Оп. 3.Д. 214.Л. 9,11,13, 98, ПО, 114.)

Помимо упомянутых трех станиц, высланных полностью, «частично высланы» были многие другие казачьи станицы. Только на Кубани в конце 1932 - начале 1933 года было выслано около 60 тысяч человек. Одновременно более 16 тысяч человек, обвиненных в «саботаже заготкампании», были арестованы ОГПУ.
Как следствие новое крестьянское восстание на Кубани, к которому присоединяются красноармейцы.

1933
Весной 1933 г. органами ОГПУ была раскрыта одна из самых крупных «контрреволюционных повстанческих организаций», распространяющая своё влияние на Алтайский, Барнаульский, Бийский, Быстроистокский, Смоленский, Солонешенский, Старо-Бардинский, Тогульский, Троицкий, Чарышский районы и почти всю Ойротскую автономную область (всего - 1102 человека). Согласно следственным материалам, активную роль в организации играл ряд известных красных партизанских руководителей.

Из спецсообщения пом. нач. СПО ОГПУ Люшкова от 23 июня 1933г.: «…В ряде пограничных сел заметно усилились эмиграционные тенденции среди отдельных групп колхозников и единоличников. В мае на участке 20-го погранотряда было зарегистрировано 13 прорывов с 27 прорвавшимися; на участке 23-го погранотряда - 4 с 20 прорвавшимися...» (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 11. Д. 56. Л. 198-202. Подлинник.)

Из докладной записки комиссии Винницкого обкома КП(б)У по результатам проверки политико-экономического положения в Ново-Ушицком районе от 16 октября 1933 г.: «…С весны ушло из района свыше 30 хозяйств. Имеются большие тенденции к дальнейшему переходу, о которых говорят открыто. Так, 21 сентября из села Куражино перешло на Румынскую сторону 4 семейства. Пытались перейти 14 семейств из села Щурки и Хребтиевка, приготовили для этого плоты, такие тенденции имеются и в других прилегающих к Днестру селах…
Инструктор обкома НУДЕЛЬ
Инструктор РайКК ТРАХТМАН
Инструктор ОВК КОЦЮБИНСКАЯ
Представитель ГПУ (погранотряд) ПОДОРОЖНЫЙ
Представитель Политсектора НОСАРЕВ». (Государственный архив Винницкой области. Ф.П 136. Оп.4. Спр. 218. Арк.111 118. Оригинал. Машинопись.)

Из докладной записки начальника приграничного округа войск ГПУ начальнику 20 приграничного округа: «Наряду с этим отмечаем что рост эмтенденции и прорывов за кордон идет за счет соц близких нам прослоек. За апрель, май прорвалось за кордон 18 середняков единоличников и 3 колхозника, эмиграционно настроенных 45 семей из них: середняков хозяйства которых частично ликвидированы за не выполнение посевкомпании и т.п. 22; середняков единоличников 12, колхозников 11. /В указанные цифры не включаются одиночки/
Репрессивными мерами принятыми в отношении эм.настроенных до известной степени предотвращены случаи систематических массовых прорывов за кордон, но не ликвидировано данное явление в целом, в силу того, что эм.настроениями охватывается значительная часть населения находя в этом исходные точки хотя бы временно устранения переживаемых продзатруднений. Продолжаем отмечать случаи, когда население отмеченных населенных пунктов занимается поисками трупов павшего скота, мясо которых употребляет в пищу.
Зам. Нач. Отряда О/Ч подпись /Деграчев/
Уполномоченный СПО подпись /Микеев/». (Госархив Хмельницкой области. - Ф. П 364. - Оп.1.- Спр.363.- Арк.10 12. Оригинал. Машинопись.)

Из Информационного сообщения секретаря Славутского райпарткома Мотенко в ЦК КП(б)У и Винницкий обком КП(б)У о продовольственных затруднениях в районе:
«12 июня 1933 года. Совершенно секретно.
Переживаемые продзатруднения в районе среди населения пограничных сел увеличили процент по сравнению с состоянием на 3/У эммиграционно настроенных за май и июнь месяцы - ушло в Польшу в районе Клепачи Должки 7 семейств.
СЕКРЕТАРЬ СЛАВУТСКОГО РАЙПАРТКОМА подпись /Мотенко/» (Госархив Хмельницкой области. - Ф. П 364. - Оп.1.- Спр.363.- Арк.15 16. Копия. Машинопис.).

После публикации Постановления о введении единой паспортной системы в городах СССР (27 декабря 1932 года), секретная инструк­ция органам милиции (14 января 1933 года) определила категории лиц, которым отказывалось в получении паспорта и которые вследствие этого должны были быть немедленно высланы. Крестьяне забыты не были:
-     лица, прибывшие из деревни или из другого города после 1 ян­варя 1930 года без формального приглашения предприятия или со­ветского учреждения и в настоящее время находящиеся без работы или имеющие работу, но, очевидно, являющиеся тунеядцами;
- члены семей перечисленных выше лиц, проживающие вместе с ними. (ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 15а. Д. 1096. Л. 67-75)

Депортировали и передовой класс, о чем свидетельствует трагический эпизод с двумя эшелонами с «социально вредными эле­ментами», высланными из Москвы и Ленинграда в сибирский Томск. По прибытии к месту назначения эти 6000 человек были отправле­ны еще дальше, без продовольствия и инструментов, на необитаемый остров у слияния Оби и Назины, где 4000 из них умерли от голода и болезней. Комиссия, поспешившая расследовать это дело, выявила бесчисленные злоупотребления, совершенные с самого начала столичной милицией, которая арестовала, а затем выслала как «социально вредных» значительное число «социально близких граждан» - рабо­чих и членов партии, посаженных в один эшелон с «преступниками-рецедивистами, проститутками и бывшими людьми».

Продолжение следует...

СССР, История

Previous post Next post
Up