Ну вот и прошел первый мастер-класс по горячей эмали в новом формате. Обычно на уроках мы разбираемся в основах и закономерностях технологии и постепенно осваиваем приемы разных техник, это требует, как минимум, нескольких занятий. Это для тех, кто понимет, что такое эмаль и хочет научиться работать самостоятельно. А теперь есть другой вариант - для тех, кто никогда не сталкивался с этой техникой и не знает, захчется ли ему заниматься этим в будущем. Это способ познакомиться с процессом и заодно сделать для себя или в подарок одну или две вещи от начала до конца, действуя под руководством для воплощения конкретной идеи. Рассказываю и показываю на примере работы одной из учениц(она сделала прекрасную подборку фотографий кроме того, что очень удачно осуществила свою задумку)
Начинаем с эскиза - на мастер-класс лучше прийти с готовым эскизом, чтобы не тратить время урока на придумывание. Ваша задача - хорошо представлять себе ЧТО вы хотите получить в итоге, а моя - объяснить и показать КАК добиться нужного результата. Эмаль замечательно разнообразный материал, поэтому в своих идеях вы не ограниченны ни по размеру, ни по форме, ни по цвету, ни по рисунку - делайте что хотите. Но очень важно доверять мастеру, который понимает закономерности техники и знает, что если делать не так и не в том порядке, можно получить совсем другой результат:)
Эскиз готов - приступаем. Важно! Все конструктивные детали надо продумать и сделать на этапе выкройки - как будет крепиться фурнитура и дополнительные детали. Все дырочки-петельки должны быть сделаны до того, как начнется работа с собственно эмалью, потом уже ничего изменить нельзя! По шаблону делаем выкройку из меди(в данном случае у нас серьги, поэтому по тому же шаблону вырезаем еще и зеркальное изображение). Продавливаем иглой детали(это не обязательно, но придает некоторый рельеф и помогает потом прокладывать цвет точно на места, создавая симметричное изображение), придаем заготовкам небольшую выпуклость(это важно для прочности) и заполняем с вогнутой стороны контрэмалью. Контрэмаль нужна обязательно, без нее вещи, сделанные из тонкой меди не будут прочными, эмаль на лицевой стороне будет хуже сплавляться с металлом, откалываться, да и не защищенная эмалью медь окисляется и пачкается. Контрэмали придается нейтральный цвет, гармонирующий с лицевой стороной.
После обжига контрэмали очищаем от окалины лицевую сторону до блеска и наносим тонким слоем прозрачную бесцветную эмаль. Она защищает медь от окалины, придает красивый естественный медный цвет с металлическим блеском и способствует тому, чтобы цветные прозрачные эмали оставались чистыми и яркими(чего невозможно добиться, если наносить их прямо на медь)
Особенно аккуратно следим за дырочками - если положить эмаль слишком близко к краю, дырочки затекут при обжиге. Делаем второй обжиг до состояния абсолютной прозрачности эмали. Если края получились очень черными - зачищаем их от окалины.
Теперь цвет. Выбираем из примерно сотни цветов те, что нам понадобятся. В данном случае это бледно-оранжевый для туловища собачек, ярко-оранжевый для ушей, насыщенно-красный для языка, непрозрачные белый для глаз и алый для сердечка на пузике и темно-коричневый для мелких деталей и контуров.
Вот теперь видно, как помогают продавленные контуры - мелкие детали легко сделать на своих местах симметрично на обеих деталях. Они, конечно, не будут совершенно одинаковыми(в эмали вообще не бывает двух одинаковых деталей, и это прекрасно), но это будут серьги явно из одной пары.
Эмаль для этой работы должна быть хорошо промытой(важно для прозрачных) т.к. если не смыть муть - более мелкие частицы при обжиге сгорят раньше, чем основная масса обожжется и цвет получится недостаточно прозрачным. (вот поэтому томпсоновские эмали - лучшие, у них самый ровный помол, следовательно самый чистый и прозрачный цвет) Тоненькой кисточкой наносим влажную эмаль сначала на те детали, у которых должен быть четкий контур, в нашем случае это глаз и сердечко. Уголком салфетки вытягиваем лишнюю воду и подправляем край чистой кистью или другим острым предметом - иглой, зубочисткой и т.п.
Потом наносим остальные цвета, последним - коричневые детали и контуры. Обязательно подсушиваем салфеткой, воды внутри эмали не должно остаться совсем, иначе при обжиге возникнут пузыри.
Третий обжиг - цветной слой - самое интересное зрелище, сразу после печи цвета выглядят совершенно другими и приобретают настоящий вид только когда остывают.
По результатам этого обжига решается, нужно ли где-то сделать цвет насыщеннее, надо ли уточнять-прорисовывать детали, нужен ли контрастный(белый, черный или золотой контур). В этих сережках четвертым обжигом уточнены контуры глаз, сердечек, нарисованы мелкие детали.
После этого надо зашлифовать края, чтобы нигде ничего не царапалось, добавить фурнитуру - и работа готова!
Что еще важное я хочу сказать тем, кто придет на подобный мастер-класс и вообще всем начинающим эмальерам.
Во-первых, для начала, для первых работ не старайтесь задействовать в одном изделии много эффектов сразу, выбирайте что-то одно и придерживайтесь выбранного. Когда почувствуете материал, можно и усложнить задачу, но не в первых работах - и результат может оказаться не тем, что вы ожидали, и времени по неопытности может не хватить.
Во-вторых, и мне это кажется очень важным. Эмаль - очень разнообразная техника со множеством красивых эффектов. В современных декоративных изделиях иногда применяется и то, что в классической эмали считается браком - рваный черный край, трещины, пузыри дырки, окалина на перегородках. В некоторых случаях это действительно может смотреться интересно. НО!
Это должно быть точно к месту, работать на результат. Опытный мастер понимает как, в основном(элемент неожиданности в эмали остается всегда)поведет себя материал, понимает где можно поиграть толщиной слоя, температурой и временем обжига чтобы двигаться в нужном направлении. Не надо с этого начинать, даже если вам кажется, что это очень красиво. Это как в рисунке и живописи - когда вы видите нарисованную человеческую фигуру - утрированную, искаженную, упрощенную, очень легко определить почему нарисованно именно так. Умеет человек рисовать правильно и исказил фигуру специально, для большей выразительности или фигура искажена просто потому, что правильно нарисовать не получается. С эмалью - то же самое, все эти штучки типа дырок и трещин, хороши только точно там, где надо и так, как задуманно, а случайный результат выглядит беспомощно.
За работу и предоставленные фотографии спасибо Зое
zoichonok.
Мастер-классы можно провести в любое время по договоренности, 20% скидка закончилась, но остальное в силе - вдвоем и втроем дешевле, чем индивидуально. Для тех, кто созреет на серьезный курс - то же самое + оплата всего курса дешевле, чем поурочно (все подробности и расценки здесь:
http://ostest.livejournal.com/23626.html)