Наткнулась на довольно лестное замечание Ридли Скотта об актёрах, высказанное в интервью, перед премьерой "Робин Гуда":
"Для меня идеальный актер должен быть умен, и, как правило, большинство успешных актеров, действительно, очень умны. Это очень трудная и интеллектуальная профессия, которая требует от человека совокупности различных способностей и талантов. Актеру постоянно необходимо анализировать не только то, что связано с его ролями, но и то, с чем он сталкивается в реальной жизни. Поэтому, немудрено, что наилучшие актеры - это самые умные и эрудированные актеры. Я думаю, что во время совместной работы мы как бы бросаем друг другу вызов, что делает её ещё более интересной."
Возможно я соглашусь, что актёр, которому удаётся наполнить роль многоплановым содержанием, интереснее, за ним любопытно наблюдать, даже, если развитие событий можно предвосхитить. Много ли вы таких знаете? Как говориться спрос рождает... А велик ли спрос на них? Такие ли личности пользуются авторитетом сегодня? Много ли режиссёров позволяющих актёру вмешиваться в режиссёрскую кухню, и считающих актёров равными соавторами? Что делал бы тот же Ридли Скотт с таким количеством интеллектуалов? Речь безусловно о счастливых совпадениях, о смелости выбора, о доверии, о сотворчестве. Звёзды потому и светят ярко, что всё вокруг служит их оттенению сознательно, именно на этих условиях взаимного культа, без сомнений.
Я, например, всегда понимала, что режиссёр в театре или кино останется "за кадром" и отвечать вновь и вновь придётся тебе, поэтому очень кропотливо, опять и опять пропускала "руду" сквозь сито, оставляя лишь самое ценное, то что будет служить истинным манком. Именно по этой самой причине не могу себя представить в образе "блондинки" с расслабленным мозгом, и не в гротесковой форме, а в реальной. Это был бы изматывающий опыт, но может быть не безуспешный:) В любом случае к признакам ума можно отнести и допуск тех обстоятельст, что вообще вне опыта житейского и литературного, но вполне могут быть, т.к. придётся оправдывать и такое, а это всегда интеллектуальный поиск, была бы вера...
В моей практике театральной было немало очень некрасивых историй взаимоотношений с режиссёрами, после которых я могу о театре думать, только на условиях равного партнёрства.
Сразу после института я работала в театре Моссовета и от одного из актёров узнала о поисках исполнительницы Баронессы Штраль в постановке "Маскарада" на сцене театра СовАрмии.
После формального знакомства с режиссёром я приступила к репетициям. К тому моменту спектакль уже имел огромную "прореху" в виде отсутствия главного исполнителя роли Арбенина. Изначально на неё был ангажирован Олег Борисов, который блистательно играл в этом театре Павла I , в постановке того же режиссёра. Но на каком-то этапе Борисов заявил, что не может играть роль без режиссёрского решения и "тащить" спектакль на себе. Свою принципиальную позицию он подтвердил довольно смело - ушёл из театра совсем, бросив и Павла I, куда впоследствии ввели Золотухина и меня. Но обо всём этом я узнаю гораздо позже.
И вот, я попадаю в довольно непростую историю, когда о последствиях своего решения не известно ничего, и ты с радостью, безусловно предаёшься работе. Первые же репетиции начались "ногами" на сцене и наделали немало шума в театре довольно дерзкими пробами. Режиссёр, который почти похоронил свой "замысел", почувствовал свежую кровь и воспламенился надеждой. Стали отшивать костюмы, запланировали премьеру. Активизировались и другие дремавшие в застое "силы" - спустя значительный срок заявила о своём желании войти в спектакль одна из "прим" театра. Раздаётся звонок и взволнованный голос режиссёра говорит мне о том, что завтра все наши совместные наработки я должна отдать этой актрисе, т.к. спектакль стоящий в плане, не должен пострадать. Чтобы не быть многословной (эмоции не в счёт) скажу покороче: показала и ушла с репетиций, переключилась на другие работы, "благо" их было невпроворот, но роль вернулась, "забаненная" худсоветом.
Ситуация предпремьерная, я уже месяца три-четыре, как не в "теме", на других фронтах, как говориться и тут мне сообщают, что есть три дня ВСПОМНИТЬ ВСЁ!!! У режиссёра истерика и он от беспомощности, после серии довольно жестоких оскорблений в мой адрес, которые видимо должны были вернуть меня в "творческий процесс", признался, что ему нечего мне предложить, и что он уже не понимает куда двигаться. "Делай, что хочешь" - сказал почти шестидесятилетний, опытнейший режиссёр двадцатитрёхлетней актрисе, не разведя ей не одной мизансцены. А роль Штраль сравнима по "нагрузке" разве что с Арбениным - это стержень интриги и почти весь спектакль на сцене. От ужаса и передавшейся паники, мне оставалось только одно - "ни шагу назад". На показ "для пап и мам" я позвала дядю Борю Кумаритова и тётю Наташу Защипину, актёров Сатиры. До сих пор храню их письменный, посценный комментарий, который тогда имел для меня силу оберега-напутствия. Тогда же мы с Сашей Домогаровым, набравшись наглости, "схватили за хвост" постановшика и буквально заставили развести нас "по углам", дабы не сталкиваться лбами в последней сцене - "та маска - это я".... Стало полегче, забрезжил "просвет" в конце туннеля...
Но много ли смысла в бессмыслице?