Семинар Макки: первые итоги

Nov 29, 2011 08:19




Как мы уже писали, Сергей был в этот четверг-воскресенье на семинаре Роберта Макки в Москве. Четыре дня лекций невозможно уложить в даже самый длинный пост в блоге, но хочется поделиться первыми впечатлениями. Понятно, что это то, что обратило на себя мое внимание, другие присутствующие наверняка услышали что-то свое.
Итак, цитаты и собственные мысли вперемешку:

Впечатление, что прошел полугодовой академический университетский курс. Теперь можно начинать учиться частностям. ;-)

«Люди хотят от рассказчика:
- увидеть то, чего они никогда не видели;
- узнать что-то о себе».

«Факты - ложь! Истина в том, как и почему произошло то, что произошло (интерпретация событий)».

«Писать - значит вычеркивать ненужное».

«История - цепочка событий, выбранных из жизни и расставленных в стратегической последовательности, чтобы передать идею и вызвать эмоцию».

Экспозиция не обязательно должна быть в начале произведения. Очень неплохо, когда мы экспозиционные куски расставляем в первой четверти/трети произведения вперемешку с событиями или (что еще лучше), когда события в чем-то являются экспозицией для дальнейшего действия.

«Сюжет - мы больше не используем это как существительное. Хорошо когда это глагол: разрабатывать сюжет; т.е. расставлять события в нужной последовательности».

«Аудитория всегда умнее чем вы! Поэтому вы должны овладеть жанром, в котором пишете».

«Я лечу историю, но мертвецов не воскрешаю!»

«Сценарист - это художник дуалистического склада ума».

Макки почти не употребляет слово: «конфликт». Вместо этого он все время говорит: «какая ценность стоит на кону», «как ценность меняет свой знак». Разница (как мне она сейчас видится): мы, когда простаиваем конфликт, пишем, например: «Месть (воздаяние) <-> Не допустить большего зла» или «Гуманизм <-> Справедливость». У Макки если ценность «Любовь», то антиценность, обязательно «Ненависть». Возможно это отличие кино от литературы. Будем думать.

«Вдохновение = клише! То, что первым приходит вам в голову, скорее всего будет банальностью». Макки советует: «Возьмите каждую из своих сцен (в случае литературы это будут сюжетные повороты) и придумайте для каждой 10-20 вариантов, как это могло бы быть лучше».

«Персонажи - это не люди. Это - произведение искусства, это - метафора».

И, конечно, мое любимое: «При написании сценария профессиональный автор тратит четыре месяца (из шести) на разработку структуры истории, а остальное время - на написание собственно текста».

«Писать фэнтези сложно: герой символичен, ситуации аллегоричны, диалоги прямолинейны...»

Общий мой вывод:
Говорят, чтобы стать мастером, надо 10000 раз отработать конкретный навык. Так вот, я доподлинно увидел, как выглядит итог: человек (Роберт Макки) потратил время и усилия в необходимом объеме, чтобы научиться видеть историю во всей глубине. Это - потрясающий результат.
Работающему автору такая глубина видения вобщем-то не обязательна; достаточно, если он научится 1/10 от этого навыка. Увы, большинство и 1/1000 не делают.

Я мог бы продолжать, как вы понимаете... ;-) Но - лучше дам мыслям "отстояться и потом сделаю несколько постов по важным темам.
Одна из мыслей, о которой я сейчас думаю - это как все-таки учить писать (и сценаристике тоже). Ибо за 6 лет, пока мы ведем литсеминар есть две противоречивые тенденции: (1) авторы пишут лучше; (2) люди до сих пор не выучили базовых вещей. Что делать - будем думать.

вдохновляющее, выдержки из конспектов

Previous post Next post
Up