Аня вошла в родной коридор и тяжело привалилась спиной к стене, глубоко вздыхая и в изнеможении закрывая глаза. Она не то чтобы сильно устала, скорее ужасно хотелось спать. Последние несколько дней Аня была занята вычиткой кучи разных текстов, при этом ещё и давала частные уроки русского языка школьникам, а по ночам пыталась дописать свой роман. И теперь у неё буквально слипались глаза, хотя часы показывали только шесть вечера.
«Посплю немного, - решила Аня. - Всё равно сейчас не смогу сосредоточиться». Она разулась, сняла верхнюю одежду и, пройдя в комнату, рухнула на старенький диван, забираясь под одеяло. Едва коснувшись головой подушки, девушка сразу вырубилась.
Спустя несколько часов её сон был потревожен чуть слышным звуком, словно маленькие лапки бежали по линолеуму. «Мышкин, - с теплом подумала Аня, не спеша просыпаться. - Хорошо, что я положила ему с утра паштет. Надо будет попозже фарш разогреть…»
Топот лапок стих, а потом послышалось:
- Мр-р.
«Давай, прыгай», - мысленно предложила Аня. Сладкий сон всё никак не хотел её отпускать, вставать было лень.
Острые коготки, судя по звуку, прошлись по обивке, диван рядом с девушкой чуть дрогнул и скрипнул, будто на него приземлилось знакомое тельце. Аня улыбнулась, не открывая глаз. Её любимец частенько вот так приходил её будить.
А тот уже полез выше, цепляясь за одеяло. Аня лежала на боку, и Мышкин вскоре оказался у неё на плече. Он постоял, перебирая лапами, а потом прилёг и принялся мурчать хозяйке в ухо. Аня мимолётно удивилась, почему он так мало весит, как вдруг резкая мысль заставила её похолодеть. Сердце громко застучало.
Мышкина больше нет. Он умер.
* * *
Маленького котёнка Аня взяла в приюте для бездомных животных полгода назад, летом. Малыш сáмой что ни на есть тривиальной расцветки - чёрно-серый, каких тысячи в городе, - поставил передние лапки ей на туфлю и выжидающе заглянул в лицо. Аня не устояла перед его обаянием и забрала домой.
Новый питомец оказался просто идеальным. Он знал, как пользоваться лотком, любил порезвиться, но не хулиганил и не лез на стол, кушал всё, что ему давали: гречка так гречка, борщ так борщ (конечно, Аня старалась почаще баловать его чем-нибудь мясным). Мышкин, так девушка назвала котёнка, ни разу не оцарапал и не укусил свою хозяйку, даже когда был совсем маленьким. Даже во время купания! Он был очень ласковым, часто сворачивался на коленях у Ани, пока она сидела за компьютером, и тихонько дремал, довольно мурлыча. Девушка души не чаяла в своём друге, и котик отвечал ей взаимностью.
Беда пришла неожиданно, как это всегда бывает… Мышкин заболел. Отказывался от еды, стал вялым. Аня повезла его к ветеринару. Тот прописал какие-то витамины, которые совсем не помогли. Котёнку становилось всё хуже. Он почти ничего не ел, а живот у него почему-то рос. Аня показала Мышкина другому врачу, тот назвал причину недомогания, но облегчения это не принесло.
- Асцит. Посмотрите, как раздулся живот. Ваш кот не может избавиться от лишней жидкости. Если я её откачаю, она начнёт копиться снова. Состояние тяжёлое и почти не поддаётся лечению.
К сожалению, ветеринар оказался прав. Аня выполняла все предписания, постоянно отпрашиваясь для этого с работы, но Мышкин буквально угасал.
Во время очередного приёма врач, осмотрев ослабевшего пациента, посоветовал усыпить животное. Аня пришла в ужас и уехала с Мышкиным домой.
Она надеялась на чудо, пыталась соблазнить любимца самыми вкусными лакомствами. Подносила ему под нос каплю сметаны на мизинце. Мышкин из любви к хозяйке слизывал капельку, но что-то ещё проглотить был не в состоянии. Проклятая болезнь заставляла его думать, что он сыт…
Так прошло ещё два дня. На третий котику стало совсем плохо. Аня, плача, продолжала гладить Мышкина по голове, говорила ему ласковые слова, пока тот не сделал последний вздох. А вечером, когда стемнело, похоронила Мышкина позади дома, под большим ореховым деревом.
Случилось это девять дней назад.
* * *
«Он пришёл попрощаться, - поняла Аня, чувствуя светлую грусть. Глаза снова наполнились слезами. - Говорят же, что на девятый день прилетает душа… Вот он и прилетел. Маленький мой…»
В то, что Мышкин после смерти может как-то ей навредить, Аня ни за что бы не поверила, поэтому не боялась, только была взволнована. Повернуть голову и посмотреть казалось проще всего, однако девушка предполагала, что не только ничего не увидит, но и призрачное ощущение исчезнет. Медленно подняв руку, Аня осторожно потянулась к плечу… и почувствовала под пальцами что-то лёгкое и мягкое, как пух. А ведь Мышкин был жесткошёрстным. Значит, и правда - душа…
Аня уже собиралась шёпотом окликнуть любимца, но тут послышался стук, и низкий мужской голос произнёс:
- Аня, у вас всё нормально?
Почти невесомое давление на плече мгновенно пропало. Аня приподнялась, огляделась, моргая. Всё вокруг было привычное, знакомое. Кажется, уже наступила ночь.
В коридоре вспыхнул свет, но почти сразу, загораживая его, в проёме возникла массивная фигура Григория, Аниного соседа, неделю назад поселившегося в квартире этажом выше.
- Вы спали, что ли? Простите, если разбудил, - пробасил парень. - А что же дверь не закрыли? Я в ночную иду, гляжу: щель вот такая! - Он показал свою широченную ладонь. - И темно. Я и подумал, вдруг воры забрались.
- Спасибо, Гриша. - Аня поспешно вытерла мокрые глаза, постаравшись, чтобы это сошло за обычное движение после сна. - Я, наверно, просто забыла запереть. Уставшая пришла.
- Это понятно, - кивнул сосед. - Я после смены сам иногда едва до дома доезжаю. Ну, вы всё же будьте осторожнее, сами знаете: в подъезде кто только не отирается. - Он повернулся, чтобы уйти.
- Спасибо вам! - ещё раз сказала Аня. - Мне как раз вставать пора.
Оставшись одна, она подошла к двери в квартиру и сразу заперла её на два оборота. А потом вернулась в комнату и нажала выключатель, разгоняя тьму.
Что же это было? Сон? Или и в самом деле она чувствовала что-то потустороннее?
«Приоткрытая дверь…»
- Кс-кс! Кс-кс-кс!
Какое-то время ничего не происходило, а потом из-за угла дивана нерешительно выглянула мордочка.
Это, конечно, был вовсе не Мышкин, даже не похож. Совсем маленький котейка. Белый с двумя дымчатыми пятнами: одно на боку, другое на ухе. Хвостик тоже был серенький. А ещё малыш отличался чрезвычайной пушистостью, напоминая одуванчик.
- Ну, привет.
Гость медленно двинулся к Ане, будто не зная, чего от неё ждать теперь, когда она не спит. Девушка протянула к нему руку. Котик внимательно обнюхал её пальцы и пришёл к выводу, что этот человек не опасен. Поэтому позволил взять себя на руки и почесать под подбородком. Урчал он не тише Мышкина.
- Кажется, у меня появился Мышкин номер два, - улыбнулась Аня, вытирая всё ещё влажные ресницы.
* * *
Будущее показало, что её слова не совсем верны. Правда, на объявления о найденном котёнке никто не откликнулся, поэтому Ане и впрямь пришлось оставить его у себя. Но разница между Мышкиным и новым питомцем была разительная. Не говоря уже о внешности и размерах, при ближайшем рассмотрении «одуванчик» оказался девочкой, и Аня назвала её Машкой. Кроме того, её ещё нужно было приучить к лотку. Но зато лаской Машка одаривала свою хозяйку не меньше, чем когда-то Мышкин, - постоянно тёрлась о ноги и подставляла голову, чтобы её погладили.
Кошечка была весьма игривой и не раз, балуясь, сбрасывала на пол Анины распечатки и какие-то мелкие вещички, поэтому пришлось убрать подальше всё бьющееся. Но девушка прощала: Машка же не со зла. Да и маленькая ещё.
Горестные воспоминания потихоньку отступали. Теперь снова было кому ждать Аню дома.
* * *
Мышкин, сидевший на карнизе за окном, удовлетворённо улыбнулся в усы. Всё получилось! Он и не сомневался в добром сердце своей хозяйки. Нельзя ей быть одной, нельзя. Вон, после его ухода как себя работой загоняла, ещё чуть-чуть - и начала бы сознание терять от переутомления. Машка первое задание выполнила отлично. Бестолковая она пока, конечно, но ничего, подрастёт - поумнеет.
Между прочим, ей ещё одно важное дело поручено. Как-нибудь утром, когда Аня на работу пойдёт, Машка должна выскочить вслед за ней в подъезд и рвануть вниз. Обычно в это время Григорий как раз с ночной смены в больнице возвращается, он должен поймать беглянку и Ане отдать. Машке надо так извернуться, чтобы их руки соприкоснулись. Ну а дальше уж как-нибудь сами сообразят.
Хороший парень Григорий. Характер покладистый, рычит хоть и громко, но мягко. И работа у него ответственная - реаниматолог. Подойдёт.
Мышкин развернулся, оттолкнулся от карниза и стал подниматься к небу, в круг ослепительного света, прикидывая, справится ли Машка с ролью талисмана счастья для двоих людей.
Должна справиться. Кошка она, в конце концов, или кто?