Бывшая директриса моей бывшей школы дает интервью. Много думал

Mar 10, 2016 22:36

У каждого из нас был в жизни свой Учитель - самый главный для нас, самый лучший, тот, которого вспоминаешь всю жизнь. Для очень многих рижан разных поколений таким стала Галина Петровна Поспелова, заслуженный учитель Латвийской ССР, хабилитированный доктор педагогических наук, чей педагогический стаж перевалил за 55 лет.
Не будем говорить за каждого из нас. Точнее будет сказать, что у очень многих есть. Но почему-то есть у меня большое сомнение, что таким Учителем является героиня статьи. Может была когда-то, когда была еще сама учителем, а не администратором. Но это было так давно, что и старики не помнят.

Много лет возглавляя передовую Рижскую среднюю школу № 76, в 90-х она создала и стала бессменным директором Рижской технолингвистической гимназии, которая работает уже 22 года. BaltNews.lv встретился c известным и любимым педагогом.
Школа нового типа
Галина Петровна всю свою трудовую жизнь руководствуется установкой своего Учителя, человека и профессионала, перед которым преклоняется - академика АПН СССР Алексея Александровича Бодалева, психолога и педагога, который говорил: «Главное - это восприятие человека человеком». То есть если у вас есть взаимопонимание и контакт, любое дело идет успешно. А как это важно для учителя и ученика!
- После окончания Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и учебы в аспирантуре мне довелось поработать внештатным сотрудником Академии педагогических наук СССР, - вспоминает Галина Петровна. - Это было для меня очень счастливое время - я занималась наукой, ездила на форумы и съезды ученых и педагогов разных стран, набиралась бесценного опыта.
Вероятно, все это вместе и позволило нам вырваться немного вперед - наша Рижская средняя школа № 76 им. М. Ломоносова стала одной из лучших. Нас называли Школой нового типа. У нас были классы с химико-биологическим уклоном, физико-математическим, педагогическим.
Были химик и математик мирового уровня, не преувеличу. Слава школы была обязана на 100% им, а не Поспеловой.

В педагогическом кругу наших учеников называли «головастиками». Они даже на переменах ходили по коридорам с учебниками. А потом мы подумали о том, что если у нас будет связка школа-вуз, то это будет еще лучше мотивировать наших учеников, сориентирует их в выборе будущей профессии, жизненного пути.
И мы это сделали - у нас завязались тесные контакты с тогдашним ректором Рижского политехнического института, который потом переименовали в РТУ, Эгоном Лавенделисом. Лекторы вуза преподавали в нашей школе, и, по итогам занятий, успешных учеников принимали сразу на второй курс.
Связка «школа - вуз» кажется была, но я этого уже не застал, судить не буду. И было уже или в позднесоветское, то ли в несоветское время. А вот про «головастиков» с учебниками на перемене - ненаучная фантастика, мягко говоря.

Наша школьная жизнь была невероятно насыщенной - к нам без конца приезжали делегации, коллеги по обмену опытом. Мы были базовой школой Академии педагогических наук СССР.
В основном запомнились делегации из братского Вьетнама, ибо альма матер была коллективным членом общества советско-вьетнамской дружбы.

Частная - значит, лучшая?
Но наступили 90-е, принесшие, как вы все знаете, кардиальные перемены во всем. Менялась и школа. С одной стороны, появилось много новых возможностей, а с другой воплотить свои замыслы оказалось не так-то просто. Я задумала организовать школу «новейшего» типа - поначалу мне это виделось, как колледж.
Меня горячо поддержал в этом начинании тогдашний министр образования Андрис Пиебалгс, нынешний комиссар ЕС по развитию. Он советовался со мной во всем, что касается школ национальных меньшинств. И, пожалуй, первым поднял вопрос о частных школах - тема была горячо обсуждаема в обществе. Пиебалгс буквально «подвигнул» меня на создание такой школы.
Не буду говорить «этого не может быть, потому что не может быть», но вот есть у меня некоторые сомнения в силу знания некоторых фактов.

Причем установка - от Пиебалгса и правительства - на тот момент была такая, что 70% на организацию частной школы дает государство, а 30% - родители. Оплату аренды пообещали чисто символическую. Я подумала, что такое учебное заведение могло бы стать для меня не средством зарабатывания денег, а местом воплощение новых, ярких и глубоких педагогических идей. Правда, потом оказалось, что эти обещания, мягко говоря, не соответствуют действительности, но дело уже было сделано.
Министр отправил несколько директоров, в том числе и меня, в командировку в Лондон, где мы набирались опыта в местных частых школах. У меня в СШ № 76 училось до 2700 человек, работало 125 преподавателей, а в Лондоне - небольшие школы, крохотные по нашим меркам классы. Даже Маргарет Тэтчер приносила извинения своему народу за то, что в ее государстве есть школы, где учится 350 человек. Мол, это недопустимо и позорно. В Англии же считается, что чем меньше школа, тем она престижнее.
И я решилась! Оставив свою 76-ю на взлете, на подъеме, ушла «в никуда» - неожиданно для всех и для самой себя. И явился наш Рижский технолингвистический колледж. Но, когда все прежние техникумы стали колледжами, нам на выбор предложили статус лицея или гимназии. Я выбрала второй, потому что гимназия - более широкое понятие.
Последний абзац - уже буагага в кубе. Мюнхгаузен нервно курит в сторонке. Верно лишь «неожиданно».

В моих первых «сумасшедших» планах было даже преподавание латыни. Я нашла прекрасного учителя латыни - ведь все европейские языки созданы на основе этого языка.
Создание (sic!) всех (sic!) языков на основе латыни - изречение, достойное самого Гапона

Педагогика сотрудничества
Годы становления были нелегкими - главное, что не было поддержки государства, которая была обещана. Но мы выстояли. Со дня основания гимназии мы взяли за основу социально-гуманитарное направление. «Техно» означает новые технологии - социальные науки, компьютеры, технологии управления и организации в разных отраслях. А «лингво» - понятно, это иностранные языки - английский, французский, немецкий, испанский, которые учат в нашей гимназии.
Со временем социально-гуманитарная программа пополнилась углубленными курсами общеобразовательной - физика, химия, естествознание. Это дало возможность нашим выпускникам поступать в российские вузы и престижные университеты других стран.
Помните, был популярен термин «педагогика сотрудничества»? Мы и построили школу на основе совершенно других отношений «учитель-ученик». Я сама терпеть не могу авторитаризма в таких отношениях. Поэтому мы сразу увидели, как может измениться и расцвести ребенок, когда в школе его окружает атмосфера добра, уважения и равноправия.
Авторитаризма не терпит. Ага. Не терпит, Карл.

В классах у нас не более 12 человек, есть и индивидуальная форма обучения - не потому что ученик не успевает, а потому что он занимается по индивидуальному плану. Это, конечно, роскошь, к которой общество наше пока не готово.
Пять наших выпускников учатся сейчас в МГИМО, одна девочка - в российской Высшей экономической школе, работающей под патронатом президента РФ. Этих ребят часто приглашают в посольство Латвии в Москве, привлекают их к работе по пропаганде - в хорошем смысле - образа нашей страны.
Другие ребята учатся в вузах Великобритании, Германии, Швеции, Испании, Португалии. Кто-то там же остался работать, и даже преподает в зарубежных вузах. Те, кто уехали на жительство в другие страны, приезжая в Ригу, обязательно заглядывают в родную школу.
Серость не может воспитать одаренность

воспоминания, личный зверинец, школа

Previous post Next post
Up