Начинаю публиковать серию постов, посвящённых некоторым интересным историческим местам Гатчинского района, и первым делом хочу пройтись по самому городу Гатчина, крупнейшему населённому пункту Ленинградской области.
Село Хотчино известно в ижорских землях с XV века (Новгородская писцовая книга упоминает его в 1499 г.), с XVII века название трансформируется в Гатчино. С 1765 г. гатчинское имение принадлежало графу Григорию Орлову, а с 1783 г. великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I), после его смерти в 1801 г. его вдове Марии Фёдоровне, а затем императорам Николаю I, Александру I, Александру III. В 1923 г. Большевики переименовали его в Троцк, а в 1929 г. в Красногвардейск. Следующее переименование было произведено в 1942 г., тогда немецкие оккупационные власти назвали его Линдеманштадт. После освобождения города от немецко-нацистских захватчиков в 1944 г. решено было вернуть ему историческое имя Гатчина.
Одним жарким майским днём мы начинали прогулку по Гатчине от железнодорожного вокзала в сторону Большого Гатчинского дворца. Прежде, чем начать повествование о последнем, хочу остановиться на двух памятниках-макетах дореволюционной боевой техники.
В Гатчине выпускались первые в мире серийные боевые подводные лодки по проекту русского польского конструктора Стефана Карловича Джевецкого.
Лодка приводилась в движение педальным приводом и была способна запускать из глубины к поверхности всплывающие мины.
Этот макет - точная копия такой лодки в натуральную величину. Первая серия из 50 лодок была построена в 1881 г.
Здесь же появилась первая российская военная авиация. В Гатчине с 1910 года собирали лицензионные самолёты конструкции Анри Фармана, самые массовые в России довоенные самолёты.
Этот памятник (макет «Фармана-XX») установлен в честь 100-летия первого российского военного аэродрома.
----------------------------------------------------------------------------------
Экспедиция по Гатчинскому району (май - ноябрь 2011 г.)
1. Подводная лодка Степана Джевецкого и самолёт "Фарман".