Болонская конвенция и РФ: мифы и реальность

Aug 14, 2008 22:36

По просьбе
Катюшки набросал заметку для одной газеты о Болонской конвенции и том, как присоединение к ней повлияет на российскую систему образования. Надеюсь, она покажется вам небезынтересной.

Явившись на интервью в офис одной крупной международной компании, я коротал время, прислушиваясь к диалогу двух других соискателей:
- Я-то как PhD подавал… - хвастался молодой паренёк с проницательным взглядом
- А ты правда PhD? - несколько высокомерно поинтересовался его собеседник
- Ну, кандидат (хитро улыбнулся парень), но это ведь стандартная практика. Специалисты тоже пишут, что они магистры…

Действительно, общаясь с западными коллегами, кандидаты наук выдают себя за PhD, а «подлинные» PhD, приезжающие в Россию, претендуют на звание доктора наук. К счастью, ситуация имеет все шансы измениться к лучшему, так как в 2003 году Россия подписала Болонскую конвенцию, основными положениями которой являются унификация образовательных стандартов и создание единого европейского образовательного пространства.

Применительно к вузам Болонская конвенция предусматривает переход на двухступенчатую систему образования, принятую на Западе (таким образом, специалисты, «не рыба, не мясо» отечественной науки, более выпускаться не будут). Согласно ей студенты, проучившиеся 3-4 года, могут претендовать на звание бакалавра, достаточное для трудоустройства в индустрии. Магистерская программа, как правило, рассчитанная ещё на два года, позволяет подготовить специалистов высокого класса, ориентированных на работу в IT, IB, консалтинге и других challenging областях. Важно отметить, что сложившийся в России стереотип необходимости прохождения дорожки «бакалавр - магистр - кандидат наук» неактуален для Запада, где звание магистра воспринимается как professional, а не academic degree, и получается в основном людьми, планирующими строить карьеру в бизнесе. Те, кто желают заниматься наукой, поступают на PhD программу сразу по окончании бакалавриата.

Отказ от запутанной системы «бакалавр-специалист-магистр» позволит сэкономить бюджетные деньги за счет перехода на единую учебную программу (сейчас специалистов готовят по одной схеме, магистров - по другой) и сокращения числа студентов. Действительно, учитывая вышесказанное, поток молодых людей, желающих поступить в магистратуру, должен уменьшиться. Зато появится возможность сделать подготовку магистрантов более адекватной современным реалиям, ориентированной на решение бизнес-задач. Ведь сейчас, как известно, обучение в магистратуре практически не даёт знаний, необходимых для работы в индустрии. Как следствие, на рынке дефицит кадров, а работодатели тратят время и деньги на то, чтобы подготовить нужных специалистов или имплементировать в учебный процесс собственные проприетарные курсы.

Вторым преимуществом перехода на Болонскую систему станет возможность безболезненно проходить стажировки в других европейских странах. Статус-кво не вызывает оптимизма: в большинстве случаев студент, пожелавший поучиться за рубежом, вынужден брать академический отпуск или прибегать к каким-либо иным ухищрениям, ведь его родной вуз (особенно если он причисляет себя к элитным) не согласится засчитать год, проведённый «непонятно где». Унификация образовательных стандартов и введение системы кредитов (баллов, получаемых за сдачу того или иного курса) позволит избежать досадных недоразумений и даст нашим молодым людям шанс расширить свой кругозор и овладеть иностранными языками, обучаясь в зарубежных вузах и не подвергаясь за это гонениям в альма-матер.

Кредитная система имеет ещё одно важное достоинство: студенты наконец-то получат возможность самостоятельно выбирать хотя бы часть предметов. Ведь сейчас, увы, всех учащихся «стригут под одну гребёнку», не оставляют им простора для проявления инициативы, вынуждают изучать те дисциплины, к которым у них абсолютно не лежит душа, в то время как интересующие их предметы остаются вне досягания.

Четвёртым очевидным плюсом Болонского процесса является то, что дипломы российских вузов станут более «прозрачными» для западных работодателей, а процесс их нострификации канет в лету. Противники реформы прибегают к риторическим уловкам, ссылаясь на то, что «мы тем самым помогаем нашим специалистам уехать за рубеж, способствуем утечке мозгов». Складывается впечатление, что авторы подобных высказываний ментально прочно застряли в Советском Союзе, в котором западные компании просто не оперировали. Обмен кадрами и возможность свободно перемещаться по миру, выбирая, где работать и учиться, - это важное преимущество, хотя критики могут это и не признавать. Но даже им будет нелегко поспорить с тем, что реформа существенно облегчит жизнь многочисленным выпускникам, заинтересованным в трудоустройстве в международных корпорациях. А ведь их значительно больше, чем желающих эмигрировать!

Ещё один популярный приём - выставлять Болонскую конвенцию в роли козла отпущения. Ввели ЕГЭ - виновата Болонская конвенция. Плохо преподают - снова она. Взятничество в вузах - а что же ещё? Безусловно, состояние нашей образовательной системы далеко от идеального, но это как раз является поводом для того, чтобы задуматься: а действительно ли заложенные в её основу принципы так хороши? По ностальгическим и иным соображениям сейчас очень популярен миф о доминации советской науки в мире, высочайшей квалификации наших специалистов, переманить которых мечтает любой коварный буржуй. К сожалению, в рамках этой статьи у нас не будет возможности рассмотреть этот вопрос более детально. Отмечу лишь, что положение дел с образованием в СССР было не столь радужным, как принято полагать у, в первую очередь, людей, его не заставших, а многие проблемы, актуальные для современной российской системы образования, уходят корнями ещё в советскую эпоху.

Примечательно, что параллельно с Болонскими реформами нужно осуществлять и иные преобразования, направленные на оздоровление российской науки. Так, ни для кого не секрет, что количество студентов и аспирантов в России непрерывно растёт, а качество обучения, напротив, падает. Возвращение высшему образованию статуса элитарного (путем сокращения числа вузов, более жесткого контроля за учебным процессом и образовательными стандартами и т.п.) и перевод армии на контрактную основу позволили бы решить данную проблему.

Резюмируя вышесказанное, хочется ещё раз подчеркнуть, что подписание Болонского соглашения Россией является обоснованным и разумным шагом, направленным на улучшение отечественной системы образования. Тем не менее, в любой реформе есть две важных составляющих: содержание и механизм его воплощения. Надеюсь, что нам удастся избежать ситуации «хотели как лучше, а получилось как всегда». Поживём-увидим, ведь Болонская конвенция предусматривает создание единого европейского образовательного пространства уже к 2010 году.

Инфо, Мысли вслух, Учёба

Previous post Next post
Up