Как-то полтора года назад я услышала от одного весьма церковного человека фразу о том, что наша Церковь не нуждается больше в возрождении, она уже возрождена!
Говорилось это с такой интонацией, будто уже Царство Небесное на земле наступило и, в общем, чего же еще желать-то?..
У меня тогда много разных вопросов возникло в голове к этому человеку, но я не стала их задавать, потому что это выводило нас на серьезный разговор, к которому этот человек явно не был тогда готов.
К сожалению, мне больше не предоставилось возможности пообщаться с ним... Не знаю, может, и стоило попробовать...
А сегодня, когда я наконец добралась до сети и прочитала
интервью, которое дал "Московским новостям" мой духовный наставник,
священник Георгий Кочетков, то там я как раз и увидела все ответы на те самые не заданные тогда вопросы.
Действительно, иногда современному человеку может показаться: ну, в чем проблема? Есть же храмы, школы, духовные учреждения, никого не гонят, Церковь официально в почете - что же еще нужно?
Но главное-то не в этом...
В христианском памятнике первых веков, в Писаниях мужей апостольских, а именно - в Послании к Диогнету о христианах говорится:
"Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. <...> Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей ищущих новизны, они не привержены к какому либо учению человеческому как другие, но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. Они вступают в брак как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти (см. 2 Кор.10:3; Рим.8:12). Находятся на земле, но суть граждане небесные (см. Флп.3:18-20). Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют (см. 2 Кор.6:9-10). Бесчестят их, но они тем прославляются (1 Кор.4:10); клевещут на них, и они оказываются праведны; злословят, и они благословляют (1 Кор. 4, 12); их оскорбляют, а они воздают почтением; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются (2 Кор.6:10), как будто им давали жизнь. Иудеи вооружаются против них как против иноплеменников, и эллины преследуют их, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят."
Как-то непохоже это на нашу Православную Церковь... А, ведь, это описание вовсе не Царствия Небесного, а всего лишь жизни первых христианских общин! Как же мы далеки от них по напряжению духовному, по остроте восприятия Бога...
Но еще совсем недавно, какие-то 50-100 лет назад были и где-то даже остаются в нашей Церкви люди, к которым применимо это описание в полной мере. Вот когда вся наша Церковь будет состоять из таких людей, тогда, наверное, можно будет сказать о том, что дело возрождения Церкви подошло к своему финалу, но не раньше.