Вот и прошло
30 октября... Чтение расстрельных списков НКВД, молитва стали поводом для размышления. Было отрадно видеть, как молодые люди подходили, интересовались, читали списки. И, хотя, таких было не так много, как хотелось бы, поток не иссякал весь день. Я была
на Покровке, д. 5, тоже молилась и читала.
Среди моих ближайших родственников нет прямо пострадавших от репрессий, хотя, понятно, что страх и давление органов не обошли стороной и мою семью, где и с той, и с другой стороны в роду - евреи. Бабушка и прабабушка уничтожили почти все, что могло сказать об их семье и родственниках. Осталось с пяток фотографий и имена в памяти их детей. Я не знаю своих предков дальше своих прабабушки и прадедушки, все следы обрываются... Не знаю, были ли еще какие-то компромиссы с совестью, чтобы сохранить свои семьи, они унесли это с собой в могилу. Я 30 октября читала чужие имена. Но все это не было мне чужим. Вспоминала рассказы, как моя прабабушка по ночам прятала у себя в квартире людей, за которыми приезжал "черный воронок". Как другую мою бабушку обвинили в том, что она преподает математику детям в школе на идиш (из которого она знала не больше десятка слов) и пропагандирует сионистские настроения, и она только чудом избежала ареста. А после того, как ее вынудили уйти из школы, ее даже взяли преподавать в вечернюю школу... Большая удача по тем временам... Но никто из них не сказал ни слова правды о советской власти своим детям... Уходили от прямого ответа.
Недавно одна очень пожилая женщина жаловалась, что после ареста ее родителей бабушка вела себя так, будто ничего не произошло, и она долго ничего не знала. И она считает (и я с ней согласна), что именно такое отношение породило сегодняшнее поколение людей, которые ничего не знают и не хотят знать.
Вчера совершенно случайно я наткнулась на эту небольшую пачку открыток Соловецкого монастыря (сразу прошу прощения за качество, т.к. кроме телефона под рукой ничего не было):
Это просто переиздание дореволюционных фото. Вроде бы ничего особенного: фотографии видов островов и монастыря с довоенными подписями:
...если бы не одна интересная деталь: последней в стопке была не фоторгафия, а вот такая карточка:
Долго я гадала, какого года это переиздание? Кто решился на такой смелый акт? Затем мне пришла в голову грустная мысль, что сейчас навряд ли кто-то такое себе позволит... Это, наверное, было когда-то в 90-е... А потом стала искать ассоциацию "Экон" и нашла: в Калининграде есть такая
"Калининградская ассоциация профессиональных экспертов и консультантов "ЭКОН", которая была зарегистрирована 28 февраля 2003 года и основным видом деятельности которой является, собственно, "Рекламная деятельность". Т.е., если, конечно, это ее открытки, он были изданы после 2003 года, что не может не порадовать.
Очень бы хотелось, чтобы мы не остались Иванами-не-помнящими-родства, но чтобы память о том, что было, всегда была жива, вне зависимости от того, насколько сильно это затронуло меня лично или моих близких. Многие прохожие 30 октября на Покровке говорили: у меня не было таких, или:
я об этом ничего не знаю, - и это звучало как: "меня это не касается", "мне все равно". Но когда в 9 часов вечера в трех темных окнах дома №5 на Покровке зажглись три свечи - я порадовалась! Пусть трое, но они помнят, им не все равно!
Господи, пусть нас, помнящих будет больше с каждым днем, с каждым годом, с каждым 30-м октября!