Что такое интегральная жизненная практика? (9/12/2013)

Sep 12, 2013 21:54





Все мы стре­мимся к сча­стью и гар­мо­нии. Кто-то ищет этого в бога­той жизни, кто-то в искус­стве, кто-то - в само­ре­а­ли­за­ции и рас­кры­тии сво­его потен­ци­ала. Нет, не так… Все мы стре­мимся к сча­стью и гар­мо­нии, и пони­маем кри­те­рий сча­стья сооб­разно нашему миро­воз­зре­нию. В одном миро­воз­зре­нии сча­стье и гар­мо­ния - это семья и дети. В дру­гом - дости­же­ние Цар­ства Божия. В тре­тьем - само­ак­ту­а­ли­за­ция. Инте­граль­ный под­ход как мета-мировоззрение (т.е. такое миро­воз­зре­ние, кото­рое вни­ма­тельно изу­чает и рас­смат­ри­вает раз­лич­ные миро­воз­зре­ния) пред­ла­гает систему инстру­мен­тов для само­по­ни­ма­ния, для декон­стру­и­ро­ва­ния сво­его миро­воз­зре­ния и рекон­стру­и­ро­ва­ния его на новом уровне. Это тре­бует пояснения.

Что зна­чит - декон­стру­и­ро­вать своё мировоззрение?
Это озна­чает тща­тель­ное и подроб­ное иссле­до­ва­ние сво­его харак­тера, своих целей и мета-целей, своих задач, своих при­стра­стий, своих спо­со­бов вза­и­мо­дей­ствия с миром (а у каж­дого из нас есть как опти­маль­ные, так и пато­ло­ги­че­ские спо­собы), своих жела­ний, своих иде­а­лов, своих кри­те­риев сча­стья и гар­мо­нии. Это иссле­до­ва­ние про­ис­хо­дит через тща­тель­ное рас­смот­ре­ние своей лич­ной исто­рии и сво­его куль­тур­ного окру­же­ния, сво­его пси­хо­типа и уровня раз­ви­тия, а также спек­тра своих при­выч­ных состояний.

Бла­го­даря такому декон­стру­и­ро­ва­нию, мы можем дойти до основ сво­его миро­воз­зре­ния, а зна­чит, понять при­чины своих дей­ствий. Дело в том, что как созна­тель­ные агенты, мы нико­гда не дей­ствуем про­сто так. Любое наше дей­ствие осно­вы­ва­ется на наших созна­ва­е­мых или неосо­зна­ва­е­мых уста­нов­ках, иде­а­лах, пони­ма­ниях; на нашей обу­слов­лен­но­сти лич­ной исто­рией, обра­зо­ва­нием и окру­же­нием. И пони­ма­ние основ нашей обу­слов­лен­но­сти даёт ключ к жиз­нен­ной сво­боде и выбору сво­его Пути.

Что озна­чает - рекон­стру­и­ро­ва­ние миро­воз­зре­ния на новом уровне?

По опре­де­ле­нию одного из веду­щих пси­хо­ло­гов раз­ви­тия, гар­вард­ского про­фес­сора Роберта Кигана, пере­ход по уров­ням зре­ло­сти заклю­ча­ется в том, что субъ­ект одного уровня ста­но­вится объ­ек­том субъ­екта сле­ду­ю­щего уровня.

Дру­гими сло­вами, нахо­дясь вклю­чен­ными в опре­де­лен­ное миро­воз­зре­ние, мы нахо­димся внутри него и не можем объ­ек­тивно посмот­реть на него и оце­нить. Как только мы начи­наем декон­стру­и­ро­вать своё миро­воз­зре­ние - т.е. раз­би­рать его на отдель­ные объ­екты - мы начи­наем про­цесс диф­фе­рен­ци­а­ции, или отде­ле­ния себя, сво­его «я», от сво­его миро­воз­зре­ния. Оно ста­но­вится объ­ек­том для нового, более широ­кого «я», кото­рое пре­вос­хо­дит и вклю­чает это миро­воз­зре­ние с нового уровня.

Таким обра­зом, раз­ви­тие заклю­ча­ется, прежде всего, в смене миро­воз­зре­ний, и эта смена про­ис­хо­дит через пре­вос­хож­де­ние и вклю­че­ние. Неко­то­рые совре­мен­ные школы духов­но­сти совер­шают ошибку, говоря о выходе за пре­делы миро­воз­зре­ний цели­ком. Конечно, над­лич­ност­ные (тран­спер­со­наль­ные) уровни суще­ствуют, как суще­ствуют и про­свет­ле­ние и про­буж­де­ние к своей истин­ной при­роде. Ошибка заклю­ча­ется в том, что при этом пред­по­ла­га­ется пол­ное отбра­сы­ва­ние Эго, т.е. пси­хо­ло­ги­че­ской само­сти; однако, пока чело­век живёт, обща­ется и всту­пает в отно­ше­ния - пси­хо­ло­ги­че­ская самость (наше «я») все­гда активна. И она все­гда дей­ствует сооб­разно сво­ему теку­щему мировоззрению.

Именно поэтому в Инте­граль­ной тео­рии ста­вится боль­шой акцент на пони­ма­ние функ­ци­о­ни­ро­ва­ния раз­лич­ных миро­воз­зре­ний и пере­хо­дов между ними, ведь только пони­мая своё миро­воз­зре­ние и прин­ципы его суще­ство­ва­ния мы можем созна­тельно выбрать изме­нить его в сто­рону боль­шей гар­мо­нии, целост­но­сти и счастья.

В Инте­граль­ной тео­рии выде­ля­ются две основ­ных состав­ля­ю­щих любого миро­воз­зре­ния: его глу­бин­ная и поверх­ност­ная структуры.

Глу­бин­ные струк­туры любого миро­воз­зре­ния, согласно пси­хо­ло­гии раз­ви­тия (совре­мен­ная наука, изу­ча­ю­щая фун­да­мен­таль­ные прин­ципы раз­ви­тия детей и взрос­лых), явля­ются общими для всего чело­ве­че­ства; иссле­до­ва­тели выде­ляют несколько базо­вых ста­дий, через кото­рые про­хо­дят (в слу­чае взрос­ле­ния без серьез­ных пато­ло­гий) все люди на Земле. Однако, чем взрос­лее ста­но­вится чело­век, тем больше ока­зы­ва­ются шансы «залип­нуть» в оче­ред­ной ста­дии. И поэтому в то время как прак­ти­че­ски все дети про­хо­дят через доопе­ра­ци­о­наль­ную, конкретно-операциональную и формально-операциональную ста­дии (в тер­ми­нах иссле­до­ва­теля когни­тив­ного раз­ви­тия Жана Пиаже), взрос­лые «зали­пают» на оче­ред­ной ста­дии, не в состо­я­нии дви­гаться дальше. Этому спо­соб­ствует и наше обще­ство. И хотя иссле­до­ва­тели уже выде­ляют около шести или семи базо­вых ста­дий раз­ви­тия - этих глу­бин­ных струк­тур, при­су­щих в каче­стве доступ­ного потен­ци­ала всем людям - абсо­лют­ное боль­шин­ство оста­нав­ли­ва­ется где-то на сере­дине пути.

На глу­бин­ные струк­туры (чью после­до­ва­тель­ность опре­де­ляют, напри­мер, так: арха­и­че­ская -> маги­че­ская -> мифи­че­ская ->раци­о­наль­ная -> плю­ра­ли­сти­че­ская -> инте­гра­тив­ная) накла­ды­ва­ются струк­туры поверх­ност­ные, или куль­тур­ные. Это зна­чит, что мифи­че­ское или раци­о­наль­ное созна­ние, хотя и сле­дуют еди­ным глу­бин­ным прин­ци­пам, будут про­яв­ляться несколько раз­лич­ным обра­зом в раз­ных куль­ту­рах и индивидах.

Кен Уил­бер, аме­ри­кан­ский фило­соф, пред­ло­жив­ший кон­цеп­цию и основ­ные прин­ципы Инте­граль­ной тео­рии в её совре­мен­ном виде, в своей книге «Инте­граль­ная пси­хо­ло­гия» свёл воедино более ста тео­рий раз­ви­тия чело­века, запад­ных и восточ­ных. В своём инте­граль­ном под­ходе он соеди­няет глу­бин­ные и поверх­ност­ные струк­туры Востока и Запада, рели­ги­оз­ные и свет­ские, и пред­ла­гает целост­ную кар­тину чело­ве­че­ского взрос­ле­ния. Он утвер­ждает, что любые соци­о­куль­тур­ные прак­тики, воз­ник­шие у раз­ных наро­дов в раз­ные века, ука­зы­вают на какую-либо из гра­ней этого взрос­ле­ния, и весь фокус заклю­ча­ется в том, чтобы понять, что это за грани (а зна­чит, уви­деть и всю кар­тину цели­ком - насколько воз­можно). Уил­бер пред­ла­гает поль­зо­ваться дан­ными иссле­до­ва­те­лей пси­хо­ло­гии раз­ви­тия, и рас­смат­ри­вать раз­лич­ные миро­воз­зре­ния - в т.ч. и миро­воз­зре­ния раз­лич­ных рели­гий с их кон­цеп­ци­ями спа­се­ния, и с их прак­ти­ками по дости­же­нию этого спа­се­ния - как про­яв­ле­ния раз­лич­ных глу­бин­ных струк­тур (раз­во­ра­чи­ва­ю­щихся отно­си­тельно последовательно).

Что же со всем этим теперь делать?

Инте­граль­ная тео­рия пред­ла­гает набор эффек­тив­ных инстру­мен­тов иссле­до­ва­ния нашей само­сти (нашего «я») в её глу­бин­ной и поверх­ност­ной струк­туре. Дру­гими сло­вами, иссле­ду­ются и раз­би­ра­ются ста­дии раз­ви­тия, а также соци­о­куль­тур­ные спо­собы про­яв­ле­ния этих ста­дий. Ста­но­вится про­зрач­ным и понят­ным наше миро­воз­зре­ние - то, как мы думаем, кем мы себя счи­таем, и как мы вза­и­мо­дей­ствуем с миром.

Также, пред­ла­га­ются и спо­собы работы с этим миро­воз­зре­нием. Инте­гра­ция сотен запад­ных и восточ­ных путей раз­ви­тия предо­став­ляет нам бога­тей­шую кар­тину воз­мож­но­стей и спо­со­бов дви­же­ния. В част­но­сти, Инте­граль­ная тео­рия про­воз­гла­шает союз пси­хо­ло­гии и духов­но­сти, и заяв­ляет, что они нераз­рывно свя­заны. Пси­хо­ло­гия осно­вы­ва­ется на работе с эго, или соб­ственно пси­хо­ло­ги­че­ской само­стью - она учит, как сде­латься более цель­ной и более здо­ро­вой лич­но­стью, с более гар­мо­нич­ными и кра­си­выми отно­ше­ни­ями. Духов­ность же ведёт за пре­делы само­сти, в без­гра­нич­ную и без­вре­мен­ную основу созна­ния, в над­лич­ност­ные изме­ре­ния, к Богу. Сле­до­ва­ние лишь духов­ным прак­ти­кам без пони­ма­ния пси­хо­ло­гии спо­собно при­не­сти больше вреда, чем пользы (напри­мер, см. иссле­до­ва­ние Лав­д­жоя про «вос­хо­дя­щие» и «нис­хо­дя­щие» духов­ные тра­ди­ции); также и при­ме­не­ние в жизни лишь пси­хо­ло­гии без пони­ма­ния духов­но­сти не спо­собно при­ве­сти к окон­ча­тель­ному сча­стью и гар­мо­нии. По мет­ким сло­вам Уил­бера - «если вы не подру­жи­тесь с Фрей­дом, то вам слож­нее будет добраться до Будды».

Окон­ча­тель­ное сча­стье и гар­мо­нию не найти только лишь внутри чело­ве­че­ского мира, как не найти их и только лишь за его пре­де­лами. Окон­ча­тель­ное сча­стье и гар­мо­ния нахо­дятся на месте соеди­не­ния абсо­лют­ного и отно­си­тель­ного, инди­ви­ду­аль­ного и кол­лек­тив­ного, внут­рен­него и внеш­него, духов­ного и пси­хо­ло­ги­че­ского. И это соеди­не­ние не только умствен­ное, но и вопло­щен­ное, прак­ти­че­ское. И в этом и заклю­ча­ется инте­граль­ная жиз­нен­ная практика.

Originally published at на сайте Интегральная История. You can comment here or there.
Previous post Next post
Up