Есть в городе Краснодаре такой не сильно заметный адресный объект, как улица Товарная. Расположена она в районе вокзала Краснодар-1, и многие даже и не знают, что есть такая вот улица, потому как никогда на ней не бывают: она не транзитная, и единственно, как на ней можно оказаться случайно - объехать с таксистом светофор на Мира по дороге на вокзал. В настоящее время все картографические ресурсы отображают эту улицу примерно одинаково.
2ГИС: Яндекс:
![](https://ic.pics.livejournal.com/ostenfor/23543528/76518/76518_600.jpg)
ОСМ: Гугл:
![](https://ic.pics.livejournal.com/ostenfor/23543528/76021/76021_600.jpg)
То есть, идёт улица Товарная до поворота, после которого наступает уже переулок Глиняный, который тянется недалеко - до Суворова.
Однако, отец-основатель краснодарской топонимики Иван Мирный, на которого я везде традиционно ссылаюсь, говорит про улицу Товарную вот что:
"Название дореволюционное. По существу, всю улицу занимала товарная, или как её ещё называли, контейнерная станция. Одна её сторона была застроена конторами и складскими помещениями, а вторая представляла собою погрузочно-разгрузочную площадку. Начиналась эта улица от ул. Карканал (ул. Суворова) и выходила на ул. Екатерининская (ул. Мира). Позже застройки отделили её от ул. им. Суворова, и она превратилась в тупик с домами №№5-7, 2-8."
А вот и про переулок Глиняный:
"Мотивация наименования не выяснена. Название обозначено на плане города 1900 г. Переулок протянулся немногим более чем на 150 м от ул. Суворова до ул. Мира (№№5-7, 4-6)."
Ну и отображает он всё это дело на собственноручно рисованных безмасштабных схемах:
Отсюда выходит, что нынешняя улица Товарная - это по идее переулок Глиняный. А сама Товарная как таковая, видимо, забрана забором и потеряла свою уличность, превратившись во внутренние погрузочные пространства. Однако же, длина не бьётся: общая протяжённость нынешних улицы Товарной и переулка Глиняного до ул. Мира - 350 м, из них глиняных 100 метров.
Посмотрев на схемы выпуска 00-х годов, видим вот что:
![](https://ic.pics.livejournal.com/ostenfor/23543528/75043/75043_600.jpg)
То есть, полный разнобой, один из вариантов которого близок к варианту Мирного. Общедоступные схемы советского времени нам ничего не дают, потому как там такие мелкие объекты попросту не нарисованы; видимо, тогда считалось, что вся эта чепуха ни к чему, главное - построить в голове план главных магистралей и сориентироваться по сторонам света, а там уж язык до Киева доведёт.
Но. Если контрольным взглядом окинуть исторические карты, то можно увидеть занятные вещи:
Фелицын, 1900 г. Иваненков, 1912 г.
![](https://ic.pics.livejournal.com/ostenfor/23543528/76883/76883_original.jpg)
На более старом плане Фелицына видно, что расположение Товарной и Глиняного точно соответствует современному, только что Товарная тянется аж до Базовской дамбы через площадь. Даже погрузочно-разгрузочные платформы примерно соответствуют. Ну и названия идентичны натуральным, т. е. современным. На плане Иваненкова взаимное расположение улицы и переулка опять же сопадает с нынешним, но переулок обозначен как Глинная (видимо, улица).
Естественно, спору нет - современный вид улицы Товарной далёк от того, каким он был даже 30-40 лет тому назад - без многоэтажек. Но каким образом получилось, что вид улиц не совпадает с планом 10-летней давности, грубо говоря, но совпадает с планом столетним - это вопрос, который требует скорейшего разрешения.)