КОРРУПЦИЯ, КАК ПРИЧИНА РАЗВАЛА СССР 5

Apr 08, 2013 13:21



Неприкасаемые

Из воспоминаний Джона Поллока: «Коррупция пронизывает коммунистическое общество сверху донизу. Почти все должностные лица берут взятки. Большие суммы крутятся вокруг освобождения из тюрем и защиты от жестокого обращения. В одном случае, за перевод арестованного из тюрьмы Комиссариата [ЧК], где, как стало известно, его собирались расстрелять, в Петропавловскую крепость было заплачено 7500 рублей. Деньги отдавались повару Комиссариата. Перевод состоялся незамедлительно. В другом, самом последнем известном мне случае, за перевод с Гороховой пришлось выплатить более 100 000 рублей. Железная дорога, так же предлагала прекрасные возможности для мздоимства. Говорили, что Мария Андреева, комиссар Петрограда по театрам, заработала 2 млн. рублей на оказании помощи в решение вопроса по транспортировке рыбы из Саратова. Эта Андреева была второразрядной актрисой в Художественном театре в Москве и «гражданской» женой Максима Горького. Теперь она ездит на шикарном автомобиле в роскошных нарядах, с учётом того, что простой костюм нынче стоит тысячу рублей, и путешествует в специальном вагоне, со своим личным поваром».

Коррупция не была изжита даже в суровые сталинские времена. Например, в конце 40-х годов резонансным было дело Мосминводторга. Чтобы устроиться продавцом в московский павильон, где продавались на разлив пиво и водка, надо было дать взятку 15 000 рублей. Место заведующего павильоном стоило в два раза больше. Продавец зарабатывал на недоливе, свою долю с недолива имели и инспектора и районное отделение милиции. В результате расследования был арестован директор торга Федунов, но благодарные покровители из Секретариата Президиума верховного Совета в беде своего товарища не оставили. Федунов был помилован и вышел на свободу.
Другое громкое коррупционное дело той поры датировано 1950 годом. Тогда в Верховном суде РСФСР на взятках попались несколько членов суда и консультантов, во главе с секретарем Военной коллегии Букановым.

«Отец народов» льготы и привилегии для избранных одобрял. В 1947 году решением Политбюро ЦК ВКП (б) была в несколько раз повышена зарплата всем руководителям страны. Им стали выдавать конверты («серая зарплата»). Например, министр имел зарплату в 5 000 рублей (средняя зарплата рабочего составляла 700 рублей), в конверте получал еще 20 000 рублей, с которых естественно не надо было платить ни налогов, ни партвзносов. Да и прежних льгот никто не отменял.

Укрепившись во власти, Н.С. Хрущев пошел дальше «вождя и учителя» в деле построения коммунизма для отдельно взятых людей. Он лично приложил руку к неподсудности нового класса. КГБ и МВД было запрещено вести оперативную работу против партэлиты: депутатов, партийных, комсомольских и профсоюзных работников высшего ранга. Собранные материалы на высшую номенклатуру подлежали уничтожению. За преступления номенклатуры отвечали стрелочники. За последние 4 года правления Хрущева было расстреляно несколько сотен расхитителей социалистической собственности, однако чем выше была должность расхитителя, тем меньше шансов было его привлечь к ответственности. Заодно расширились привилегии: увеличилось число закрытых распределителей, где отоваривались «избранные», появились элитные дома на Кутузовском и Ленинском проспектах, с роскошными квартирами в четыре-пять комнат, огромные холлы и непременная обслуга в лице хозяйки и экономки.

В 1958 году в судах рассмотрено 1 241 уголовных дел по факту взяточничества. С каждым последующем годом количество уголовных дел связанных с коррупцией только росло. Но так как среди привлеченных к ответственности практически не было представителей власти, то «раковая опухоль» только разрасталась.

География таких преступлений - весь Советский союз. Вот несколько из них, которые вызвали наибольший резонанс:

В 60-х годах, в Москве, была разоблачена группа расхитителей во главе с директором универмага «Москва» Марией Коршиловой, которые за 5 лет похитили государственное имущество на сумму 2,5 миллиона рублей (расстрельная сумма!). Благодаря покровительству секретаря ЦК КПСС Екатерины Фурцевой, Коршилова избежала наказания и вскоре вновь возглавила один из крупных магазинов Москвы. Ее двум подельникам не обладавшим такими связями повезло меньше - по приговору суда они были расстреляны.

В 1961 году, после инспекторской проверки из Москвы, вскрылись махинации руководства Таджикистана со сдачей хлопка государству. Суть заключалась в завышении качества хлопко-волокна. За это платились взятки должностным лицам, как в республике, так и в Москве. В результате первый секретарь ЦК КП Таджикистана Турсун Ульджабаев был исключен из партии (восстановлен в 1986 году) и назначен директором совхоза.

После своего прихода к власти Гейдар Алиев на закрытом совещании ЦК КП Азербайджана сообщил о фактах продажи за деньги высших партийных должностей. Должность 1-го секретаря райкома партии стоила 200 тысяч рублей, 2-го секретаря - 100 тысяч, министра коммунального хозяйства - 150 тысяч, министра социального обеспечения - 120 тысяч, ректора вуза - 100-200 тысяч, начальника райотдела милиции - 50 тысяч, районного прокурора - 30 тысяч и т.д.

Как выяснилось позднее, продавались не только должности и не только в Азербайджане. Первый секретарь Хорезмского обкома партии Худайбергенов М. Х. в заявлении на имя Генерального прокурора СССР Рекункова А. М. рассказал о факте дачи им взятки первому секретарю ЦК КП Узбекистана Рашидову Ш. Р. в 1982 г. в сумме полутора миллионов рублей за обещание присвоить звание Героя Социалистического Труда. Алимбаю Примову пришлось, к примеру, раскошелиться на партбилет. Заместитель министра внутренних дел УзССР Таштемир Кахраманов на допросах никак не мог внятно объяснить, как ему, родившемуся в 1940 г., удалось получить медали за участие в Великой Отечественной войне и оборону Халкин-Гола.

В конце 70-х дела «цеховиков» в Чечено-Ингушетии.

В 1978 году в Краснодарском крае разразилось громкое дело «Океан» в результате которого заместитель министра Министерства рыбного хозяйства Владимир Рытов был приговорен к расстрелу, а министра Алексея Ишкова заставили вернуть в казну 260 тыс. рублей доказанных взяток и отправили на пенсию. Когда КГБ предложил посадить за коррупцию и министра рыбного хозяйства Ишкова, то вступился сам Брежнев, сказав, что неудобно, так как Ишков является кандидатом в члены ЦК. Председатель Хостинского райисполкома после своего допроса покончил жизнь самоубийством. Несмотря на сопротивление, следствием все же был привлечен к уголовной ответственности и в дальнейшем осужден секретарь Сочинского горкома партии Мерзлый. Оказались в тюрьме второй секретарь Сочинского ГК КПСС Тарановский, заведующий отделом административных и торгово-финансовых органов Перепадя, ряд руководителей торговли и общественного питания Сочи. Ряды арестантов пополнил бывший секретарь Краснодарского крайкома партии, а непосредственно перед арестом - уже заместитель министра мясомолочной промышленности СССР Тарада. У него были изъяты деньги и ценности на сумму свыше 350 тысяч рублей (официальная зарплата чиновника его уровня тогда не превышала 400 рублей) и «нажитое имущество», которое при переезде в Москву перевозилось на рефрижераторах. Был арестован председатель партийной комиссии крайкома Карнаухов, другие высокопоставленные чиновники, бывшие к тому же депутатами местных Советов. Однако после вмешательства Брежнева расследование было остановлено. Под давлением Андропова Сергея Медунова перевели в замминистры, а заместитель Генерального прокурора СССР по следствию Найдёнов лишился своей должности.

В Грузии местной прокуратурой был арестован секретарь ЦК КП Грузии. Грузию граждане СССР за глаза называли «родиной миллионеров» (доля рабочего класса там составляла 2%). Как-то в начале 70-х  на одном из совещаний в Москве Щелоков упрекнул Шеварнадзе в том, что служба ГАИ Грузии занимается денежными поборами и количество таких мздоимцев составляет чуть ли не 50 % личного состава. Шеварнадзе, загримировавшись под рядового гражданина, за рулем обычного «москвича» проехал по дорогам Тбилиси. Результат потряс его. Поборами занимались не 50 % сотрудников ГАИ, а все 100 %. Предшественник Шеварнадзе - Василий Мжаванадзе, из-за коррупционного скандала подал в отставку, получил квартиру, дачу и персональную пенсию. Центральная партийная газета «Заря Востока» так оценила его деятельность: «Протекционизм, местничество, землячество, карьеризм процветают на почве родственных связей и коррупции… жены и члены семьи начинают подменять на должности своих высокопоставленных мужей, в узком родственном, семейном, приятельском кругу начинают решаться государственные проблемы…»

О коррупции в Армении говорил в 1979 году, выступая на кинофестивале в Киеве, кинорежиссер А. Мкртчян: «Коррупция - это раковая опухоль, которая мешает жить. Надо бороться с коррупцией, охватившей всю республику, но результата мы вряд ли добьемся…» На июньском Пленуме ЦК КПСС в 1987 году М.С. Горбачев в своем выступлении указал, что руководство ЦК Компартии Армении не борется со взяточничеством, спекуляцией и протекционизмом.

В Эстонии, в 1981 году, разразилось «дело Хинта», по которому взыскано 870 000 рублей.

В 1987 году арестован начальник ОБХСС Одессы А. Малышев, протеже самого Гейдара Алиева. Прокуроров, следователей, оперативников участвовавших в расследовании поувольняли, Малышева освободили и восстановили в прежней должности, дело о коррупции прекратили.

У соседей - дело второго секретаря ЦК КП Молдавии В.Смирнова.

Продолжение следует...

СССР, История

Previous post Next post
Up