1. Журналистика - это политическое оружие. Инструмент для захвата и удержания власти. Относится к журналистике нужно именно, как к оружию. Аполитичной журналистика не может быть в принципе. Любой журналистский материал служит либо для пропаганды - либо для сокрытия факта, что остальные материалы являются пропагандой. Даже страничка женской моды служит скрытой пропаганде образа жизни в соответствующем государстве.
2. Задачи нашей журналистики: распространение коммунистической идеи, критика буржуазного строя, контрпропаганда.
3. Цели журналистики: долговременные, стратегические - формирование у населения нужного образа внешнего мира («революция сначала совершается в головах - а потом на площади»), тактические (побуждение к действию по конкретным социальным, экономическим и политическим вопросам), разовые (информативные). Каждая публикация - это боеприпас, это выстрел. Не должно быть выстрелов в белый свет, не должно быть публикаций без цели, адресованных никуда
4. Объекты журналистики: «свои» (социальные группы, политические силы), союзники, попутчики, сочувствующие и т. п. «Своих» надо ободрить, организовать, объединить, сплотить, побудить к действиям, настроить на победу, напугать последствиями бездействия. Враги (враждебные классы, государственные органы, политические силы и партии, социальные группы и прочие). Их необходимо деморализовать, терроризировать, разделять, настроить друг против друга, находить и усугублять существующие противоречия между ними, создавать новые, напугать последствиями сопротивления и внушить выгоды перехода из противников в союзники. «Нейтралы» - колеблющиеся, ещё не определившиеся. Их необходимо либо привлечь на свою сторону, либо, как минимум, побудить оставаться нейтральными. Нужно чётко различать социальные группы и их интересы. Всегда воздействовать на те интересы, которые полностью, либо частично совпадают с интересами, преследуемыми журналистом. Крупная буржуазия - враг принципиальный, противоречия с ней антагонистические. Искать общих интересов бесполезно. Верхние должностные лица правоохранительных органов и прочих органов власти повязаны преступлениями с крупной буржуазией, с ними тоже противоречия антагонистические. Искать общих интересов бесполезно. Низовое звено правоохранительных органов, мелкая буржуазия , офисный планктон и т. п. - имеют двойственную, противоречивую сущность, часть интересов совпадает, часть - противоречит. Надо выискивать общие интересы, выпячивать их и затушёвывать противоречия.
5. Журналистика оперирует фактами, но воздействует на эмоции. Стержень журналистики - от фактов к эмоциям, от голой информации - в подсознание человека. Журналистика паразитирует на сильных человеческих эмоциях: страх, шкурный (материальный) интерес, ранговый голод (стремление достичь высших ступеней в социальной иерархии), моральные принципы, сочувствие и сопереживание, чувство собственного достоинства (патриотизм и т. п.). Лесть может быть чересчур грубой - но лести никогда не бывает слишком много. Если читателю внушают, что он умный, мужественный, талантливый, и прочее, и прочее - это всегда приятно, это всегда привлекает слушателя к автору. Чеканная формулировка древних римлян: у победителей раны заживают быстрее. Канатоходец проходит по канату наяву оттого, что перед тем он уже перешёл по канату мысленно. Он уже - на другой стороне. И ему остаются сущие пустяки - убедить, в том, что он уже прошёл, зрителей цирка. Если канатоходец засомневался в себе - он погиб. Моральные принципы: гибель детей или насилие над женщинами прямо противоречит человеческой морали и всегда вызывает сильнейшее возмущение. Эту тему очень часто эксплуатирует буржуазная журналистика (во время агрессии в Ливии, теперь в Сирии и т.п.)
6. Источники фактов: «сам увидел», «люди рассказали» (т. е. интервью), сообщения других СМИ, документы, справочные издания и т. п. Журналист всегда фильтрует поступающую информацию, сразу отбирает факты, которые пригодятся в дальнейшей работе. Работа журналиста, именно высококлассного журналиста - это сочетание работы разведчика и учёного. Журналист берёт какой-нибудь новый факт, начинает его анализировать, монтировать с другими фактами, выстраивать систему фактов и связей между ними - то есть выстраивает рабочую гипотезу. Потом анализирует гипотезу в целости, проверяет её новыми, поступающими фактами - и либо признаёт её правильной (либо полезной, выгодной - это не всегда одно и то же) - либо видоизменяет её или заменяет иной, более правдивой (или более выгодной). Всегда следует стремиться извлечь максимум информации, лучше иметь избыток её - особенно, когда второй случай может не представиться (присутствие на каком-то событии, интервью со случайным, либо наоборот, известным, но занятым человеком, пребывание в другом городе и т. п.). Факты и информация должны быть упорядочены по темам, чтобы не тратить время на поиски. Очень рекомендуется вести дневник текущих событий - в последующем он очень может пригодиться при необходимости ретроспективного изложения фактов. Личное живое впечатление журналиста не заменит никакой документ. Справочные материалы по самым ходовым темам, документы, законы и т.п. всегда должны быть под рукой. Надо составить для себя перечень самых распространённых тем современной политической журналистики: революция, коллективизация, «репрессии», голодомор, ВОВ, и прочие, прочие, прочие. Для полноты охвата лучше кооперироваться нескольким журналистам, каждый формирует свою базу данных - и делится нею с остальными.
7. Основное человеческое качество, с которым имеет дело журналист - это стремление людей подчеркнуть свою значимость. Это надо использовать и когда берёшь интервью, и когда пишешь. Всегда надо демонстрировать уважение и подчёркивать значимость человека, с которым имеешь дело. В подавляющем большинстве люди дают интервью, потому что им лестно сознавать себя хранителем каких-то уникальных сведений, которые ценны для всех остальных. Главное, когда берёшь интервью - интерес к собеседнику, предельное внимание, дать понять, что его сведения исключительно ценны - ну, и уметь направлять рассказ в нужное русло. Тем более, надо подчёркивать в статьях значимость каждого читателя.
8. Журналист должен быть злобным и уметь любой, самый второстепенный факт использовать против своих политических противников. Например, «В Киеве построен приёмник для бродячих собак». Как это обыграть? «В то время, как на Украине два миллиона человек бездомных, власти находят средства, чтобы заботиться о собаках. Конечно, намного легче устроить два десятка несчастных собачек, чем два миллиона насчастных людей. Власть относится к своим гражданам хуже, чем к собакам - и т.п.» Уметь делать одинаковые - т. е. нужные ему выводы - из прямо противоположных фактов. «Имярек объявил траур по погибшим в авиакатастрофе», - пишем: «Имярек - президент траура, катастроф и несчастий, он довёл страну до полного технологического хаоса. Он утратил руководство страной и все его функции сводятся к объявлению очередных трауров». «Имярек НЕ объявил траур после катастрофы», - Отлично! Так и пишем: «Имярек настолько презирает граждан собственной страны, что даже не объявил траур в дни всенародного горя, когда вся страна оплакивает жертв авиакатастрофы». Позиция беспроигрышная!
9. Виды пропаганды: белая, серая, чёрная. Белая - журналист выступает под своим собственным именем (или под псевдонимом), но на страницах официального партийного печатного органа. Поэтому несёт полную ответственность за написанное им. Белая пропаганда должна быть максимально корректной юридически. Абсолютно все факты должны быть достоверны. То есть, для каждого факты автор должен иметь возможность «перевести стрелки» на источник. Если интервью - должна быть аудио- или видеозапись. Если сведения из других СМИ - обязательно фиксировать название СМИ, дату, время, название публикации, телепередачи и т. п. Если документ - обязательно фиксировать атрибуты (входящий/исходящий номер, дату), и желательно иметь ксерокопию. Если подтверждения факта не имеется, а привести его необходимо, надо избегать категорических утверждений и заменять их либо намёками (об этом ниже), либо использовать обтекаемые выражения: «складывается впечатления... похоже, что... некоторыми лицами может быть расценено, как... в таких случаях обычно... в мировой практике такие факты обычно объясняются...». Белый журналист всегда должен помнить, что он представляет партию. И, во-первых, ни в коем случае не должен подорвать доверие к ней публикацией недостоверных фактов. И, во-вторых, в случае судебных или иных разбирательств, должен всегда иметь возможность оправдаться, что действовал строго в пределах закона. И если, приведенные факты окажутся неверными - ответственность за это должен нести источник информации, а не журналист. В серой пропаганде журналист действует, как независимый «вольный стрелок», либо как представитель «независимого» издания. В интернет-изданиях журналист может выступать под псевдонимом. В серой пропаганде журналист значительно свободнее в своих действиях и оценках. Если гарантируется анонимность, факты должны выглядеть правдоподобно (без обязательного документального подтверждения достоверности). Здесь можно допускать категорические утверждения без достаточного обоснования, допускать резкие выражения (в пределах цензурных, разумеется). Здесь достаточно позаботиться только о репутации собственного псевдонима (который в общем-то можно сменить) - и о том, чтобы публикуемый материал выглядел достаточно правдоподобно, чтобы читатель в него поверил. В серой пропаганде журналист может раскрывать свои взгляды - но не должен раскрывать партийную принадлежность. Он - именно «независимый» автор. «Чёрная пропаганда» относится к разряду идеологических диверсий. Автор маскируется под своих политических и идеологических противников - и излагает политические взгляды вроде бы соответствующие идеологии последних - но в провокационной трактовке, утрируя, преувеличивая либо в невыгодном виде, в невыгодное время излагая факты, планы, идеи и т. п., так, что дискредитирует объект атаки в глазах читателей. Пример «чёрной пропаганды» - распространявшаяся в Харькове газета «Украинский националист», которую на самом деле печатала пророссийская Партия Регионов, маскируясь под орган националистических партий, излагая их политические идеи в намеренно грубом, агрессивном виде, так, чтобы вызвать неприязнь у читателей. «Чёрная пропаганда» очень опасный вид пропаганды. В случае демаскирования политический и иной ущерб может намного превысить пользу. Без крайней необходимости, без большого опыта и умения, без строжайших мер предосторожности прибегать к чёрной пропаганде запрещается.
10. Разновидности пропаганды: мобилизующая пропаганда, интрига, террор, провокация.
11. Мобилизующая пропаганда - создание у сторонников революционной партии настроения оптимизма, единства, решительности.
12. Провокация - такой подбор и изложение фактов и такое их воздействие на читателя, что вызывает резкую эмоциональную реакцию, как правило преувеличенную, по отношению к реальному состоянию дел. В широком смысле, провокация - побуждение политического (военного, идеологического) противника к невыгодным для него действиям, либо в невыгодных для него условиях (место, время и т. п.). В частном, тактическом плане провокация используется для выведения противника из себя, для лишения его самоконтроля и для принуждения действовать в условиях аффекта, не контролируя ситуацию. Примеры: царское правительство внедряло в революционные организации агентуру, задачей которой было вызвать частные, ограниченные революционные выступления в невыгодных условиях, когда народные массы ещё не революционизированы - чтобы выявить активных борцов и нейтрализовать их по частям. В настоящий момент пример провокации в глобальном масшатбе: стремление США начать агрессию против Сирии и вынудить тем самым, вступить в войну Иран на невыгодных для него условиях - когда программа перевооружения только начата, ядерное оружие ещё не изготовлено, а Иран не сможет бросить своего союзника, Сирию, на произвол судьбы.
13. Интрига - выделение множества лиц-объектов воздействия, создание между ними искусственных (ранее не существовавших, либо неестественных) связей и объединение с их помощью упомянутого множества в новую систему, которой интриган (субъект интриги) может управлять для достижения поставленных целей. Существенным моментом является представление действительности объектам интриги в ложном, либо искажённом виде, выпячивание одних фактов и умаление других, умалчивание невыгодных фактов, либо наоборот, представление ложных. Ключевым моментом является сокрытие самого факта интриги.
14. Террор есть совокупность действий по созданию массового чувства страха среди населения (либо определённой группы лиц), с последующей эксплуатацией этого чувства для достижения политических, военных, экономических, религиозных, либо иных целей, преследуемых лицами (группой, государственной машиной), организовавшими террор. Как правило, состоит из двух фаз: «мокрой» и «сухой». «Мокрая» фаза заключается в организации и выполнении насильственных действий (военных действий, воздушных бомбардировок, убийств, казней, террористических актов, взрывов, поджогов, аварий и катастроф, судебного преследования, силового подавления демонстраций и прочих организованных выступлений, насилия и пыток в следственных и правоохранительных органах, изоляции, депортации, распространения болезнетворных микроорганизмов либо отравляющих веществ и т. п.) против определённой группы лиц, либо случайных жертв - либо в демонстративных попытках совершения таких действий (минирование общественных зданий и т.п.). «Сухая» фаза следует непосредственно за «мокрой» и заключается в психологическом воздействии на население (группу лиц), являющихся объектом террора, посредством оперативного и максимально широкого распространения сведений об осуществлённых террористических действиях, и (или) об угрозе совершения новых, отчётах судебных разбирательств, личностях и количестве жертв, подробностях террористических действий и т. п. - при помощи средств массовой информации и Интернет, распространения листовок, распространения слухов, пропагандистской работы посредством существующих партийных и административных структур, и другими средствами. Террор может осуществляться либо в явной, «адресной» форме - с указанием социальной группы, партии, либо даже конкретного списка лиц, против которых он направлен. Для политической партии, находящейся в оппозиции к власти, возможности террора ограниченны - но пренебрегать им не стоит. Здесь речь именно о «сухой фазе» террора. Всем предшествующим опытом русского и мирового освободительного движения доказано, что «мокрый террор» в индивидуальной форме, в обстановке подготовки к революции - исключительно вреден и опасен. Выгоден только властям - так как запугивает население и сплачивает его вокруг правящего режима - и осуществляется только властями. До начала активной фазы революции «мокрому террору» властей можно противопоставить только «сухой» - информационный террор. Пользоваться им надлежит очень аккуратно. Всеми силами избегать прямых угроз - лучше всего запугивать косвенным путём, намёками на последствия, причём отнюдь не со стороны самой революционной партии, а со стороны «стихийного бунта толпы», последствий хаоса, кризиса, внешней интервенции и т.п. При ведении «сухого террора» бить прицельно. Разным политическим и идейным противникам адресовать разное содержание, дифференцировать их, вносить раскол между ними, играть на противоречиях. В первую очередь - разделять рядовых исполнителей и руководство, колеблющихся, пассивных - и стойких, убеждённых противников. Рядовому личному составу, колеблющимся и пассивным - всегда оставлять лазейку, «мостик» для капитуляции. Убеждённых противников можно только пытаться деморализовать и запугать. Хотя следует заранее рассчитывать, что действительно стойких запугать не удастся. И угрозы в их адрес в действительности служат для ободрения своих сторонников, а не для запугивания противников. Ни в коем случае не загонять в один угол рядовых противников и их начальников, стойких и колеблющихся. «Правительство удерёт на персональном самолёте - а вас на съедение толпе бросит». «Вы - пушечное мясо, вами правительство от народного гнева прикрывается» «И охота вам рисковать жизнью ради чужих капиталов?» и т. п. Ещё: особенно подчёркивать, что для рядовых исполнителей, не запятнавших себя серьёзными преступлениями, в новом революционном государстве всегда найдётся место. Что они будут востребованы, и что условия жизни и работы их будут лучше нынешних: «Правительства приходят и уходят - а дядя Вася-постовой нужен при любом режиме». Но что за коррупцию и преступления будут карать беспощадно, высшей мерой. Характерный пример «сухого террора» со стороны властей - программа «десталинизации». Когда население запугивают ложными «ужасами коммунизма», предотвращая тем самым, его, населения, революционное выступление.
15. Трактовка фактов, предоставление мотивов поведения политических сил и персонажей. Все факты следует трактовать с позиции Qui Prodest? Кому выгодно? Все политические силы находятся под воздействием двух мотивов: шкурный интерес (алчность) и политическая целесообразность (т. е. стремление к захвату и удержанию власти). Как правило, эти мотивы противоположны: при капитализме алчность является главнейшим мотивом поведения. Поэтому почти всегда буржуазные политики действуют ради личной выгоды - и в ущерб личной же власти.
16. Структура статьи. Заголовок - хлёсткий, необычный, сразу привлекающий внимание. В начале статьи следует завязка интриги - какой-либо из ряда вон выходящий факт, сигнализирующий читателю, что здесь вкусный и необычный фрукт, и это стоит попробовать. Далее - по очереди, изложение фактов и их пояснение. Все факты должны находиться в логической связи между собой, вся эта цепочка должна быть увязана с общей идеей, выдвинутой автором, служить единой поставленной цели. «Факт - подоплёка факта - мотивы поведения лиц, связанных с фактом - связь с новым фактом - вывод». Не должно быть ни одного факта, не имеющего отношение к делу - либо не получившего разъяснения касательно его связи с прочими фактами. Это приводит к нерациональной трате ресурсов, отвлекает внимание читателя и снижает общее впечатление от статьи. Это просто вредно. Цепочка фактов должна путём логических построений привести читателя к тому выводу, который нужен автору.
17. Эмоциональное содержание публикации. Важнейший момент! Человек живёт эмоциями. Вся мыслительная деятельность человека, вся работа мозга осуществляется посредством эмоций. Нужно чётко и однозначно увязать цель публикации, содержание и эмоции, которые она должна вызвать. Опять-таки, запланированное эмоциональное воздействие зависит от объекта пропаганды, поставленной цели и текущих условий. Однако есть общие принципы, которых надо придерживаться в большинстве случаев. В отношение власти и её органов - всегда опускать власть при любом удобном случае. Унижать. Высмеивать. Ни в коем случае не демонизировать власть, не подымать её авторитет - даже если это авторитет страха. «Они никчёмные. Они ни на что негодные. Они глупые. Они не могут защитить даже собственные интересы. Они не могут управлять даже тем, что наворовали. Они тупы-ы-ые!» И т. п. «Свои», союзники, сторонники, сочувствующие и т. п. Комбинация из двух эмоций. Подбадривать, вселять чувство уверенности. И запугивать итогами возможной пассивности. Опять-таки, запугивать не властью - не создавать её авторитет страха! - а невнятными последствиями неопределённых сил: распад страны, экономический кризис и т. п.
18. Изложение. Автор всегда решает двуединую задачу. Во-первых, донести до читателя смысл написанного. И, во-вторых, ещё более важное - создать у читателя требуемое настроение, нужные эмоции - и, в итоге, побудить к тем действиям, которые требуются автору. Стиль изложения материала прямо зависит от назначения публикации и категории читателей, для которых он предназначен. В буржуазной пропаганде зачастую смысл умышленно подаётся туманно, допуская двузначное толкование - особенно в предвыборный период. Коррумпированные чиновники, учёные и прочие также зачастую умышленно искажают, затуманивают смысл написанного или сказанного - чтобы замаскировать неблаговидные подробности и выпятить несуществующие достоинства. Например, диссертация, в которой нет ни грана научной новизны намеренно «топится» в море формул и графиков. В подавляющем большинстве случаев, наша пропаганда имеет совершенно противоположную цель. Смысл написанного должен быть ясен и доступен для восприятия всем читателям. Поэтому всё должно быть написано чётким и ясным языком, доступным и лёгким для восприятия. Следует избегать заимствованных, иностранных слов - особенно малоизвестных. (Конечно, речь не об устоявшихся словах, типа «космос», «компьютер» и т. п.). Надо быть очень аккуратным с профессиональной терминологией и с жаргоном. Если, например, текст предназначен для молодёжи, вовсе не обязательно насыщать его молодёжным жаргоном. То, что хорошо в разговорной речи - на бумаге выглядит дурно и безвкусно. Может создаться впечатление, что автор заискивает перед читателем, «подкладывается» под него. «Молодёжная» тематика должна определяться содержанием, смысловой направленностью публикации. Должна затрагивать наиболее существенные для молодёжи вопросы (трудоустройство, учёба, карьера, детские учреждения, детское питание и прочие) - а не паразитировать на молодёжном жаргоне. Журналист должен понимать свою роль. Здесь он - лидер, именно он сейчас ведёт читателя к нужной ему цели, воспитывает читателя. Поэтому необходимо всегда соблюдать достоинство и некоторую дистанцию. Конечно, в порядке иронии, или для усиления эмоционального воздействия на читателя, можно иногда употреблять и простонародные выражения, и даже блатной жаргон, и старорежимные высказывания.
19. Публицистика в некотором роде схожа с музыкой или пением. Текст обязательно должен «звучать». Поэтому написанное обязательно следует прочитывать «про себя» или лучше вслух. Если произнесенный текст звучит плохо - он и читаться будет плохо. Нужно избегать слишком длинных предложений. Но опять-таки, длину фразы нужно регулировать, согласно смыслу текста и звучанию. Иногда уместны короткие, рубленые фразы. А иногда - плавное течение мысли.
20. Для создания соответствующего настроения у читателя, автор, прежде всего, во время написания текста должен испытывать те же эмоции, которые он ждёт от читателя. «Вжиться в роль» - совершенно так же, как это делает хороший актёр. И, написав, прочесть самому (и, желательно, слушателям), чтобы проследить, какие именно эмоции вызывает чтение. Безусловно необходима уверенность автора в самом себе - и в том, что он пишет. Читатель должен чувствовать при чтении, что автор абсолютно уверен в своей правоте. Что дело обстоит именно так, как написано - иначе просто быть не может. В настоящий момент преобладающим настроением в обществе - и бедствием по существу - является социальная апатия, депрессия, паралич воли и ощущение безнадёжности. Поэтому эмоциональный настрой в публицистике, главным образом, должен быть нацелен на преодоление апатии: «У нас всё получится!» «Мы - победители!» И тому подобное.
21. В ключевых местах внимание читателя следует акцентировать с помощью специальных служебных слов и знаков препинания: «Подчеркнём, заметим, что...» и т. п. Однако теми и другими не стоит злоупотреблять. Ключевые места должны именно выделяться на общем ровном фоне. Нужен контраст. Точно так же, как в музыке грмокое звучание ключевой музыкальной фразы должно контрастировать с общим фоном. Высокий звук - контрастировать с низкими и так далее. Следует избегать монотонности, повторения одних и тех же слов и выражений («слов-паразитов»). Но в иных случаях повторения используются преднамеренно - например, для создания определённого ритма повествования.
22. При написании не следует сразу стремиться получить готовый, отшлифованный текст - при этом автор неизбежно увязнет в отшлифовке первых фраз. Разумна такая последовательность действий: подбор фактов, составление плана - костяка изложения. Потом - написание сырого, чернового варианта. Здесь главное - зафиксировать все мысли и настроения автора, а также связи между отдельными фрагментами повествования. Когда это сделано - можно приниматься за шлифовку текста. Когда готов второй, отшлифованный вариант - производится третий этап - «выжимка воды». В любом тексте всегда много лишнего. Поэтому нужно сокращать и сокращать текст - до тех пор, пока сокращение уже не начнёт сказываться на восприятии смысла текста, или же его эмоционального настроя.
23. Вежливость и уважение к читателю, собеседнику или оппоненту - существенный момент в журналистике. Вежливость надо сохранять во всех случаях. Журналист высокого класса не снизойдёт на личности, даже когда его оппонент примется за личные оскорбления. Спокойствие и вежливость даёт дополнительную весомость аргументам. А моральное лидерство проявляется именно в способности противостоять той моральной линии, которую навязывает оппонент (например, агрессия, ругань) - а напротив, придерживаться собственной, выгодной для себя моральной линии (спокойствие, хладнокровие, уверенность и т. п.) Конечно, не без того, чтобы разыграть гнев и ярость - именно когда это действительно выгодно и нужно. Нецензурные слова и выражения из публикаций должны быть исключены напрочь. Это показатель низкого класса автора. В русском языке достаточен запас слов, чтобы заменить любое оскорбление.
24. Оперативность. Одно из важнейших качеств журналиста. События, сведения и факты устаревают очень быстро. То, что злободневно и волнующе сегодня - на завтра уже затмевается новыми фактами и событиями - поэтому теряет всякую ценность. Вообще, все публицистические материалы делятся на две категории: срочные и не имеющей привязки к дате. В срочных публикациях своевременности выхода приносятся в жертву и стиль, и даже ясность изложения. Журналист высшего класса на самом деле пишет репортаж ДО самого события. То есть журналист заранее предвидит, о чём он будет писать - и «болванку» или «рыбу» статьи готовит заблаговременно. И, уже после события, попросту добавляет в «рыбу» лица, диалоги, события и т. п., которым и посвящён репортаж. Рекомендуется иметь банк заготовок - впрок заготовленные куски текста, либо удачные фрагменты прошлых публикаций, уже отшлифованные стилистически - из которых будет набираться новая публикация. Также под рукой должны быть справочные данные, статистика, цитаты других авторов - и прочие необходимые материалы. Желательно, чтобы справочные данные и заготовки фрагментов статей были соответствующим образом упорядочены - чтобы свести к минимуму затраты времени на их поиск и доработку.