Шахматы и реклама

May 05, 2010 07:15




Шахматы - чрезвычайно полезная и увлекательная игра. Это является достаточным поводом для того, чтобы заниматься её популяризацией. Профессионалам же особенно важно уделять внимание продвижению шахмат, ибо, чем более востребован данный вид деятельности, тем выше их собственный статус. Так почему же шахматы находятся на задворках медийного пространства?

По историческим причинам на сегодняшний день шахматы - это все ещё советская кухня. Большинство шахматистов и шахматных деятелей созревали в атмосфере, когда в рекламе не было необходимости. Многие из них до сих пор считают, что «только плохой товар нуждается в рекламе, хороший пойдет и так», а слово «пиар» у них и вовсе вызывает грязные ассоциации.

Если посмотреть на коммерчески успешные виды спорта, то видно невооруженным глазом, что там все построено вокруг культа лучших спортсменов. Про них пишут в СМИ, они посещают различные мероприятия («тусовки»), имеют профессиональные личные сайты, являются лицами различных компаний, активно проявляют свою гражданскую позицию. То есть ведут образ жизни, присущий понятию «селебрити».

У шахматистов же все иначе. Принято отождествлять СМИ с желтой прессой. Если о ком-то написали в солидном издании, то это повод презрительно фыркнуть и отметить, что «вот мол, делать человеку нечего, ПИАРИТСЯ». Едва гроссмейстер засветился на публичном мероприятии, так скажут: «Так-так, тусовочник, далеко не пойдет!». Когда появляется информация о том, что кто-то подписал рекламный контракт, то опять надо заклеймить отступника: «Продался!»
Подобный подход является типично завистническим, неконструктивным, декадентским. Он приводит к позиции «они плохие, я хороший», когда человек не желает жить по законам общества, зато искренне уверен, что ему все должны. Либо государство («я мастер, столько лет занимался шахматами, платите мне теперь стипендию»), либо бизнес («давайте-ка проводите очередной линарес, приглашайте меня и платите приличные суммы»). При этом совершенно игнорируются базовые законы здорового рынка, в частности, взаимовыгодность деловых отношений. Априори подразумевается наличие большого количества меценатов, жаждущих поделиться финансами безвозмездно или ради призрачных имиджевых бонусов.

Первое, с чего надо начать - это не с конкретики уровня упрощения правил и обдумывания, как бы продвинуть блиц на ТВ. Важно поменять свое отношение к шахматам и обществу. Повернуться к нему лицом и начать конструктивно сотрудничать, а не ждать подачек (вариант: требовать, угрожая расправой).

Увы, на сегодняшний день среди активно играющих шахматистов практически нет медийных персонажей. Среди мужчин абсолютный лидер - Магнус Карлсен. Среди женщин - Александра Костенюк и Наталья Погонина (к слову, подписавшая на днях еще один рекламный контракт - с IT-компанией 99Games). Остальные же, при всем уважении к их таланту, масштабу личности и шахматным заслугам, известны преимущественно локально, только среди шахматистов, либо же добились глобальной популярности «вопреки». Так, например, чемпиона мира по шахматам (речь идет не об Ананде, а об абстрактном носителе титула) многие узнают «автоматом», вне зависимости от его желания.

Мне очень хочется верить, что ситуация изменится к лучшему.

Мысли вслух, шахматы

Previous post Next post
Up