Тайцы любят посмеяться над фарангами
Проводить Новый год и новогодние каникулы как можно дальше от Москвы стало для меня уже доброй традицией. В этот раз мой январский юговосточно-азиатский маршрут выглядел так: Москва - Бангкок - Араньяпратет - Пойпет - Сием-Реап - Пномпень - Кардамоновы горы (треккинг в джунглях) - Пномпень - Бангкок - Москва. Поездка получилась очень насыщенной и впечатлений просто уйма, вопреки опасениям, что Камбоджа окажется "слишком туристической".
Сначала - несколько слов о Бангкоке. Я не претендую на отличное знание этого города, но коротко опишу свои личные впечатления - в качестве ответа на вопрос, почему я так люблю летать в ЮВА через Бангкок. Наверняка, эта информация будет не слишком интересна бывалым путешественникам и знатокам Тайланда - скорее это для тех, кто собирается поехать в Тайланд - Камбоджу впервые. Буду очень рада, если вы тоже поделитесь полезной информацией об интересных, с вашей точки зрения, местах в Бангкоке.
Когда пару лет назад отменили автобус до Кхао Сан, Суванапум меня несколько напрягал необходимостью почти безальтернативной (во избежание потери времени) позорной сдачи таксистам по 400-500 бат за машину + оплата платных дорог. Теперь же - ура - прямо из аэропорта (нижний уровень) можно быстро и дешево доехать поездом City Line до станции BTS Phaya Thai, что рядом с Victory Monument. Вместе с вами на Пхайя Тай приедет толпа других фанатов Кхаосан, которые тоже всецело за экономию, и скорее всего сами предложат скооперироваться на такси. Машина целиком стоит максимум сотню по договоренности, и примерно 74 бата по счетчику. Бангкокские таксисты, сажая в машину фаранга, неохотно включают счетчик, но на этом нужно жестко настаивать. Поскольку поездка по счетчику на комфортной машине с кондиционером выйдет как минимум в два раза дешевле, чем на тук-туке. Тук-тукеры в веселом городе Бангкоке оборзевшие - взять с фаранга меньше чем три цены для них хуже смерти. В туристических районах за справедливую стоимость, неоднократно "проверенную" счетчиком такси, они просто отказываются везти. Поэтому в первый же день нужно купить брошюру "Общественный транспорт Бангкока", продающуюся на каждом углу, и там, где возможно, пользоваться именно им (автобусы,
метро (MRT),
скайтрейн (BTS), мототакси на короткие расстояния,
пассажирские кораблики по клонгам реки Чао Прайя). К счастью, Бангкок - это один из городов, безумно удобных для жизни, где под каждым кустом вам готов и стол, и дом, а из точки А в точку Б можно добраться примерно десятком различных способов.
Почему Кхаосан? Это же далеко от метро и от торговых центров!
Если точнее, я предпочитаю жить на Сой Рамбуттри в минуте ходьбы от Кхаосан - там гораздо тише и приятнее. Этот район в первую очередь нравится мне приемлемыми ценами на гостиницы и возможностью в любой момент дойти пешком до массажного павильона в Wat Pho - правильное место для тайского массажа, которое я стараюсь посещать каждый день, пока живу в Бангкоке. На Кхао Сан ходить на массаж не советую - увы, в большинстве случаев он никуда не годится. Возможно, тут тоже есть хорошие массажисты, но есть ли у вас время искать среди кхаосанских разводил хорошего профессионала? В то время как в Ват По любая зрелая тайская тетушка разминает если не на отлично, то на крепкую четверочку. Приходить лучше утром, к 8.00 - гарантированно никакой очереди, т.к. знаменитый храм лежащего Будды открывается позднее. Брать минимум два часа, просить "strong, strong as possible". Традиционный тайский массаж делается в одежде - в салоне выдают смешные традиционные штанишки и курточку из легкой хлопчатобумажной ткани.
Охота на баранга
По пути в Ват По и Ват Пра Кео вас наверняка будут останавливать очень вежливые тайцы и сообщать, что все дворцы сегодня сгорели закрыты из-за проведения королевской церемонии. Я обычно вежливо отвечаю, что уже четыре раза была в Индии так-то. "Закрытый дворец" - это старинный развод, ставящий целью вместо осмотра ватов затащить баранга в некую лавку, где сегодня и только сегодня продаются драгоценные камни с большой скидкой. Эта азиатская схема, несмотря на ее примитивность и древность, отлично работает на руссо туристо, впервые приехавших в страну улыбок, и почти безотказно - на их кукушках категории "щастье мое леопёрдовое". Можно постоять, посмотреть, главное громко не ржать.
Основной принцип самозащиты от подобных разводов - не вступать в диалог ни с кем, кто к вам сам обращается (особенно в туристическом месте и на приличном английском).
Еда в Бангкоке
Я люблю уличную.-) Она вкуснее и намного дешевле, чем в туристических ресторанах и фудкортах. Причем самые вкусные макашницы в Бангкоке, по моему скромному опыту - на улице Яоварат и ее закоулках, а вот на Кхаосан с уличной едой тоже что-то не то. Знаю в Чайнатауне одно совсем простенькое местечко, где божественно готовят steamed fish с имбирем и острыми овощами - у нее такой вкус, какой бывает у рыбы, самолично приготовленной в походном котелке сразу после рыбалки. Такой вкусной рыбы я больше не ела нигде в Азии. По совету с форума я заценила в этот раз
Mung Bean Noodle Salad - теплый очень острый салат из морепродуктов со стеклянной лапшой. Тайские морепродукты, кстати, по качеству лучшие в Азии, поэтому их экспортируют в развитые страны - Америку, Канаду и Европу, в то время как в России нам предлагают есть ужасный химический, гнилой и ядовитый вьетнамский продукт. Никогда не покупайте в Москве тигровых креветок и другие морепродукты из Вьетнама, это отрава.
Из туристических едален в районе Кхаосан могу рекомендовать разве что израильское кафе
"Shoshana" (привет, Тарантино!) - оно расположено в тихом закоулке между Кхао Сан и Рамбуттри, отсутствие громкой музыки как большой плюс. В основном я ходила туда пить кофе. Кофе там отличный, еда тоже ничего. Но вообще-то в Тайланде лучше всего есть именно тайскую еду. Фруктами на три дня я закупилась на ночном цветочном рынке, он в пяти минутах езды. Пою хвалу тайским манго, вкуснее не бывает. Еще там продают цветы - помню, что здоровенная охапка свежих роз, украсившая мой номер в качестве альтернативы языческому новогоднему дереву, стоила 40 бат.
Из дорогих мест, которые мне известны, советую китайский ресторан
"Scala" на той же Яоварат. Новогодний ужин-2013, главными блюдами которого были суп из акульих плавников и утка по-пекински с кучей заедалок и запивалок, при разделе счета на четверых обошелся нам почти в 2000 бат на человека, и это при том, что все мы были непьющие.-) Ну да ладно, Новый год все-таки. Свой фирменный Shark's Fine soup они скромно позиционируют как лучший в Чайна-тауне (читай - во всем Бангкоке).
Три дня в Бангкоке - куда можно поехать?
В прошлую свою поездку я осматривала достопримечательности Бангкока, поэтому в этот раз решила покататься по окрестностям, используя для этого местный пассажирский транспорт.
1. Ayutthaya
Ancient Buddha's Head in Tree Roots at Wat Phra Mahathat in Ayutthaya, Thailand
Наконец-то у меня было время съездить в знаменитую
Аюттайю (произносится строго с ударением на последний слог, иначе вас не поймут), крупнейшую археологическую зону в 85 км. к северу от Бангкока. В сети очень много информации об этой древней столице Сиама, ее дворцах и храмах, перечислять их здесь не имеет смысла. Добиралась минивеном (общественная маршрутка с кондиционером) от Victory Monument, они начинают ходить с 6 утра, ехали ровно час, цена билета 60 бат. Тук-тук на месте стоил 800 бат на пять часов, изначально хотел тысячу, показал все интересные места. Приезжать лучше как можно раньше, обязательно нужно брать головной убор и защитный крем от солнца - место открытое и солнце жжет напалмом. Кроме памятников и ватов есть большой храмовый пруд с огромным количеством священных черепах. Есть слоны, на них можно кататься - инсталляция под приключение для туристов, обладающих психотипом "пакетный экстремал". Слоны бегут бесконечным конвейером по асфальтовой дороге между храмами, жара, пыль, значки доллара азартно горят в глазах погонщика, фото на память, такая романтика! Несмотря на это, Аюттайю к посещению всячески рекомендую, там действительно интересно и красиво. Атмосферное место, хоть и туристическое.
2. Тигровый питомник Срирача (Sriracha Tiger Zoo).
Сайт зоопарка:
http://www.tigerzoo.com/Работает: с 8.00 до 18.00
Расписание шоу. Шоу, кстати, отстой ужасный.
Стоит ехать, если тигры - самая большая любовь в вашей жизни. Расположен этот знаменитый питомник больших кошек в двух километрах от хайвея-героя №7 Бангкок - Паттайя. Добираться: можно от Mo Chit, но лучше от Ekamai Bus Terminal - отсюда автобусов больше. От Экамай ходит прямой автобус до городка Sriracha. Либо садитесь в любой автобус на Патайю - в этом случае нужно выйти в городке Sriracha возле Robinson Department Store. Затем нужно дойти до светофора и повернуть налево на перекрестке. Тут останавливается маршрутка Sriracha - Nong Hor до зоопарка. Либо можно взять тук-тук.
Тигров там много, но увы - сделать хорошие фото (с этой целью я туда и потащилась) почти невозможно: животные бегают далеко за грязным и мутным оргстеклом, бонусом орущие толпы патайских пакетников и китайцев. К посещению не рекомендуется.
Ну и на закуску самое интересное.
3.
Wat Phra Dhammakaya в провинции Pathum Thani.
Точный адрес: Khlong 3, Khlong Luang District, Pathumthani 12120, Thailand. Tel. (662)524-0257 to 63
Самый необычный буддийский храм, который мне доводилось видеть в жизни. Вообще-то это крупнейшая и динамично развивающаяся секта внутри Тхеравады -
"групповая медитация Дхаммакая". Считается, его задачей было восстановить традиционный тайский буддизм, адаптировав его к современным реалиям.
Основатель движения
Phra Mongkhonthepmuni (его называют здесь Grand Master) умер в 1959 году. Традиция распространена не только в Таиланде, но и еще в более чем тридцати странах мира, начиная от Америки с Германией и заканчивая Конго и Папуа-Новая Гвинея. Они собирают огромные подношения с рядовых последователей, скупают земли и опустевшие храмы других религий по всему миру. На территории Центра несколько поселков различного ранга для постоянно проживающих: скромное общежитие для волонтеров, деревня из крошечных спартанских бунгало для рядовых монахов, детей и молодежи; добротные кондиционированные кондо в красивых новостройках для монахов рангом повыше, роскошные апартаменты ценой в пять миллионов бат, которые можно выкупить в собственность - для богатых последователей. Это целый город.
Вот так это выглядит сверху - как группа летающих тарелок из фантастического фильма:
Wat Phra Dhammakaya в Google Earth
Последователи традиции, кстати, называют свои храмы со значением - "Mothership".
Съездить туда я захотела после прочтения краткого, но содержательного отчета Liana с форума Винского
"Пролетая над Рангситом", за что ей большое спасибо. Почитайте.
Добираться: от Democracy Monument (не путать с Victory Monument) идут автобусы в Pathum Thani №№29, 34, 39, 59, 95, 504, 510, 522. Конечная остановка - комплекс торговых центров Rangsit Future Park Shopping Mall, визуально его не пропустишь. Правда, меня тайская общественность доброжелательно вытолкала из автобуса несколько раньше конечной - на безымянном полустанке, где надлежало дождаться местного автобуса №8 (к счастью, он пришел через минуту). На восьмерке за несколько бат я доехала до развилки на Дхаммакая, где у заправки тусовались два мотобайкера, один из которых меня туда и отвез. В первом здании находится центр по работе с паломниками. Территория центра огромна - для осмотра Центра мне предложили на выбор: 1) такси; 2) шатл-бас с индийскими туристами; 3) в виде одиночного исключения ехать в сопровождении провожатой бесплатно на ее чоппере, под осторожные расспросы о моем материальном положении, социальном статусе и целях визита. Я выбрала последнее.
"Тарелка" поменьше, расположенная напротив главного входа, называется Memorial Hall of Phramongkolthepmuni (Sodh Candasaro). Днем она выглядит простенько:
Memorial Hall of Phramongkolthepmuni (Sodh Candasaro)
А вечером, когда включается подсветка - вот так:
Sodh Candasaro at twilight. Photo: dhammakaya.net
"Тарелка" побольше - знаменитая Dhammakaya Cetiya.
Купол ступы украшают 300000 изображений Будды, еще 700000 таких же статуэток установлены внутри. Изготовлены статуэтки из кремнистой бронзы - улучшенного аналога сплава для винтов подлодок. Сверху нанесено покрытие титан-золото. И сплавы, и технологии изготовления этих статуэток являются уникальными. Они были разработаны с учетом 1000-летней гарантии, специально по заказу архитекторов и инженеров Dhammakaya. Об их стоимости лучше не задумываться...
Наверное, поэтому близко к ступе подходить нельзя, а издали эффекных фото не сделаешь. Так, по-туристически позыркать. Вот эффектные фото статуэток из интернета, сделанные специальными людьми в правильное время, с близкого расстояния, с большим количеством фотошопа:
Dhammakaya Cetiya. Photo: dhammakaya.net
Красиво, но энергетика у этой ступы какая-то нулевая, как на строительном котловане. Кто был у Боднатх или Сваямбхунатх в Катманду, поймет, о чем я говорю. Ну и, конечно, внутри все вопило - "Секта, это ж типичная тоталитарная секта!".
Во время буддийских праздников и массовых медитаций ступа выглядит так:
Dhammakaya Meditation. Photo: dhammakaya.net
Напротив главной ступы расположен прямоугольный ангар - грандиозный медитационный центр, в котором одновременно могут медитировать (в перспективе) два миллиона паломников:
Facade of Dhammakaya Meditation Hall
Как и все остальные помещения, он построен из бетонных блоков штучной работы, отлитых в Австралии. Рецептура и технология были разработаны в лабораториях США и Дании, и имеют такую же 1000-летнюю гарантию, как и статуэтки Будд.
Проектом предусмотрены все необходимые коммуникации для питания и размещения паломников. Вот так выглядит изнутри гигантская столовая на 6000 посадочных мест:
Dining Hall of Dhammakaya Foundation
Мне предложили там пообедать "пайком паломника" бесплатно, но я была не голодна и не стала терять время.
Медитации выглядят как военный парад или Олимпиада в стране с тоталитарным режимом, сплошной триумф воли. Каким образом достигается такая слаженность, это ж сколько надо репетировать?
Dhammakaya Meditation. Photo: dhammakaya.net
Dhammakaya Meditation. Photo: dhammakaya.net
По всей территории разбросаны дикие и причудливые памятники, укрепляющие мысли о масонской символике и тоталитарном сектантстве - золотые орлы, несущие в когтях планеты и сундуки с сокровищами, восковая статуя "Grand Master'а" в натуральную величину под стеклянным колпаком, его же статуя из золота...
Statue of Grand master at Dhammakaya Meditation Hall
Одиозно и пугающе выглядит Гаруда в традиции Dhammakaya (мой, кстати, покровитель согласно мьянмскому гороскопу):
Statue of Garuda at Dhammakaya Meditation Hall
От увиденного мне как-то быстро захотелось сбежать в самое приятное место на территории Центра - Часовню (Dhammakaya Chapel). Построенный в современном тайском стиле, очень атмосферный, легкий и воздушный маленький храм, архитектурно безупречный снаружи и изнутри. Этот проект был удостоен престижной премии ASA's Architectural Design Awards в 1998 году.
В этом храме я попросила мою сопровождающую (имя ее никогда не выговорю) дать мне индивидуальный урок медитации Дхаммакая, на что та согласилась с радостью - все лучше, чем вернуться к рутинной работу волонтера. Здесь мы провели более часа.
Напротив, в центре пруда - гексагональный храм-пирамида, построенный в честь основателя учения:
The Memorial Hall of Khun Yay Archaraya Chandra Khonnokyoong. Photo: dhammakaya.net
А вот "проект в развитии" - визуализация нового 15-этажного здания Dhammakaya Foundation -
"World Center for Dhamma Studies and Practice" (он еще не построен):
Project of the World Center for Dhamma Studies and Practice © dhammakaya.net
...вид и описание которого как бы дают нам понять, какие бюджеты заложены на развитие этого беспрецендентного религиозного проекта.
В общем, кому интересна тема грандиозных Industrial Heritage, всячески рекомендую к посещению.
Продолжение следует