Хронология борьбы "За власть рабочих и крестьян, против коммунистов" 19

Apr 30, 2013 09:14



1930

Как крестьяне стремились в колхозы, говорят следующие факты:
Собрание, проводимое в январе 1930 г. в селе Архангельское Кузнецкого округа на Средней Волге, было закрыто после того, как один из бедняков, по фамилии Сур­ков, поднялся и сказал: «Вы грабите крестьян и всех кулаков огра­били. Мы при царе жили лучше. Колхозы - это петля. Долой раб­ство! Да здравствует свобода!» За его речью последовали крики «ура» и возгласы: «Вот так наш Сурков!» Крестьяне заставили партработников, проводивших собрание, выдать Суркову справку о том, что «он выступал правильно», а затем удалились, скандируя: «Долой колхозы!». (РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 131. Л. 48-49.)

Подобные случаи происходили и в других местах. Так, в деревне Александро-Богдановка Волжского округа на Средней Волге несколько собраний были закрыты из-за крестьян-середняков. Во время одного из них женщина стукнула кулаком по столу председателя и закричала: «Пошли к черту со своими колхо­зами!» (РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 61. Л. 115.). В Западной области проведение одного из собраний было прервано криками: «Долой советскую власть!». (ГА РФ. Ф. 374. Оп. 9. Д. 398. Л. 598.)

Множество собраний заканчивались насилием или бунтами. Один из таких случаев произошел на Украине, в Краматорском районе Артемовского окру­га, где во время собрания по коллективизации нападению подвергся рабочий, посланный туда организовывать колхоз. (РГАЭ. Ф. 7446. Оп. 5. Д. 87. Л. 10.)

В деревне Кротково Сызранского округа на Средней Волге толпа «пьяных подкулач­ников» вместе с женами заявилась на районное собрание, посвящен­ное коллективизации, с криками: «Долой коммунистов, не надо нам колхоза!» Они затеяли драку с организаторами собрания, вынудив тех спасаться бегством. (РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 131. Л. 49.)

Жительницы села в Бугурусланском округе подняли на собрании шум, стали приставать к секретарю собрания и разорвали его протоколы. Им удалось заставить председателя за­крыть собрание, после чего они прошествовали к зданию школы, раз­били все окна и пытались спустить красный флаг, попутно запугивая местных активистов. (РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 131. Л. 48.)

По данным ГПУ, только в январе-апреле отмечено более 6 тыс. крестьянских выступлений, которые распределялись так: Украина 1 895; Цнтрально-Черноземная обл. более 1000; Средняя и нижняя Волга 801; Северный Кавказ 649; московская обл. 459; Западная часть РСФСР 268; Белоруссия 265; Закавказье 229; Узбекистан 212; Сибирь более 200.

В феврале в Острогожском округе Воронежской области повстанцы три дня вели бой с военными курсантами.

Одно из самых значительных восстаний на территории Нижнего Поволжья произошло 22 февраля в деревне Началово Астра­ханской области. В тот день в 6 часов вечера ударил набат, и к зда­нию сельсовета с двух сторон стали подступать жители. Толпа была организована типичным образом - впереди шли дети, за ними жен­щины, а мужское население замыкало шествие, что, вероятно, долж­но было продемонстрировать мирный характер протеста. В шествии приняли участие около 700 чел., притом, что всего в деревне было 980 дворов. По материалам одного из отчетов с места событий, кресть­яне обрезали телефонные провода. Некоторые были вооружены - двое прихватили охотничьи ружья, а остальные несли с собой разные тупые предметы. По мере приближения толпы, впереди кото­рой шли дети, со стороны здания раздались выстрелы - власти забар­рикадировались в нем, как только услышали набат. Выстрелы пре­вратили то, что задумывалось, как мирная демонстрация, в жестокий мятеж. Крестьяне атаковали здание, ворвались внутрь и захватили партработников, пытавшихся спастись бегством. По данным отчетов, у них быстро закончились патроны. Именно в этом бунте были убиты некоторые члены партии, которых линчевали или забили тупыми предметами. Всего за период восстания в деревне погибли 6 или 8 партработников и активистов. Первым известие о бунте дошло до соседнего колхоза, который тут же отрядил 12 чел., вооруженных ружьями. Из Астрахани были посланы 8 партийцев и дополнитель­ные отряды милиции. Доподлинно неизвестно, как закончился мя­теж, однако предполагается, что он завершился самосудом еще до того, как подоспело подкрепление. Так или иначе, 22 числа были арестованы 127 чел., 13 из них отправлены в Астрахань. На следую­щий день были задержаны еще 113 чел. - 105 мужчин и 8 женщин, среди них 78 кулаков, 11 середняков, 21 бедняк, 1 батрак и 1 колхоз­ник. Еще 20 мятежников укрылись в лесах. Количество арестов было столь велико, что специальная окружная комиссия по раскулачива­нию потребовала освободить милицейские казармы, чтобы держать в них арестованных. Как только бунт был подавлен и произведены все задержания, власти распорядились снять церковный колокол и наспех похоронить убитых. К середине марта было приняло реше­ние организовать специальный детский дом для детей, оставшихся сиротами в результате происшедшего.

В марте отряд из 700 человек попытался взять Кисловодск.

Согласно докладу сотрудника Крымского ОГПУ Салынь на 26 марта 1930 г. раскулачено и определено к выселению 16 тыс. человек.
В этом же месяце в Пителинском районе на Рязанщине восстало 11 сел и деревень. Толпа в 2-3 тысячи человек, значительная часть которых составляли женщины, двинулась на райцентр - освобождать арестованных недавно священников. Несколько милиционеров и активистов были убиты. На окраине Пителина мятежников встретили председатель Рязанского окрисполкома Штродах и секретарь окружкома Глинский с командой из 300 солдат. Штродах, из нагана застрелил одну из женщин. Толпа ринулась на него, но красноармейцы дали несколько залпов пол ней. Мятежники разбежались по деревням, перебили активистов, разобрали по дворам обобществленный скот, и лишь спустя три дня восстание было жестоко подавлено.

Жители станицы Павловской на Кубани поголовно восстали против коллективизации, начали избивать местных и приезжих коммунистов. Войска ГПУ подвергли станицу артиллерийскому обстрелу, затем выселили все 22 тыс. ее жителей. Подобным образом в станице Белая Глина казаки избили активистов и заперли их на ночь в амбар. Утром явился отряд ГПУ, согнал станичников на церковную площадь и открыл по ним пулеметный огонь. По меньшей мере, девять станиц на Кубани и четыре на Дону полностью выселили на север.
В Московской области движение крестьян охватило 5 районов. В Центрально-Черноземной области вооруженные выступления проходили с участием десятков тысяч. Так, в Козловском округе к началу марта восстание захватило 54 села, а в Карачаевской области восставшие окружили областной центр и держали его в осаде 8 дней.

Восстание в Тульчинском округе, охватившее 189 селений, официальные источники назвали полной анархией. По всему округу крестьяне блокировали или разрушали здания сельсо­ветов. В Джулинском районе вооруженная группа местных жителей захватила власть, объявив себя диктаторами района и передав управ­ление общинами старейшинам деревни. После того как мятежники согласились на проведение переговоров с представителями ОГПУ, они были арестованы, что вызвало новую сходку, на сей раз в рай­центре - Соболевке, где толпа из 600-700 чел. потребовала освобо­дить арестованных. Однако их попытки провалились. Представители властей открыли по собравшимся огонь, 20 чел. были арестованы. В деревне Горячевка Мястковского района толпа, требовавшая осво­бождения кулаков и возврата имущества, заставила отступить кон­ный отряд ОГПУ. В выступлении участвовало около 1 000 чел., впе­реди шли женщины и дети.

Секретная телеграмма Сталина, разосланная органам ОГПУ, сообщала: «Сопротивление крестьян перерастает в повстанческое движение, обстановка грозит гибелью, употреблять Красную Армию для подавления повстанцев - значит идти на разложение ее ввиду подавляющего крестьянского состава и оголить границы СССР».
По итогам ОГПУ, всего «массовых крестьянских выступлений» за год было 13 754, из них: 7 382 в связи с коллективизацией; 2 339 в связи с действиями «антисоветских элементов»; 1 487 в связи с закрытием церквей; 1 220 в связи с нехваткой продовольствия; 1 326 по разным причинам.

Продолжение следует...

СССР, История

Previous post Next post
Up