Пейзажная съемка почему-то меня лично не очень цепляет, а вот фотоанималистика - направление интересное. С удовольствием всегда разглядываю фото зверей и птиц на глянцевых страницах альбомов, смотрю в ленте у виртуальных друзей и посещаю тематические выставки.
Год назад я решил начать фотографировать животных. Ну то есть я и раньше фотографировал, но пользовался цифромыльницей или фотоаппаратом с цифровым зумом. Карточки получались технические, для регистрации интересных и идентификации "сложных" видов хватало, но вот о каком-то намёке на эстетику и качество снимка речи не шло.
В лучшем случае было типа того:
Начинать надо было с зеркальной камеры с телеобъективом, к приобретению которых меня склоняли многие коллеги уже несколько лет.
В 2011 году, пробираясь по правому берегу курильской реки Тятины, Максим Антипин дал подержать свой Кэнон с 400 объективом: тяжело, не понравилось.
В 2013 году Валера Лозинский пытался провести мне ликбез по съемке зеркалкой, рассказывал о достоинствах и преимуществах. Тогда я узнал, что выдержка бывает не только у самогона, а говоря слово "диафрагма", не всегда имеют ввиду мышечную перегородку, отделяющую грудную полость от брюшной. Увлёк, убедил, даже на сайте заказ оформили, но запал внезапно пропал.
В 2014 году перед выходом на длительные учёты гусеобразных Евгений Мамаев насильно вручил "большой фотоаппарат с большим объективом" (тогда для меня это выглядело именно так), убедив, что если я попробую, то обязательно понравится. Я честно провёз ценную камеру на снегоходе почти через весь остров Беринга, пронёс в рюкзаке около 30 километров, но достал только один раз: пощёлкал, посмотрел что ни черта путного не получилось (из-за кривизны рук и незнания теории, естественно), выругался и спрятал обратно.
Те самые несколько щелчков затвором у мыса Перегрёбный, фото Владимира Агафонова:
И вот в 2016 году мы с Владой долго обсуждали необходимость и целесообразность попробовать поснимать хорошо. Так появился недорогой зеркальный фотоаппарат и телеобъектив к нему.
Увлекательнейшее занятие - снимать зверей и птиц - если делать это не мимоходом. Мы выбирались на берег Кунашира и Шикотана всей семьёй и подолгу проводили за съемкой сивучей, антуров, морских уток и куликов.
В недалёкие маршруты и рейды я брал с собой камеру и свободные рассветные часы проводил, валяясь в камнях на побережье или в кустах у речки. Кстати, телеобъектив стал хорошим подспорьем в фиксации нарушений на охраняемой территории:
Три дня мы робинзонили на маленьком острове Рогачёва, изучая крупную колонию тупиков-носорогов. На Курильских островах эти птицы в период гнездования ведут сумеречный и ночной образ жизни, поэтому поработав ночью у нор, весь световой день посвящали сну и съёмкам непуганого островного зверья:
На морских и тундровых просторах Чукотки фотоаппарат стал незаменим при учётах, во время которых удалось пофотографировать много интересной живности, ползая по грязи у берега озера Найвак, по камням у мыса Чаплина и по песку на косе Румилета.
Наблюдая за питанием куликов на Найваке, сняли как дутыш и берингийский песочник едят рыбу, в чём раньше эти виды замечены не были. Дутыши и острохвостые песочники настолько были увлечены трапезой, что совершенно не замечая нас бегали вокруг на расстоянии вытянутой руки.
За год съемок из десятков гигабайт материала я выбрал всего 12 снимков, которые мне нравятся. Это кадры куликов, уток, чаек, чистиков, тюленей и китов, с которыми связано много часов подготовки, выбора локаций, лежания/сидения в неудобной позе, ожидания. Об этом приятно вспоминать, глядя на снимки, и строить планы на ближайший выход в поле и грядущий сезон.
Надо только освоить фотошоп.