Город Краснодар #2: улица Товарная

May 11, 2019 23:56

Есть в городе Краснодаре такой не сильно заметный адресный объект, как улица Товарная. Расположена она в районе вокзала Краснодар-1, и многие даже и не знают, что есть такая вот улица, потому как никогда на ней не бывают: она не транзитная, и единственно, как на ней можно оказаться случайно - объехать с таксистом светофор на Мира по дороге на вокзал. В настоящее время все картографические ресурсы отображают эту улицу примерно одинаково.

2ГИС:                                                                                                                    Яндекс:




ОСМ:                                                                                                                     Гугл:



То есть, идёт улица Товарная до поворота, после которого наступает уже переулок Глиняный, который тянется недалеко - до Суворова.
Однако, отец-основатель краснодарской топонимики Иван Мирный, на которого я везде традиционно ссылаюсь, говорит про улицу Товарную вот что:

"Название дореволюционное. По существу, всю улицу занимала товарная, или как её ещё называли, контейнерная станция. Одна её сторона была застроена конторами и складскими помещениями, а вторая представляла собою погрузочно-разгрузочную площадку.  Начиналась эта улица от ул. Карканал (ул. Суворова) и выходила на ул. Екатерининская (ул. Мира). Позже застройки отделили её от ул. им. Суворова, и она превратилась в тупик с домами №№5-7, 2-8."

А вот и про переулок Глиняный:

"Мотивация наименования не выяснена. Название обозначено на плане города 1900 г. Переулок протянулся немногим более чем на 150 м от ул. Суворова до ул. Мира (№№5-7, 4-6)."

Ну и отображает он всё это дело на собственноручно рисованных безмасштабных схемах:



Отсюда выходит, что нынешняя улица Товарная - это по идее переулок Глиняный. А сама Товарная как таковая, видимо, забрана забором и потеряла свою уличность, превратившись во внутренние погрузочные пространства. Однако же, длина не бьётся: общая протяжённость нынешних улицы Товарной и переулка Глиняного до ул. Мира - 350 м, из них глиняных 100 метров.

Посмотрев на схемы выпуска 00-х годов, видим вот что:





То есть, полный разнобой, один из вариантов которого близок к варианту Мирного. Общедоступные схемы советского времени нам ничего не дают, потому как там такие мелкие объекты попросту не нарисованы; видимо, тогда считалось, что вся эта чепуха ни к чему, главное - построить в голове план главных магистралей и сориентироваться по сторонам света, а там уж язык до Киева доведёт.

Но. Если контрольным взглядом окинуть исторические карты, то можно увидеть занятные вещи:

Фелицын, 1900 г.                                                                                               Иваненков, 1912 г.



На более старом плане Фелицына видно, что расположение Товарной и Глиняного точно соответствует современному, только что Товарная тянется аж до Базовской дамбы через площадь. Даже погрузочно-разгрузочные платформы примерно соответствуют. Ну и названия идентичны натуральным, т. е. современным. На плане Иваненкова взаимное расположение улицы и переулка опять же сопадает с нынешним, но переулок обозначен как Глинная (видимо, улица).

Естественно, спору нет - современный вид улицы Товарной далёк от того, каким он был даже 30-40 лет тому назад - без многоэтажек. Но каким образом получилось, что вид улиц не совпадает с планом 10-летней давности, грубо говоря, но совпадает с планом столетним - это вопрос, который требует скорейшего разрешения.)

улицы, город, железная дорога, Краснодар

Previous post Next post
Up