Сархо не собирался тут останавливаться, но друзья буквально взвыли хором: однообразная долгая дорога навевала тоску. Да и сам он уже подустал. Так что решение о перерыве в путешествии было принято единогласно.
Каинэ, Сархо и Нги учились в одном университете, но родом были с разных континентов, поэтому во многом отличались друг от друга: Нги мог похвастаться очень тёмной кожей, Каинэ - узким разрезом глаз, и оба ростом едва доставали Сархо до плеча.
Местность пришлась по душе всем троим: горы одна другой оригинальнее по форме, чудесный аромат диких трав, долины с множеством цветов... До чего же приятно наконец ощущать под собой шершавую землю, а не надоевший гладкий пол!
- Надо бы разузнать, где тут расположены отели... - начала Каинэ.
И тут, как по волшебству, рядом возник один из местных жителей.
- Приезжие? - проницательно заметил он, улыбаясь в бороду. - Давайте я вам всё расскажу...
Сархо и в самых смелых мечтах не виделось, что их окружат такой заботой. Тот самый абориген, что встретился первым (он представился Магомедом), взялся возить их на старинной колымаге по изумительным уголкам, знакомил со всеми своими родственниками и «кунаками» (нечто среднее между роднёй и приятелями, как понял Сархо).
Ловкий Магомед везде, даже в забытой цивилизацией глуши, находил уютную комнату для ночлега и вкусный ужин для гостей.
- Это чуду с крапивой. Это хинкал - не путайте с хинкали. Курзе с творогом, манты с тыквой... Парное молоко.
Услуги поражали дешевизной. Правда, с оплатой сперва возникли некоторые сложности из-за технических неполадок, но, по счастью, всё удалось быстро разрешить. Сархо наслаждался каждой минутой отдыха; Каинэ тоже была в восторге, нащёлкала кучу кадров и сняла десятки видеороликов. А Нги зарисовывал всё увиденное: и слепящий снег на неприступных вершинах, и кружащих в небе больших птиц, и стада белых кудрявых овечек, и самих местных жителей, которые относились к «чужакам» по-доброму, хотя и косились с любопытством.
Магомед знал названия ближних и дальних сёл, объяснил, что вся эта земля называется Дагестан, в переводе Страна гор, и включает она не только горы и степи, но и часть моря!
Чудесный берег, где из жёлтого песка тут и там проклёвывались разнообразные ракушки, троица увидела чуть позже. Серо-зелёно-синяя вода сливалась с горизонтом; волны катились лениво, позволяя вдоволь поплескаться и поплавать. По словам Магомеда, всё побережье в это время года бывает заполнено туристами, но для «дорогих гостей» он сумел снять частный дом вдали от посторонних.
Конечно, и Сархо, и Нги, не говоря уже о Каинэ, набрали сувениров. Нельзя было покинуть этот край без рыже-коричневых глиняных зверушек («Ослики, балхарская керамика», - комментировал Магомед), потрясающе вырезанных лакированных кувшинов, украшенных тонкой металлической нитью («Унцукульская насечка по дереву!»), вручную созданного яркого ковра («Табасаранского!» - уточнял Магомед), одну строчку в котором разрешили соткать Каинэ. Девушка чрезвычайно гордилась собой.
Сархо также не устоял перед папахами, такими тёплыми и мохнатыми. Он не мог выбрать, какая эффектнее, чёрная или белая, поэтому просто сказал:
- Дайте две!
Но всё когда-нибудь заканчивается. Простившись с Магомедом, приглашавшим их приезжать ещё, немного грустные Сархо, Каинэ и Нги снова отправились в путь.
Спустя сутки Сархо в очередной раз примерял папахи перед зеркалом, когда раздалось предупреждающее звяканье. Дверь поднялась, и в каюту вползла Каинэ. Её гибкий хвост метался из стороны в сторону, выдавая обеспокоенность.
- Сар, я тут проверила, эта планета, где мы были, она... не рекомендована к посещению. И это мягко сказано! - Голос девушки звучал тревожно. - Во всех рекламных проспектах пишут, что Люттию - Землю на местном наречии - лучше облетать за пару парсеков. Её населяют очень агрессивные создания. Люттия до сих пор не принята в Межгалактический Союз!
- Вот почему у них не в ходу союзная валюта, - пробормотал Сархо.
Он чувствовал себя виноватым - должен был проверить возможную опасность, прежде чем позволять друзьям контактировать с инопланетянами.
- Наверное, нам просто повезло. - Каинэ поняла, о чём он думает.
- Да, хорошо, что Нги захватил с собой для братишки кубические аллотропные формы углерода*, которые насобирал на Файоксе. Они почему-то ценятся на Люттии, притом что углекислого и угарного газа там достаточно...
В коридоре послышалось шуршание, и на пороге появился Нги.
- Вы уже знаете, да? Я тоже решил прочитать подробнее об этой Земле. Удивительно, правда? Мы не столкнулись ни с какой формой отчуждения, хотя, скорее всего, казались люттям уродами и монстрами.
Сархо снова глянул в зеркало. Поправил чёрную папаху на правой голове.
- Думаю, дело в том, что мы попали в Дагестан - самый гостеприимный край. Не знаю, как вы, а я на следующих каникулах хочу туда вернуться!
- Я тоже! - Каинэ уверенно качнула хвостом.
- Даже не вздумайте лететь... без меня! - обоими ртами ухмыльнулся Нги.
_________________________________________
* Алмазы.