В рамках нашей поездки по левому берегу Невы мы посетили музей-диораму "Прорыв блокады Ленинграда", расположенный в левобережном пандусе Ладожского моста. Этот мост находится в том самом месте, где пересекали Неву бойцы Красной Армии прорывавшие блокаду Ленинграда. От публикации изображений диорамы, пожалуй, воздержусь и посоветую интересующимся посетить музей и рассмотреть всё вживую. А сегодня я бы хотел остановиться на площади перед диорамой, где постепенно собирается коллекция танков найденных в окрестностях и поднятых со дна Невы и рассказать о каждом экземпляре по отдельности.
Поисками танков занимаются дайверы из команды "Открытое море" и поисковый отряд "Мга". Обнаружение и извлечение танков со дна Невы, надо заметить, задача не из лёгких, ведь вода в Неве мутная, течение очень быстрое, а дно сильно захламлено. Однако этот участок Невы оказался настоящим кладбищем боевых единиц и подводная разведка продолжает находить экземпляры затонувшей военной техники.
Это первый танк, который был поднят со дна Невы весной 2003 г. - КВ-1 (обнаружить его удалось ещё в августе 2002 г.) Первое экспериментальное применение этого тяжёлого танка было осуществлено во время прорыва линии Маннергейма в Советско-финской войне. Настоящие же боевые испытания начались после нападения Германии. Немецкие танкисты при первых боевых встречах с этими танками были в шоке - лобовая броня практически не пробивалась из танковой пушки. Противотанковая артиллерия также была малоэффективна, немцы называли эти танки "призраками" (Gespenst), поскольку снаряды стандартной 37-мм противотанковой пушки вермахта обычно не оставляли на нём даже вмятин.
Именно из такого танка экипаж танкиста-аса Зиновия Колобанова в своём знаменитом Войсковицком бою 19 августа 1941 г. уничтожил наступавшую на Ленинград колонну из 22 немецких танков и 2 противотанковых орудий за 30 минут.
Однако танк был внедрён в производство поспешно, что сказывалось на его недостаточной надёжности и практичности: вместе с фантастической неуязвимостью (броня выдерживала выстрел из танковой пушки в лоб, если расстояние превышало 40 м, противотанковая артиллерия тоже была малоэффективна) и высокой проходимостью, танку не хватало подвижности, не хватало обзора поля боя (что характерно для всех советских танков начала войны), он очень часто ломался, к тому же так перепахивал дорогу, что движение колёсной техники вслед за ним было очень затруднительно. Также он уступал знаменитому Т-34 тем, что при относительно равной огневой мощи был дороже и сложнее в производстве. В последующие годы войны армия так и не получила тяжёлого танка, превосходящего средние танки по огневой мощи.
Когда летом 1942 г. на вооружение вермахта поступили "Тигры" (PzKpfw VI), КВ-1 стали неспособны бороться с танковыми силами противника на равных, "Тигры" могли расстреливать КВ-1 с безопасной дистанции, т. е. ситуация лета 1941 г. повторялась с точностью до наоборот. Последняя операция, в которой были широко задействованы КВ-1, происходила в 1944 г., там же, где начиналась карьера этого танка - на линии Маннергейма. К тому времени КВ-1 уже были почти полностью вытеснены новыми танками ИС.
Извлечением танка занимались профессионалы военно-патриотический клуб «Поиск» из белорусского города Шклова.
Им удалось вытащить 48-тонный танк (дополнительно нагруженный речным песком) автомобилем ЗиЛ-157, оснащённым 5-тонной лебёдкой по уклону дна, доходящему местами до 45 градусов.
Помогало то, что танк не тащился по дну, а катился на гусеницах (!), он оказался неповреждён. 5 ноября 1941 г. танк готовился к бою, он был уставлен ящиками со снарядами, но во время переправы через Неву (для поддержки бойцов на Невском пятачке) огонь был настолько плотным, что осколками перебило паромный трос, после этого танк затонул на глубине около 10м. После восстановления на Кировском заводе танк был доставлен в г. Кировск, где съехав с трейлера, своим ходом (!) добрался до ныне занимаемого им места.
Т-26 - лёгкий танк сопровождения пехоты созданный на основе английского Виккерса Мк Е и принятый на вооружение в 1931 г. По характеристикам он ничуть не уступал немецкой технике. Эта жуткая машина использовалась преимущественно в первой линии атаки и зачистке окопов - танк вставал на окоп, поворачивал башню на 90 градусов и плотно простреливал весь окоп, уничтожая находящуюся там пехоту одной очередью.
Участвовал в боевых действиях против Японии (на оз. Хасан и р. Халхин-Гол), гражданской войне в Испании и уже в 1938 г. Т-26 стал стремительно устаревать. Применение этого танка стало особенно рискованным, когда появились противотанковые ружья. Пришлось увеличивать остроту угла и толщину лобовой брони, жертвуя скоростью.
Позже он применялся в Советско-финской войне (тогда он использовался наиболее интенсивно), Польской кампании, начале Великой Отечественной войны (в 1941 г. Т-26 несли преимущественно небоевые потери, так как были серьёзно изношены, элементарно выходили из строя на маршах и бросались), в последний раз Т-26 использовался при разгроме Квантунской армии в 1945 г.
Этот танк был найден в мае 2003г. рядом с берегом. Нырять не пришлось - Нева, обмелев, обнажила его остов без башни и части верхних листов корпуса, но зато с полностью сохранённой ходовой частью. Этот танк погиб в бою. Башня с вооружением была найдена чуть позже, а недостающие листы вырезаны заново.
Лёгкий плавающий танк Т-38 производился в 1936 - 1939 гг. использовался преимущественно для разведки, боевого охранения аэродромов и частей на марше и непосредственной поддержки пехоты на поле боя (хотя для последнего они были совершенно не предназначены и легко пробивались 37-мм противотанковой пушкой). Несмотря на то, что он превосходил своего предшественника Т-37А, он показал себя очень ненадёжным и постоянно ломался, обладал низкой плавучестью и маневренностью на воде и недостаточной проходимостью по пересечённой местности, глубокому снегу, песчаному и глиняному берегу, тем не менее Т-38 оставался вполне эффективным в случае отсутствия у противника серьёзных противотанковых средств. Танки этого типа использовались в Польской кампании, Советско-финской войне, затем были сняты с вооружения, но на начальных этапах Великой Отечественной войны снова введены в строй. Их использование было продиктовано тяжёлым состоянием с вооружением армии. Единичные уцелевшие танки воевали до 1944 г.
Во время ночной переправы 26 сентября 1942 г., 3 танка из 10 вышли из строя ещё на берегу, ещё 4 танка затонули во время форсирования Невы под огнём противника, в том числе и этот самый танк. Его корпус почти полностью находился в воде (из-за уже упомянутой низкой плавучести этого танка, что делало невозможным перевозку даже пары солдат на его крыше). От попадания немецкого снаряда башню сорвало с креплений, танк качнулся, вода хлынула через люки и он пошёл на дно. Экипаж скорей всего погиб. Оставшиеся 3 танка достигли противоположного берега, где вступили в бой с противником, но поскольку пехота запоздала с переправой и не успела помочь танкистам, машины были быстро подбиты, а экипаж расстрелян на воде при попытке вернуться назад через Неву.
Этот танк был обнаружен недалеко от берега, и благодаря своему небольшому весу (всего 3,5 т), сложностей с его подъёмом со дна было значительно меньше.
КВ-1С - скоростная модификация легендарного танка с уменьшеными габаритами и ослабленным бортовым бронированием в пользу скоростных качеств, приближающая КВ-1 к средним танкам. Вооружение осталось прежним, обзор поля боя значительно улучшен благодаря командирской наблюдательной башенке. Однако после появления в вермахте "Тигров" предпочтение было отдано танкам ИС.
Этот танк был найден в болоте на краю урочища Карбусельские Поля. Машина была уничтожена внутренним взрывом, отбросившим башню и разогнувшим 60-миллиметровые борта. Танк осел в мягкий грунт, что спасло его от металлических мародёров. На самом деле подорванных танков в этом болоте было два, и один из них ушёл на металл полностью, а со второго мародёры успели снять только часть гусениц и порезать фрагменты корпуса. Из-за сильных повреждений реставрация этого танка была самой тяжёлой.
БТ-5 - лёгкий быстроходный танк, выпускался до 1934 г. Основное преимущество танков БТ состояло в том, что потеряв гусеницу, они успешно продолжали путь на колесах.
Данный экземпляр был модернизированым, так как имеет некоторые нововведения от БТ-7. Историки по совокупности причин просчитали, что он ушёл под лёд при прорыве блокады в январе 1943 г.
Ещё один КВ-1 был обнаружен в октябре 2007 г. Он лежал на дне вверх гусеницами, с башней, зарывшейся в грунт. Танк был подбит во время танковой атаки 30 ноября 1941 г., к этому времени на пятачок понтонами смогли переправить 30 танков Т-34 и КВ-1. В ходе атаки большинство танков было выведено из строя. Отремонтировать танк в полевых условиях не удалось, при попытке эвакуации с плацдарма он был повреждён миномётным обстрелом и ушёл на дно
В музее подготовлен проект закрытого павильона для танков. Ну и конечно же продолжается подводная разведка, так что ждём новых находок.
При подготовке поста были использованы материалы с сайта
www.off-road-drive.ru и
www.photo.aroundspb.ru. Больше подробностей и фотоматериалов можно найти там же.
-----------------------------------------------------
Невская экспедиция (19 сентября 2010 г.)
1.
Крепость Орешек.2.
Тюрьмы Шлиссельбурга.3.
Шлиссельбургская крепость в годы войны.4.
Ладожский канал.5.
Благовещенский собор.6. Танки, поднятые со дна Невы.