Несколько слов о гигиене ума

Feb 22, 2014 16:30


Последние несколько дней выявили столько взаимонепонимания, сколько я не видел никогда. На самых простых и очевидных, казалось бы, вещах. Люди спотыкаются о человеколюбие, спотыкаются об эгоизм, спотыкаются о шовинизм. И я тоже.

Украинцы - не просто “малороссийцы”, на которых смотришь сверху вниз снисходительно - ишь чего чудят эти почти русские, со своим hэканьем, салом и горилкой, неужели они не хотят жить как мы живём? У нас ведь всё то же: депутатский беспредел, плохая власть, продажные чиновники и менты, разваленная медицина и образование - но мы же не рыпаемся! Мы же молчим! Нам же нормально - у всех есть хорошие смартфоны и быстрый интернет. Чего же им не сидится, дурачкам? Хотят под пули?

И я тоже молчу и не рыпаюсь, но я признаю - это не “недороссия”, это - отдельная страна, которая - ну, вдруг!! - может стать другой. Прибалтикой, Венгрией, Польшей, Чехией, Словенией… Со своими сложностями и проблемами, но - адекватной, не средневековой. И я не готов отказать им в этом шансе. Сейчас - именно такой момент, когда или всё по-старому, всё зря, или как-то иначе, путём проб и ошибок, путём сложным и долгим, путём тяжелым, но иначе.

Одна из базовых проблем власти заключается в том, что она притягивает тех, для кого власть - ценность и потребность. Она притягивает тех, кто хочет власти. А в терминах психологии развития, это достаточно низкоуровневые желания и потребности. Но чем более базовые желания, тем в них больше “животной” энергии, тем больше силы их осуществить. И так во власти оказываются люди, мотивы которых эгоистичны до безумия (почти в прямом смысле слова, хотя они умны и изворотливы), и у которых хватило энергии (можно подставить любое другое слово) пробиться на самый верх. И это те люди, которые реально управляют миром, и от которых зависят жизни миллиардов людей.

Начало - образование. Единственный шанс изменить мир к лучшему, как бы пафосно это не звучало, это воспитать новое поколение лидеров. Людей, которые достаточно взрослые психологически, чтобы не быть патологическими эгоманьяками. Это значит - достигшие такого уровня, в котором хочется действовать не только в своих интересах, но и в интересах других людей; действовать с прицелом на будущее, а не на своекорыстное настоящее, и т.п. И при этом - чтобы эти люди хотели идти во власть, хотели заниматься политикой, чтобы у них были к этому драйв и энергия.

Для такого образования нужно 2 компонента:

1. Образование как пробуждение интереса к исследованию и изучению всего вокруг (вместо “вкладывания” готового набора знаний в головы).

2. Гигиена ума, включающая в себя психологическую, психотерапевтическую, философскую и созерцательную работу.

На данный момент я занимаюсь скорее вторым пунктом, и в своей собственной жизни, и в социокультурном смысле - веду занятия, группы, ретриты, затеял с друзьями журнал, пишу какие-то тексты. Чем больше всего этого будет появляться, тем лучше. Чем больше будет возможность распространять это - тем лучше.

Мы можем менять жизнь к лучшему. Индивидуально и коллективно. Говоря буддийскими терминами, у нас два варианта: или жить в русле плодов прошлых действий, или стараться ежемоментно меняться и расти, производя новые действия, которые в будущем могут дать совсем другие, гораздо более качественные плоды. Мы не рабы своей кармы, а точнее - у нас есть возможность выбора добра в каждый новый момент, и совершая в каждый новый момент такой выбор, мы меняем будущее. И сейчас. И вот сейчас.

Но для этого нужно понимание - куда двигаться. Для этого нужна информированность - какое действие лучше. Для этого нужно образование - какие нужны изменения. И для этого нужна гигиена ума.



Originally published at на сайте Интегральная История. You can comment here or there.
Previous post Next post
Up