Полезла сегодня за какой-то бумагой в архивы. Наткнулась на совершенно ненужный диплом об окончании
![](http://pics.livejournal.com/tchitchinka2/pic/0001gp1e/s640x480)
музыкалки номер 10 города Москвы. Раскрыла, поностальгировала и вспомнилось анекдотичное.
Тогда бессменным руководителей Союза Композиторов был Тихон Хренников, а у нас преподавала его ученица Чудова, так что его творчество мы изучали. И были рады поржать над байками.
В 1957 году публике была представлена опера Хренникова "Мать". Там хор поет : "Мать твою, мать твою, мать твою,- Мать твою арестова - а - али"! И Никита Богословский разразился эпиграммой: «В Большом премьера новая, билетов в кассе нет. Но музыка хреновая и матерный сюжет».
Жена Хренникова, пианистка по образованию Клара Вакс, была музыкальным критиком, командовала в Союзе композиторов целой армией музыковедов и усердно пропагандировала творчество мужа.
Жена знаменитого Шумана тоже была пианисткой и звали ее тоже Кларой. Кларой Вик. Это роковое совпадение послужило сюжетом для эпиграммы Богословского: «С карьерой тот простится вмиг, кто скажет необдуманно, что Кларе Вакс до Клары Вик - как Тихону до Шумана».
Клара Арнольдовна спустила на злого забияку свору музыкальных критиков. И получила в ответ: «Клара командует Союзом композиторов из-под Тишка».
Прокофьева я обожаю. Но и на него случилась проруха-написал оперу "Повесть о настоящем человеке" по одноименной повести Бориса Полевого, основанной на подлинных фактах биографии летчика Маресьева. Очевидцы по сей день цитируют шедевральные фразы, начиная с хорового пения врачей: "Отрежем, отрежем Маресьеву ноги!", заканчивая сольной партией героя: "Не надо, не надо, я буду летать!". А фраза "Резать - и никаких разговоров" впоследствии стала театральным анекдотом.
Хотя более подходящим названием было бы: "Ноги Маресьева". Кто кого: "Ноги" Прокофьева или "Нос" Шостаковича?