Aug 31, 2008 15:16
Вчера по каналу " Россия" показывали этот фильм. Вспомнил свои впечатления от него двухгодичной давности. ( скоро уже ноябрь, надо будет новые писать) ( радость).
Точно также, как театр начинается с вешалки, каждый фильм о Джеймсе Бонде начинается с пролога, своего рода маленького фильма. Так ведется с первых фильмов - « Доктор «Но» в 1961 г. ( сцена убийства Стрэнгуэйза псевдо- слепцами) и «Из России, с любовью» в 1962г. ( сцена поединка Донована Гранта и псевдо -Бонда). Роль пролога чрезвычайна важна в большинстве фильмов, он показывает, что будет дальше или содержит завязку действия фильма.
Завязка нового фильма также определяет и действие, и идею фильма. Важно само появление Бонда - Крэйга. Он возникает из темноты ( как и на рекламном плакате) и представляет собой загадку, которую мы должны разгадать. Интересны воспоминания Бонда о первом убийстве с лицензией : черно- белые, отрывистые, резкие. А когда слышится сердцебиение , то зрители становятся не только свидетелями, но и участниками убийства, переживая это вживую.
Разговор Бонда и его противника содержит почти неуловимый спор со зрителем, который также не верит ( или сомневается) в силах и способностях Бонда- Крейга. Вообще диалоги в фильме наполнены двойным и тройным смыслом и содержат множество ссылок (или даже полемики ) на эпизоды из других фильмов о Бонде .И тут появляется черный юмор Бонда , возникший в книгах Флеминга и перешедший в кино. Фраза Бонда : «Это действительно проще», произнесенная спокойно и размеренно , звучит ( для меня лично) -как крик души. Согласитесь, что одно дело убивать человека защищая свою или чужую жизнь, из мести или в состоянии аффекта . Но совсем другое- убить незнакомого человека, просто по приказу. И Бонд- Крейг чувствует, что с этим убийством что-то в нем изменится, что он станет другим человеком. Но каким??? Это неизвестно ни Бонду, не нам.
Клип также содержит зашифрованную информацию. В драках в клипе Бонд показан в виде черного силуэта .Т. е. как- бы скрыт от нас, и образ Бонда -Крэйга является загадкой. Мы также видим лицо Веспер на карточной даме, возникающее в оптическом прицеле .Но именно карточная дама едва не погубила Бонда в романе.
Затем мы видим его на оперативной работе на Мадагаскаре. Это для него обычная профессиональная рутина , для нас- все это в новинку. Следить за каким-то обожженным африканцем , вместо того что -бы взорвать склад боеприпасов или угнать новейший самолет??? В сценах погони ясно виден замысел сценаристов и режиссера : максимально приблизиться к реальной жизни, они сознательно отказываются от привычных для Бонда «эффектов».Скажем, очень легко и удобно было бы сделать сценку Бонда с коброй. Роджер Мур в фильме «Живи и дай умереть» бегал по крокодилам. Или погоня на стройке. Бонда приходится нелегко и больно. И ему не все удается. Заинтересовала привычка Бонда- когда он падает, то опустившись на землю трясет по собачьи головой , приходя в себя. Так реалистично! Прежний Бонд вытащил бы африканца из посольства живым, но в новом фильме предпочитают реализм.
Изменился и облик М. Если раньше М. была этаким символом государственной системы, то сейчас она- просто далеко немолодая женщина, устающая от работы и забот о судьбах мира, четко проводящая грань между работой и домом, и не терпящая этого нарушения. Как не странно , крайне строгая М. в фильме очень приближена к литературному образу М. , который относился к бедному Бонду весьма жестко .Задел за живое диалог М. и Бонда ( по памяти) :
- Знала что вас рано повышать до двух нулей.
- Вашу ошибку быстро исправят. Агенты с двумя нулями не живут долго.
Эта сцена меня буквально потрясла. Тут очень хорошо сыграл и Крэйг и актер дубляжа .Крэйг такой спокойный и фраза произнесена ( по крайней мере, в русской редакции) без надрыва ,спокойно, немного отрешенно, как констатация факта. Т.е. Бонд знает, что шансы умереть у него в ближайшем будущем очень высоки, что смерть ходит рядом, и примирился с этим. Когда я это услышал , мне так плохо и грустно стало , так захотелось заорать на весь кинотеатр : « Не умирай!!!» , утешить его.
Багамы. И здесь вновь совершенно все по другому ( в более реальном и если хотите , приближенном к зрителю) обыгрывается привычная для Бонда обстановка модных курортов и дорогих отелей .Но Бонд Крэйга одет по простому и его можно даже принять за служащего.Сцена с разбитой машиной остроумна и актуальна- Бонду Крэйга ( как и Бонду Флеминга) не нравятся богатые люди , ведущие себя высокомерно и по свински.
Сцена на пляже как -бы пародирует привычные сцены бондианы. Когда Бонд выходит из вод Атлантического океана , то мне сразу вспомнилась сцена из «Доктор «Но», где почти также из воды выходит Урсула Андреас. Но сейчас уже Крэйг демонстрирует свое тело, что бы сразить прекрасный пол ( я имею в виду не только красавиц на пляже, но и зрительниц в кинозале) .Поскольку у него на правой руке татуировка, то он двигался в основном левой стороной.
Выигрыш машины «Остин- Мартин» ( той самой , на которой Бонд ездил в « Голдфингере» )тоже многозначителен. Если раньше Бонду все давали в секретной службе, то сейчас он вынужден все добывать своими силами. И действительно, Бонд Крейга ( как и Бонд в романах Флеминга) небогат.
Очень интересен эпизод с девушкой Бонда. Невозможно себе представить, что Бонд отказался бы провести хотя бы полчаса в объятиях красавицы .Сценаристы прежних фильмов о Бонде нашли бы для бонда хоть полчаса для любовного завершения романтической встречи. Вспоминается эпизод из фильма « Всполохи при свете дня » , где в окончании пролога Бонд в исполнении Далтона сваливается в буквальном смысле на яхту одной красавицы, и звоня с ее телефона говорит что-то вроде : « Буду сейчас.» А поглядев на нее- уточняет «Через полтора часа».Но для нового Бонда- работа важнее всего.
Сцена в аэропорту очень динамична и мы опять видим, что Бонду все удается не без труда, через кровь, чего не было в прежних фильмах. Синяками и ссадинами порыто все лицо. Только в этом эпизоде Бонд Крейга , наверное, получил более ран , чем прежний Бонд получал бы за весь иной фильм . В том, что террорист взорвал сам себя, виден прежний черный юмор Бонда.
Когда Бонд вместе с М. говорят о убитой жене Деметриоса и смотрят на ее тело , мне почему то вспомнился эпизод с Джил из «Голдфингера».Вероятно, потому что Бонда Крейга одолевали те же мысли :
« Бонд закрыл глаза , пытаясь справиться с накатившей на него волной отвращения. Еще смерть !Еще кровь на его руках! Теперь это последствия небрежного жеста, совершенно ненужной бравады, приведшей к приятно проведенному времени с красивой девушкой, которая ему понравилась .Бонд сжал кулак так, что ногти впились в ладонь. Он во что бы то не стало повесит на Голдфингера это убийство, пусть даже это будет последним деянием в его жизни. Что же до него самого…Бонд знал, что эту смерть он не сможет списать на специфику своей работы. Гибель Джил будет на его совести до конца дней.»
Встреча Бонда и Веспер несет большую смысловую нагрузку, ибо, по моему мнению ( возможно , и ошибочному) - именно она главный противник Бонда Их пикировка в поезде, как уже говорилась на этом форуме- гениальна, ибо мы узнаем множество информации о героях. Перед нами предстают не супершпионы, а обычные люди с их горестями, комплексами и проблемами. Что , разумеется, располагает к ним зрителя.
Действительно, Бонд- сирота . Он лишился отца и матери ( подданной Швейцарии) , в девичестве Де ла Круа, которые погибли при восхождении в горах Шамбуа, когда Джеймсу было 11 лет.
Действительно, в Итоне Бонду пришлось туго. Видимо , из стыдливости ,сценаристы приписали устами Веспер Итонские проблемы Бонда бедности. По настоящему отец записал Бонда в Итон еще при рождении, и в возрасте 13 лет Джеймс поступил туда. Учеба ( чего скрывать?) была и малоудовлетворительна и непродолжительна. Спустя два семестра Бонда… выгнали из школы. Обстоятельства происшедшего можно увидеть в фильме « Секретная жизнь Йена Флеминга» ( он выпускался на видео в России в начале 90-х).После этого Бонд учился в школе в Феттес , откуда в 17 лет сбежал на Вторую Мировую войну, приписав себе два года и поступил на военную службу. Правда, немного непонятно, почему сценаристы изобразили Бонда выходцем из бедноты… Он родился в 1914 г, в год начала первой Мировой войны. Известно, что его отец был зарубежным представителем оружейной фирмы «Виккерс» и детские годы Бонд провел в Европе, за границей. То ли Бонд предпочел не разубеждать Веспер в ее догадках , то ли сценаристы посчитали , что Бонд- сирота из бедноты вызовет дополнительную симпатию и сочувствие зрителей.
В гостинице Бонд действует вполне открыто , даже бравируя и Веспер совершенно права , упрекая его в неосторожности. Но осторожность и Бонд- явления несовместимые.
Перед игрой пикировки Бонда и Веспер продолжаются. Совершенно гениальна сцена со смокингом. Гениально написана сценаристами и сыграна Крэйгом. Впервые в фильме мы видим его в смокинге. Бонд , надев его, как бы присматривается , как бы приглашая нас разглядеть его в «рабочей одежде агента 007». Он как бы оценивает сам себя на соответствие привычному образу. Мелькает какое-то неуловимое сходство с Шоном в первых фильмах.
В казино опять мелькает и черный юмор Бонда и его самоуверенность . Но если последнее ранее воспринималось в прежних фильмах как обычна составляющая Бонда ( даже песня была «Nobody does it better» - «Никто не сделает лучше» в фильме «Шпион , который меня любил»)- то сейчас это действительно воспринимается как «Эго» Бонда огромных размеров. Эпизод с дракой на лестнице несет несколько составляющих :
1. Бонд не проход мимо криков , доносящихся из-за двери номера . Ну не способен он пройти мимо ! Сразу вспомнился мне очень похожий эпизод в романе Флеминга «Шпион , который меня любил». И там Бонд , проезжая мимо гостиницы , заподозрив, что там неладное творится, не смог проехать мимо, и рискуя жизнью , спас девушку.
2 Мы видим как невнимательность подвела Бонда- увидели в его ухе микрофон.
3. Драка на лестнице очень хорошо сыграна . Веспер в ужасе : сначала от того, что ее могут убить, а потом- из-за того , что на ее глазах Бонд убивает. Безукоризненный смокинг Бонда весь в крови. Я спрашиваю : когда и в каких фильмах кровь врага орошала смокинг 007? Вроде такого и не было. И снова на наших глазах происходит убийство , совершенное Бондом : медленное удушение во всех подробностях.
Лишить человека жизни- это непросто даже для агента с правом на убийство. Видно , как трясутся руки Бонда, как он тяжело дышит, как пот выступает на его лице. Спиртное идет как для внутреннего , так и для внешнего употребления.
После очередного поединка за карточным столом он возвращается к себе в номер и обнаруживает Веспер в невменяемом состоянии. Пережить нападение и угрозу жизни, видеть убийство двух людей- нелегкое испытание и тяжелый шок. И тут мы вновь видим нового Бонда , если так можно выразиться «Бонда с человеческим лицом».Как он садится , прямо в рубашке и брюках рядом с Веспер под душ, как с ней разговаривает, как облизывает ее пальцы. Приходит на ум эпизод из романа «Шаровая молния», глава «Как съесть девушку». Но если там было соблазнение, то в данном эпизоде , даже такой строгий пуританин как я, увидел только сострадание и желание утешить.
Бонд проигрывает Ле Шифру все . И теряет свою невозмутимость, готовясь прирезать его. Но тут появляется Лейтер .
Сцена отравления показывает вновь Бонда человеком из плоти и крови , которому больно, который может умереть .Крейг хорошо играет отравленного , а фраза «Да я молчу» прекрасный образец черного юмора Бонда.И даже техника может не сработать и на помощь приходит Веспер как ангел. И опять Бонд полон черного юмора.
Многие из зрителей упрекали Бонда, что тот свою машину разбил , отвернув перед лежащей Веспер. Надо заметить, что в романе Веспер ему под колеса не укладывали.
Цитата из романа :
«В мгновение под его правым крылом блеснула сталью дорожка из острых шипов.»
Зато сцена аварии показана прямо по роману :
«Бонд машинально нажал на тормоз, стараясь выправить резкий занос, но лишь на долю секунды сумел выровнять машину .Покрышки с правых колес сорвало, и тяжелую машину со скрежетом развернуло поперек дороги , швырнуло боком влево на насыпь и снова выбросило на шоссе. Передние колеса медленно оторвались от асфальта, все еще святящиеся фары нацелились в небо , машина на миг замерла и наконец рухнула, сминая кузов и дробя стекла».
К сожалению, сцена пытки недостаточно показана или объяснена в фильме. Да еще наша публика в кинотеатрах…
Когда показали голого Крейга , я впал в легкий шок:
1. Впервые увидел голого Бонда .Конечно, у каждого времени свои понятия. Когда в 1962 г. в фильме «Из России , с любовью» показали Шона в гостинице в Стамбуле обвязанного полотенцем, то это тоже был громадный прорыв. Но когда соседи начали обсуждать его живот и тело , стало так неловко… Голый Бонд выглядит таким слабым , беззащитным .И эта лопоухость Крэйга…Его так жалко!
2.Сценаристы опять прибегли к черному юмору Бонда, который не покидает его даже в такой критической ситуации. Но многие зрители его не поняли. Те, кто читал книгу , помнят, чего хотел Бонд .
Цитата из романа :
«Он знал, что в пытках самое худшее - начало. Потом нервы все слабее и слабее откликаются на боль, пока не придет беспамятство или смерть. Единственная надежда- быстрее достичь этой запредельной боли. А там можно отпустить тормоза и катиться под гору.»
К сожалению, в фильме это в принципе показано, но не объяснено. И зритель до этого не дошел сам , а сценаристы его до этого не довели.
Выздоравливающий Бонд в качалке очень хорош. По книге у Бонда остался белесый трехдюймовый шрам на правой щеке- и он показан на лице!!! А кодовое слово - «Веспер» - как шифр !Можно ли сказать, что прежних фильмах Бонд мог влюбиться? Даже Лезенби не производил впечатление влюбленного ( хотя ему сам автор велел). А Бонд Крейга- может!!!
Разговор о пальчике агента вызвал у меня воспоминание о эпизоде из фильма «Из России , с любовью», когда Бонд, вся одежда которого- обвернутое вокруг бедер полотенце обнаруживает в своем номере и постели обнаженную Татьяну .Когда она говорит : «Я думаю, мой рот слишком мал…» отвечает ей : « О, нет, его размер как раз такой , как надо. По крайней мере, для меня».
И опять показывается, что супершпионы- это те же люди из плоти и крови. «Что еще не поздно прекратить убивать».
Сцена гибели палаццо очень хорошо снята.
И опять сценаристы умудрились примирить роман и фильм .В романе Веспер сама кончает жизнь самоубийством , не желая больше лгать, в фильме Веспер сама запирает лифт, чтобы уйти из жизни.
Когда Бонд перебирает ее вещи после разговора с М. , то натыкается на ракушку. Мне почему - то вспомнилось, как Хани Райдер раковины собирала в «Доктор «Но».
И наконец заключительная сцена. Конечно она содержит некоторый эпатаж и провокацию.
Например, вот мнение Amokа ( 17.11.2006г) :
«а завершают сценкой, от которой лично у меня мураши по коже побежали, когда Бонд в костюме-тройке, небрежно держа навороченную пушку, с паскудной улыбочкой произносит "Бонд. Джеймс Бонд". В этот момент крышу сорвало 8-) Знаете почему? Потому что гениальность этого фильма заключается в том, что "настоящего" Бонда, к которому мы все привыкли нам в этом фильме показали В САМОМ КОНЦЕ, в сценке продолжительностью меньше минуты. И крест на Крейге по определению ставить невозможно, поскольку мы толком его не увидели в том образе, который был задан бондианой изначально. Нам показали становление личности, показали отлично, последовательно и вполне логично.»
Я, честно сказать, не знаю, что об этой сцене и думать. Логичнее всего предположить, что Бонд будет Уайта с садизмом мучить.
Но против этого говорят следующие факты:
1.Бонд и в кино и в романе - не садист. Есть у него определенные моральные нормы , он даже способен проявлять некоторое милосердие - не убивая без нужды( рассказ «Всполохи при свете дня»).
И не могу я представить себе Бонда , пытающего Уайта и стреляющего в руку, ногу и так далее.
2. Объявлено , что Бонд-22 начнется там, где кончился Бонд-21.Пока ничего не ясно, но есть намеки, что Уайта специально не добили, что -бы он показался и в Бонде -22. Т.е. то, что мы видели в конце- это , как не странно, начало пролога.
Не может быть Бонд жестоким садистом!!! Жестким быть может, тумаков может надавать, выбивая информацию, как в прологе к фильму « Алмазы - навсегда ». Но пытать - не может!
Вот такой мой анализ фильма. И фильм очень понравился, и Крэйг понравился, и Бонд Крейга понравился.
А особенно интересно, что это пожалуй первый фильм бондианы, где киноБонд максимально приближен к литературному оригиналу Йана Флеминга. Наверняка эта тенденция сохранится и в новых фильмах , благодаря чему Крэйг сможет превзойти даже Шона!
Но меня тревожит один вопрос : почему так происходит? Неужели настолько изменилось наше общество? К лучшему или к худшему эта тенденция?
Этот вопрос требует особого изучения.
Джеймс Бонд,
Йан Флеминг