Где живет Истина?

Mar 09, 2016 14:07

Читаю Бердяева "Истина и откровение". Очень задели за живое размышления о коллективизме и коммюнотарности.
Сейчас очень распространен страх любых сообществ, потому что сразу проводится аналогия с коммунистической партией или вообще с любой партией, что в свою очередь ассоциируется с насилием, уравниловкой, ущемлением личных интересов ради непонятного "общего блага" и проч. В этом свете вопрос об Истине вообще поставить не реально. Начинаешь слышать в ответ, что общей Истины не существует, что у каждого истина своя и она неприкосновенна...
Бердяев удивительно все расставляет на места. Он пишет:

Истина коммюнотарна, т.е. предполагает общение и братство людей. Но это общение и братство людей легко вырождается в принудительный, авторитарный коллективизм, когда Истина представляется идущей извне и сверху, от коллективного органа. Есть абсолютное различие между коммюнотарностью и коллективизмом.
Коммюнотарность есть братское отношение к Истине человеческих личностей и предполагает их свободу.
Коллективизм есть принудительная организация общения, признание коллектива особенной реальностью, стоящей над человеческой личностью и угнетающей ее своим авторитетом.
Коммюнотарность есть осуществление полноты свободной жизни личностей. В жизни религиозной это и есть соборность, всегда предполагающая свободу. Коллективизм же есть перерождение и деформация человеческого сознания и совести, отчуждение сознания и совести, подчинение человека фиктивной, не подлинной реальности. Это очень важно для понимания роли Истины в человеческой жизни и в религиозной его жизни. Истина может открываться коммюнотарности, открываться любви, как думал Хомяков, но не может открываться коллективности. Критерий пользы для какого-либо коллектива есть скорее критерий лжи, чем Истины.

И, развивая эту мысль, можно сказать, что человек потому стремится к созданию свободного сообщества, потому он - "существо общественное", как говорят, что интуитивно стремится познать эту Истину, которая обретается именно таким образом.
Отсюда - и свидетельство об антропологической катастрофе, как о результате того, что тоталитаризм в одних людях убил это стремление к подлинной Истине, подменив его привычкой к рабской ограниченности в коллективистском сообществе, а в других - веру в возможность сообщества свободных личностей, задавив их страхом каких бы то ни было сообществ...

И потому мне кажется особенно важным именно сейчас говорить о том, что такие сообщества свободных личностей возможны, и они есть, и они, действительно, несмотря ни на какую разницу во взглядах и вере, стремятся к одному, к одной Истине.
И слава Богу, что это происходит. Прямо сейчас. На конференции "Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России":

- Дружеский круг - феномен, связанный с типом существования русской культуры, - рассказала Юлия Балакшина, кандидат филологических наук, доцент Свято-Филаретовского института и РГПУ им. А. И. Герцена, председатель оргкомитета конференции. - Это своего рода «цивилизационный механизм», как нам кажется, характерный для России в силу ее ментальных, государственных, духовных особенностей. Это такие сообщества, внутри которых людям удается преодолеть недоверие и отчужденность, выстроить какие-то достаточно прочные и продуктивные отношения, рождающие творческую энергию. Такие круги начиная с XIX века были значительной созидательной силой в обществе.

На конференции выступят поэт Ольга Седакова, председатель наблюдательного совета Института гуманитарно-политических исследований Владимир Аверчев, председатель правления международного общества «Мемориал» Арсений Рогинский, директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института священник Георгий Кочетков, предводитель Российского Дворянского Собрания Олег Щербачёв, руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон, президент Ассоциации христиан трудящихся Италии (AСLI) провинции Милана Паоло Петракка; президент фонда «Предание» Владимир Берхин и другие.

Даже по одному только составу участников очевидно, что это будет серьезный разговор людей, глубоко включенных в созидание такой коммюнотарности. Это, собственно, и есть тот самый мирный и конструктивный диалог церкви и общества, которого все так ждут и жаждут...

общество, коммюнотарность, коллективизм, церковь

Previous post Next post
Up