О моральном долге перед самим собой

Jan 02, 2009 13:36

Я не верю в судьбу. Считаю, что человек - сам кузнец своего счастья, способный выстраивать жизнь в соответствии с собственными предпочтениями.
Но иногда складывается впечатление, что какая-то невидимая рука издевательски не даёт нам двигаться дальше. Вот нам и не дано найти себе место, подобно призраку, который не может упокоиться с миром и вынужден греметь цепями но ночам. Для меня кандалами морального долга являются шахматы.

Помню, как в 4 года отец научил меня передвигать фигурки. Я плакал после поражений и играть не любил. Хитрый конь, скачущий по замысловатой букве
"Г", несложные жертвы пешек ради матовой атаки - сначала папа давал мне ферзя, потом ладью, слона, а далее фора как-то стала ненужна.
Я самостоятельно изучил нотацию и начал почитывать книжки - увы, попались не самые замечательные образцы. Гик, Суэтин, партии Ботвинника - всё это не лучшим
образом отразилось на моём понимании шахмат и стиле. До сих пор страдаю от того, что хочется играть раскованно, ярко, остро,
а схемы отработаны в стиле Михаила Моисеевича. Играл с близкими, в кругу семьи.
Записаться в кружок не хватило желания, знаний и самостоятельности, а родители не хотели, чтобы я занимался шахматами "серьёзно".

Учёба в Швеции. Тренер - высокий, красивый, яркий. Кажется, мм. Считал меня лучшим своим протеже, а я его не подводил - громил всех направо и налево.
Потом надоело, не пришёл на какой-то отбор, а далее мне сказали, что по правилам не полагается играть в "высшей лиге", если туда не вышел.
Я плюнул на всё, высокомерно отказался возиться в "лягушатнике" и не стал участвовать. Зато когда триумфаторы нашей школы приезжали с кубками и медалями,
то попадали "на проверку" ко мне и бывали нещадно биты. В конце концов тренеру стало неудобно, и он взял меня на детское первенство северо-запада Швеции.
Там я шёл весьма успешно, пока в одном из последних раундов какой-то викинг не предложил мне жестами сыграть до начала тура.
Я победил, а он подозвал судью, сказал, что это была "разминка", потребовал переигровки. Оскорбившись (шведского я не знал, так что поспорить не было возможности), я играл растерянно и довольно быстро потерпел поражение, после чего весь турнир пошёл насмарку. В Швеции особенно рельефно проступили мои шахматные (и не только)
достоинства и недостатки - обострённое чувство справедливости, талант, недостаточная практичность, гордыня.

Канада. Тренер - улыбчивый учитель физики, обучавший азам игры и параллельно приторговывающий сникерсами и газировкой ("дешевле, чем в автомате!").
Разношёрстная группа - от слабеньких рейтинговых шахматистов до откровенных профанов, думающих, что обыграют всех началом "детский мат"
(ещё и на деньги катали!). Участвую в турнире, выигрываю все партии. Не еду на Ниагарский водопад, так как нужно отыграть последние туры на выходных.
Личная встреча с тренером - победа. В итоге золотая медаль, абсолютный результат. Но, как хитро заметил "маэстро", "твоё имя не увековечат на школьном
трофее, так как надо три раза выиграть". Уехал, не случилось...

Последние классы школы в России. Кажется, с совета мамы "попробовать" записываюсь в турнир безразрядников. Играть смешно - большинство соперников куда
как младше. Побеждаю без труда с абсолютным результатом. Турнир 4-ой категории - та же ситуация. 3-ей - тоже под 0. Всё ещё не занимаюсь, только хожу
иногда поиграть в блиц с ребятами или 3 к 5 с дедулей - главой шахматного клуба Академгородка.
Далее первенство района среди 3-их -
там иду уверенно, как каток, не представляя, как можно с кем-то делиться очками. В последнем туре катаю вдупель равный ладейник, жду, пока оппонент зевнёт.
Его папа возмущается вслух и требует у судьи, чтобы он это прекратил. В конце концов ничья, единоличное первое место. Дедуля доволен - говорит всем,
что это по его совету я отфиксировал ничью, чтобы гарантированно выиграть турнир. Я же, пропустив несложный вариант,
обиженно фыркаю носом и думаю "ну-ну, упустил бы я его на =, если бы мог выиграть!". Итак, со свежеиспечённым 2-ым разрядом отправляюсь в серьёзную
международную швейцарку, где играют опытные 2 и 1-разрядники. И там...отдаю всё подряд! Худшие, лучшие, равные - всё сливаю. В последнем туре
набрал первые полочка, так весь зал смеялся, даже судьи. Холодный душ, который меня многому научил. Анализ ошибок, психологический настрой - пара турниров, возвращение в ту же швейцарку через год. Набираю там 5 очков (в 10 раз больше!), выполняю первый разряд.

Знакомый мф предлагает молодым перворазрядникам-кмс уроки в "Профессиональной шахматной школе". Тонны впечатлений, общение с 2 мм и 2 мф.
Поступление в университет, "выпускное" интервью школьной газете. Зашла речь и о шахматах. Вспомнилась недавно и кольнула в сердце фраза "как стану мастером,
так сообщу". Увы, занятия в секции были бессистемными и непродолжительными...
Менее чем через год наша группа распалась, и мы с друзьями снова пустились в свободное плавание. Пробую играть в
рейтинговых турнирах, получаю скромный ЭЛО. Погружаюсь в работу, дебаты, паэурлифтинг и другие интересы. На шахматы времени не остаётся. Иногда развлекаюсь в
турнирах по блицу или быстрым (вживую и в инете). Стабильности нет - победы над обладателями званий могут сочетаться со сливом второразряднику.

Прошло 5 лет, новое кольцо на древе жизни. Его символ - шутливый комментарий коллеги-дебатёра "уж лучше бы ты в шахматы играл". Я не обиделся, а подумал:
почему бы и нет? Посмотрим, куда заведёт меня Попытка №5...

Интересно, а знакома ли вам ситуация "морального долга", подобная моей?

Опрос, шахматы

Previous post Next post
Up