Leave a comment

Comments 43

banshee7 September 15 2012, 14:24:18 UTC
слушай, Витя, это так круто всё, просто кайф читать.

вот реально.

Reply

ostropoler September 15 2012, 15:00:31 UTC
Ух, какие люди!
Спасибо большое, рад, что понравилось!

Reply


(The comment has been removed)

ostropoler September 16 2012, 23:42:35 UTC
За дхамму.ру - спасибо, я знаю, но пока ещё не добрался, обязательно доберусь!

За книгу - двойное спасибо!

Reply

(The comment has been removed)

ostropoler September 18 2012, 02:13:52 UTC
Или авторов, да!
Желательно, конечно, то, что можно в электронном варианте достать.

/а ещё, живу в Китае (поэтому с amazon не заказать, к сожалению, заказываю, только когда в Америке бываю), но через пару недель буду в Москве, если где-то можно в оффлайне что-то хорошее купить - советуйте!/

Reply


farwideserenity September 15 2012, 16:06:13 UTC
Это всего лишь версия Й. Юревич, Р. Гомбриха и его учеников. Крупнейший индолог и специалист по раннему буддизму современности Й. Бронкхорст, автор классических Two traditions of meditation in Ancient India и Two sources of Indian asceticism, и его последователи видят ситуацию контекста раннебуддистского учения (брахманско-ведийского по Гомбриху) чуть ли не противоположным образом ( ... )

Reply

farwideserenity September 15 2012, 16:06:44 UTC
(В переводах Ньянамоли, Бодхи Аналайо и др. современных исследователей "kāye kāyānupassī" передается как "созерцает тело в отношении тела", а не "тело само по себе". Соответствено: "созерцает тело в отношении тела внутренне" ("ajjhattaṃ kāye kāyānupassī viharati") и "созерцает тело в отношении тела внешне" ("bahiddhā vā kāye kāyānupassī viharati"). И, вероятно, в случае "внешнего созерцания" подразумевается осознание чужих тел: наблюдение за чужими телесными реакциями и действиями, См. Satipaṭṭhan).

Но главное, сатипаттхана-сутта и практика сатипаттханы это практика четырех сатипаттхан ("установлений осознанности") - о чем сообщает открывающее сатипаттхана-сутты "определение сатипаттханы" (по Аналайо).

"Монахи, существует ведущий прямо к цели путь очищения существ, преодоления печали и слез, устранения страданий и бед, выхода на правильный путь, достижения Ниббаны, а именно - четыре основы памятования. Каковы эти четыре основы?
При этом монах отслеживает тело само по себе, [1] пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в ( ... )

Reply

farwideserenity September 15 2012, 16:07:08 UTC

Можно много ещё всего сказать, но, чтобы закруглиься, так как времени нет: в целом, вы верно говорите, что Будда, каким его представляла себе раннебуддистская община, запечатлевшая свое представление в палийских текстах, это живой человек из плоти и крови, а не мистическое божественное существо, удивительно гуманный, проницательный, глубоко, последовательно и сложно мыслящий. Я разделяю ваше восхищение им и его учением.

Reply

ostropoler September 15 2012, 23:49:28 UTC
Спасибо большое ещё раз, что выделили время на комментарии!

Мне ещё интересна отдельно эволюция взглядов самого Будды (это к вопросу о "последовательно мыслящем"). Он более сорока лет (!) учил Дхарме, интересно, как его учения как молодого "пробужденного" отличаются от учений человека, который уже 40 лет преподаёт Дхарму. Наверняка ведь отличаются сильно. Насколько я знаю, есть исследователи, которые копают в эту сторону, но читать пока мне не приходилось ничего.

Reply


farwideserenity September 15 2012, 16:28:12 UTC
У С. Бачелора, который специализировался на тибетском буддизме, а потом заинтересовался чан\дзен, очень необычный подход к интерпретации буддистского учения, и у него недостаточно академической подготовки для обоснованного рассуждения о раннебуддистской традиции и тхераваде, так как его знание древнеиндийских языков довольно слабое. Его "перевод с санскрита" Муламадхъямака-карик Нагарджуны, основного текста шуньявады, изобилует ошибками и просто необоснованными выдумками, и был резко раскритикован исследователями.

Reply

ostropoler September 15 2012, 22:53:43 UTC
Да, я согласен с вами, что Бэтчелор - несколько противоречивый автор (и тенденциозный), и я осознаю это. Впрочем, в конкретно этой статье я его не использовал для написания текста - а только для ссылки. В тексте статьи были идеи исключительно из Гомбрича и Пикока (ну и чтения канона, естественно). Тем не менее, мне кажется интересным его читать хотя бы для того, чтобы расширить свои представления о буддизме и Будде. Например, он выдвигает интересную гипотезу, что Будда был отравлен, и знал об этом. Ну и т.п.

Reply


farwideserenity September 15 2012, 16:35:08 UTC
Представление о Будде как о "социальном реформаторе" (Ольденберг, Т. Рис Дейвидс и пр.) было типично для 19-го и нач. 20-го вв. С увеличением нашего знания о раннем буддизме эта идея стала достоянием прошлого. См. замечательный анализ К. Андерсон Studies of the Four Noble Truths in Europe and the United States (pp. 168-212) в её Pain and its Ending: The Four Noble Truths in the Theravāda Buddhist Canon (2001)

Reply

ostropoler September 15 2012, 22:49:30 UTC
Я нигде не говорил, что он был социальным реформатором, я написал, что он был "настоящим революционером своего времени", и подразумевал скорее революционность идей - идей социальных в том числе, потому что во многих суттах он раз за разом говорит, что для освобождения не важно, к какой касте ты принадлежишь, и что не это делает тебя благородным (в той же Агганна-сутте, и разговорах с раджами, и т.п.).

Спасибо большое за ссылку на книгу, обязательно посмотрю!

Reply


Leave a comment

Up