Ученые из Беркли установили, что они ни фига не ученые

Sep 03, 2013 16:12

Яркий пример "новостей науки" в современном интернете.

Берем самое последнее звено цепи, самую мякотку, так сказать. О которой будут трещать все, о которой вам расскажет ваш друг со словами "прикинь, ученые, оказывается, установили...". Это перевод на русский язык, вот он. Для тех, кому лень читать, резюме - уважаемые ученые из Беркли и Массачусетского технологического университета установили, что наличие "большого черного джипа" напрямую связано (!! - мое примечание) с "чувством собственной важности".

В конце этой "новости", к чести автора, он дал ссылку на источник, откуда он её перевел. Идем по ссылке, потом еще по одной и так далее, раскручивая цепочку. И действительно, есть некая pdf-ка на сайте Беркли, которая, однако, на момент написания этой статьи не была доступна. Ну да ладно, доверимся абстракту, который приводят другие англоязычные (это важно) сайты.

А именно - предпоследнее звено цепи, вот этот сайт. Текста в статье побольше, есть ссылки на источник и на тот сайт, откуда узнали про новость вообще. Читаем. Вуаля, первое же предложение рушит всю русскоязычную версию! Давайте прям построчно сравним, это же интересно!

En: Researchers from MIT and Berkeley have conducted a rather interesting study on the correlation between posture and behavior.
Ru: В результате проведённых экспериментов, учёные выяснили, что чем больше машина, тем халатнее ведёт себя водитель.

Я специально выделил жирным. В англоязычном источнике - корреляция! Да, блин, корреляция! Видимо, русскоязычный автор, некий Игорь Сорокин, не знает значения этого слова, а погуглить лень. И он ничтоже сумняшеся вворачивает причинно-следственную связь. Все, дальше я обычно не читаю русскоязычный источник и не верю ни слову из него.

Что ж, отлично, читаем предпоследнее звено цепи. Там пишут уже куда честнее, кроме того, критикуют исследование Беркли! Я перескажу кратко основную мысль.

На сайте autoblog.com пишут, что, мол, вот ученые из Беркли провели исследование и выявили корреляцию между тем, сколько пространства в машине вокруг водителя и тем, как аккуратно и честно он водит. Что, мол, чем свободнее посадка водителя и чем просторнее салон, тем чаще водитель нарушает правила и хамит на дорогах (из чего автор русскоязычного перевода заключил, что наличие большого черного джипа напрямую связано с чувством собственной важности. Почему тогда не наличие автобуса?). И как же они это выясняли? А вот как: сажали людей в комнате за руль стоимостью 90 баксов и включали им Need For Speed: Hot Pursuit. Инструкции были такими: у вас одна попытка, одна поездка, время на нее - 5 минут. Если успеете, дадим сахарок 10 баксов. Но за каждое столкновение будем накидывать по 10 секунд к вашему времени, так что не толкайтесь. Позу "раздавали" участникам эксперимента случайно - кому-то вальяжную, свободную, а кому-то - скрюченную, несвободную. Также было еще одно исследование, уже полевое. В центре Нью-Йорка на парковке отслеживали связь между длиной и размером "кабины" водителя и парковкой на два места сразу враскоряку.

И что выяснили "ученые": те, кто сидел более вальяжно, чаще допускали столкновения и просто инциденты на дороге в игре. Те, у кого была больше и длиннее (хм...) машина, чаще парковались на два места сразу, враскоряку. Авторы статьи на autoblog.com с сарказмом заявляют на это, что мы, конечно, не ученые, но сомневаемся в корректности сравнений. Заезд за дешевым рулем в игре с призом в 10 баксов слабо можно сравнить с реальным заездом по дорогам общего пользования. Ну, хотя бы потому, что в случае столкновения в игре человек потеряет 10 баксов, нажмет ресет и поедет дальше. А в жизни - это сломанные кости или смерть. Насчет Нью-Йорка авторы съязвили, мол, в центре этого города о таких понятиях как "свободные парковочные места" и "хорошие манеры вождения" никто почти не слышал. Если ты после трех часов блуждания по городу в поисках парковки увидел-таки свободное место, ты влезешь туда в любом случае. На любой машине и в любой "позе". Но авторы все же заключают: почитайте оригинал исследования и в комментариях поделитесь своим видением ситуации.

Наконец, идем выше по цепочке, к сайту jalopnik.com и вот этой статье. Её автор - Джейсон Торчински (Jason Torchinsky). Джейсон в самом начале устало заявляет, мол, я уже не знаю, откуда у всех такое шило в заднице по поводу хамской манеры вождения и марки машины, которую ты водишь. Журналистам и ученым все не сидится, все связь хотят найти. Дальше Торчински высказывается уже куда резче по поводу методики исследований. Например, вот что он говорит в ответ на эксперимент с рулем и игрой: "Это (игра Need For Speed: Hot pursuit) - ни в коей мере не симулятор реального вождения! Это достойная игра, в которую можно поиграть дома, но если эти исследователи думают, что ощущения при этом можно приравнять к тем, которые возникают, когда ты реально сидишь в машине и управляешь ею, то они также должны думать, что, игра Супер Марио на приставке - это реальный симулятор нумизматики." Также он логично заявляет, что как можно сравнивать этику людей за рулем в игре и за рулем в машине? Люди, играя в игру, прекрасно осознают, что им ничего не будет за то, что они кого-то там подрежут или толкнут. В жизни же все куда серьезнее.

Самые здравые слова Джейсон говорит в заключение: "Правда в том, что БМВ продаёт машины всем, у кого есть бабки. И не важно, что это за машины - Мини или 7 серия. И так происходит с каждой чертовой машиной на этой планете. Машина, которую мы выбираем - это очень личный выбор, который не делает нас автоматически неэтичными засранцами. Что это исследование нам показывает, так это то, что исследования такого рода зачастую просто бесполезны."

Лично я не скажу вам за всю Одессу, но в медицине таких "исследований" - чуть больше, чем все. Типа ученые из МГУ в пятницу вечером выяснили, что таракан без ног не слышит.

Не хворайте, ваш Освальд Кац.

P.S. Сайт jalopnik.com - почти идеальный пример блога или узконишевого сайта, публикующего новости. Как по дизайну и исполнению, так и по качеству авторов и материалов.

за жизнь, юмор, мысли

Previous post Next post
Up