Мне всегда очень интересно, что пишут мои друзья в своих блогах, и я стараюсь максимально все прочитывать, чтобы не упустить ничего важного.
Но писать доводится реже: видимо, не так просто сформулировать свои мысли достаточно четко и верно.
И, вот, последние несколько постов заставили меня призадуматься над тем, как наш язык часто выдает наше отношение к людям, к жизни: где халтура в жизни - там и халтура в языке, где неуважение к людям в жизни, там и безграмотность и грязь в языке... Получается, что наш язык - своего рода зеркало нашего менталитета, нашего мировоззрения.
И что-то отражение в этом зеркале меня не слишком вдохновляет в последнее время. Почему? Ответы в текстах ниже...
Оригинал взят у
kir_a_m в
«Слишком широк человек, не мешало бы его сузить...» Сузил бы... Уроды.Владимир Березин
А
Слово о перевранных цитатах2005, март
Нет, что погубит мир, так это неточное цитирование. Искаженная цитата похожа на приблизительно запомненный номер телефона, о котором рассказывает Сергей Довлатов.
Если уж такие безобразия творились с известной мыслью о патриотизме как прибежище негодяя, то что говорить об отечественных мыслях, которые все сплошь о высоком.
И вот толпы приличных людей, писателей, политиков и, не побоюсь этого слова, журналистов начинают цитировать. Они пишут: «Слишком широк человек, не мешало бы его сузить...», потом они вздыхают: «Широк, ох, слишком широк русский человек, надо бы сузить...» или добавляют экспрессии: «Широк русский человек, слишком широк, надо бы сузить». Некоторые из них не вполне уверены в авторстве: «Как там у классика: „Широк русский человек... я бы сузил“».«Остается вспомнить изречение классика: „Широк русский человек, ох широк, я бы его сузил“!»
Классики - это вообще такая палочка-выручалочка, на них все спишут. Как сказали классики, как учили нас классики, и не поймешь уже: это бородатые классики русской литературы или отошедшие в область преданий классики марксизма-ленинизма. Впрочем, кто-то, сомневаясь, все-таки называет фамилию: «„Широк русский человек, я бы сузил“, - сказал, кажется, Достоевский», «Это, кажется, Достоевский сказал: „Слишком широк русский человек - я бы сузил“», а кто-то уверен вполне: «Ну как тут не вспомнить Достоевского, что широк русский человек, сузить бы», «Как там у Достоевского - „слишком широк человек, хотелось бы сузить“».
С писателем соглашаются: «Прав Достоевский, что широк русский человек, надо бы сузить...»или от него дистанцируются: «Достоевский находил, что широк (русский) человек, надо бы сузить». А вот магический в своем темном пророчестве пассаж - «Россию создавали наши предки - русский народ, и он есть народ государствообразующий, и про это не следует забывать. Как говорил Достоевский: „Широка русская душа - сузить бы“».
Среди самых начитанных веселье: «„Широк русский человек, я бы сузил“,- говорит Аркадий Иванович Свидригайлов в „Преступлении и наказании“».
Или вот еще: «Широк, очень широк русский человек - я бы сузил его»,- заявляет Иван Карамазов у Достоевского«. А вот: «„Широк русский человек, надо бы сузить“, - говорит Митя Карамазов».
Впору объявлять тендер.
Наберите три-четыре слова в любой поисковой машине, и увидите, как жуют эту цитату известные люди.
Чисто упыри, чисто!
Что интересно, так это то, что одну из первых правильных цитат я обнаружил на форуме садомазохистов.
Так вот, упыри, слушайте, это не Достоевский сказал, это не Достоевский считал, а герой его. Это вроде как говорить, что Пушкин в детстве играл чьей-то очаковской медалью и очень любил слово «vale».
Герой Достоевского это сказал, это Митя Карамазов в ужасе бормочет, да не о русском человеке, а о человеке вообще. Вот что бормочет в части первой, книге третьей, что называется «Сладострастники», в главке «Исповедь горячего сердца. В стихах», в романе имени себя и своих братьев: «Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом Содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом Содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».
Теперь - следите за руками - это напечатано в Полном собрании сочинений ПСС в тридцати томах, т. 14 - Л.: Наука, 1976, с. 100.
Теперь я расскажу, откуда выплыл округлый Свидригайлов. Действительно, в «Преступлении и наказании» есть диалог, он совершенно о другом, но в ходе его Свидригайлов действительно говорит Дунечке: «Ах, Авдотья Романовна, теперь все помутилось, то есть, впрочем, оно и никогда в порядке-то особенном не было. Русские люди вообще широкие люди, Авдотья Романовна, широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности» [Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. Л.: Наука, 1973. Т. 6. С. 378].
<...> На рассвете Достоевского разбудят, и когда очередной пафосный оратор придвинет к себе микрофон в пикейно-жилетной дискуссии, когда начнут стучать по клавишам, когда, наконец, произнесут: «Еще Достоевский настаивал на том, что русского человека надо сузить» - вот тогда он перевернется два раза.
И не у меня на полке, а под тающим петербургским снегом, в стылой земле. Скривится черное лицо на памятнике, разлетятся голуби.
Сузил бы... Уроды.
Кн. обозрение. 2005. № 13И еще один повод всерьез призадуматься можно найти в блоге:
Давайте жить так, как удобно, не напрягаясь - чем естественнее, тем и веселее!Особенно во это:
"Только не уверяйте меня, что безграмотность - это одно, а вот под себя ходить - это другое. И одно, и другое лежат в основе пирамиды, которая называется цивилизованностью и измеряется она присутствием всех факторов, а не «здесь играем, а здесь рыбу заворачиваем».
P.S. Сравнивать несовершенство знания родного языка и впоследствие выученных иностранных некорректно. Незнание родного языка - или хромое его знание - это просто лень и безответственность и оба этих качества мерзкие в любых проявлениях."
Читать полностью:
http://www.gazeta.ru/lifestyle/education/2012/07/04_e_4664445.shtmlВспомнила о том, что человек был создан Богом целостным, единым, сразу и с телом, и душой, и духом, и что не стоит ничем из этого пренебрегать, это как попрание святыни, осквернение образа Божьего, каковым является человек.
И как-то стала острее чувствовать и понимать, что не всякое недопереваренное в голове стоит выплескивать наружу.
Как говорится, семь раз отмерь и один раз... скажи.