1.
Kак наши мировоззрения влияют на то, что и как мы представляем о себе, о других, о мире и наших с ним взаимоотношениях? Kакие они бывают и как складываются? Kак разобрать свои прошлые мировоззрения, оценить текущие и сформировать будущие?
Наши представления - это не только мысли. Это то, что мы чувствуем и можем чувствовать, и то, какие поступки в результате мыслей и чувств совершаем.
Если наше тело - это «железо», а привычные мысли и чувства - это программы, то мировоззрение - это «прошивка», это тип и степень актуальности операционной системы.
Мы часто не осмысляем свои мировоззрения, свою «прошивку». Но от неë напрямую зависит то, какие программы мы можем запустить, какие устарели и не работают, а какие нужны и полезны.
Способность к объективному изучению своих мировоззрений - это шаг к большей свободе, гибкости и счастью.
2.
Блуждающий ум не только
занимает более 50% нашего бодрствующего состояния, но и влияет на уровень переживания счастья. Более того, блуждающий ум напрямую связан с само-референтной системой мышления (которая называется ещё “дефолтной системой”), которая влияет на неврозы, депрессии и различные клинические расстройства. Это исследование 2011 года показало, например, что у всех опытных медитаторов (по большому счету, в любой традиции медитации) наблюдается снижение блужданий ума.
Основной принцип, по которому это происходит, складывается из двуух компонентов:
1) Удержание внимания на непосредственном опыте.
2) Открытость этому опыту и принятие.
Удерживать внимание на непосредственном опыте можно только одним образом - открываясь новому, отмечая новое. За счет этого, как показывают исследования, снижается дефолтная само-референтная система (т.е. те истории, которые снова и снова рассказываем себе о себе), и уменьшаются блуждания ума. Благодаря этому постепенно меняется понимание себя, и приходит большее ощущение счастья и гармонии. Волшебно, удивительно, и просто!
3.
К счастью или сожалению, но единственный залог успешной практики - это самвега, или чувство «духовной срочности». Время идëт неумолимо, и если я практикую с серьезными намерениями - я это делаю для чего-то. Если я это делаю для чего-то, то я неизбежно заинтересован в эффективности практики. А иначе - зачем практиковать?
Если я практикую лениво и плохо, это значит только, что у меня не хватает мотивации. Еë может не хватать из-за недостатка желания освобождения (если нравится пребывать в иллюзиях и омрачениях), или же еë может не хватать из-за недостатка веры.
О буддизме часто говорят, что это рациональная практика, в которой нет веры. Это не так. Без веры невозможна никакая практика.
Будда палийского канона говорил, что достижение окончательного освобождения и безусловного счастья возможно за несколько дней, о том же говорят чаньские мастера. Книга одного из моих учителей, У Пандиты, называется «В этой самой жизни».
Насколько сильно вы этого хотите? Насколько сильно вы верите в то, что это вообще возможно? Это просто интерес и любопытство, или это насущная необходимость?
Это может звучать жестко и «достигаторски», но это правда - в нас мало веры и мало желания. А когда мало веры и желания, то можно себя не обманывать - это не практика, а просто игра в духовность, небольшое чувство приятного облегчения для эго в тяжелые моменты.
Но если желание и вера есть, то есть и способ практики.
Будда Шакьямуни, чаньские мастера, учителя Тхеравады - все указывают совершенно одинаково, что ключ к практике ровно один: непрерывное сознавание, непрерывная внимательность, «тонкий дымок без прерываний». И это либо внимание к тому, что меняется, ко всему проявленному («шесть дверей восприятия»), либо к тому, что не меняется, к непроявленному (то, что находится за их пределами).
Абсолютно неважно, что вы делаете, где вы находитесь и в каком состоянии - вы можете пробудиться к абсолютной реальности и безусловному счастью прямо сейчас. Вопрос только в том, насколько вы в это верите, насколько вы этого хотите, и насколько вы понимаете, что это и зачем этого хотеть.
Если вы понимаете, что пробуждение и полное освобождение от страданий - это не сказка, не что-то далекое и недоступное, не что-то таинственное и редкое, то победа становится реальной и доступной. Если же веры и желания в вас мало, то вы заранее обрекаете себя на поражение.
Пусть все чувствующие существа будут счастливы и избавятся от страданий!
С днем Победы!
4.
Христос воскресе, дорогие друзья-христиане! Пусть памятование того, что он пришел и умер, чтобы искупить наши грехи, будт постоянным напоминанием всем нам о бесконечной милости Господа. И в то же время, давайте не будем слишком «залипать» в такой парадигме, где за все мои грехи и страсти я сам не отвечаю, перекладывая ответственность за них на высшую силу. Есть хорошая русская бытовая мудрость: «На Бога надейся, но и сам не плошай».
Не лишним будет помнить и то, что в других традициях, например, в буддизме, считается, что омрачения и страсти можно полностью искоренить/трансформировать в этой жизни, без упования на жизнь грядущую. Более того, буддизм ведь тоже исходит из понятия «первородного греха», ведь по определению, мы и рождаемся-то только потому, что не до конца проработали свои страсти и омрачения сознания.
Будьте счастливы и свободны от омрачений! С Пасхой!
Originally published at
на сайте Интегральная История. You can comment here or
there.