Город Краснодар #1: грузовая диспетчерская станция

Jul 01, 2018 22:35




Практически в географическом центре краснодарской Ойкумены находится большая территория, ныне лежащая в некотором запустении. Это бывшая краснодарская грузовая диспетчерская станция, некогда занимавшая всё пространство севернее и северо-восточнее тогдашней промзоны, образованной шорно-седельной фабрикой, заводом им. Калинина, заводом "Октябрь" и мелькомбинатом. Позже промзона расширилась за счёт фабрики "Кавказ" и комплекса складов на Одесской, а с другой стороны замкнулась новым элеватором. В результате всех этих поползновений Путевая и Ипподромная улицы расплющились на местности в нечто невнятное и теперь представляют собой по нескольку обособленных отрезков каждая. Со временем значимость грузового двора сильно упала: элеватор переехал на Колхозную (а теперь, кстати, и оттуда уже совсем в никуда вроде бы - достаивает последние месяцы, если не дни до чудесной трансформации в ЖК Кривые кобылы). Шорно-седельной, то бишь фабрики кожизделий - нет, территория частично застроена; завода имени Калинина - нет, на территории огромные элитные многоэтажки, завода "Октябрь" - нет, вместо него ТРЦ "Галерея", а там, куда должен был переехать "Октябрь" - уже почти что голо поле. Фабрики "Кавказ" нет уже лет около десяти, складские комплексы есть по-прежнему, только поделены между десятками владельцев. И, что самое главное, железной дорогой почти не пользуются даже те предприятия, что ещё хоть как-то дышат - автотранспорт использовать проще и дешевле. Таким образом грузовая станция оказалась в полном запустении и потихоньку прекращает своё существование уже как географический объект.

База Вторчермета, например, ещё недавно "украшавшая" своей облупившейся шестигранной голубенькой плиткой подмостье улицы Садовой, канула в лету - на её месте ЖК Три богатыря. Маршрут из района 40 лет на Северную под Садовым мостом весьма популярен среди пешеходов и велосипедистов, и я тоже постоянно ездил им туда и обратно, а тут с середины прошлого года не ездил на велике и пешком там тоже не ходил. А пару месяцев назад едва не потерялся, переехав пути: ландшафт по правую руку изменился в корне. Три свечки с тесным двориком, но! уже с молодыми матерьми с колясками, забитые машинами под завязку и отдыхающими на лавочках от трудов праведных гастарбайтеров. Пришлось вернуться и проехать круг по двору, чтобы восстановить нарушенную карту города в голове.

С другой стороны грузового двора у нас обозначена улица Путевая. Это вообще одна из самых неординарных улиц нашего неординарного города. Она состоит из трёх не сообщающихся между собой участков, а какие-то из номеров вообще некогда располагались в тупике за концом ул. Леваневского. Первый участок - собственно, начало улицы - начинается с улицы Коммунаров как обыкновенная краснодарская улочка, где с оной стороны частный сектор, а с другой - остатки ранее бывшего частного сектора вперемешку с торгово-промышленными территориями. Через 250 метров Путевая утыкается в забор за двором пятиэтажки на Седина, где и заканчивается. Другой рукав улицы - там, где лукойловская заправка; здесь в глубину грузовой станции вторглась "блоха" - блошино-вещевой рынок с адресом Путевая 3/2, по рядам которого я иной раз люблю пройтись. Блошиные рынки - моя в некотором роде слабость, но в последнее время я как-то отвык от них. Посещаю я их редко и, в основном, из-за литературы, которая иногда выкладывается как лежала, в кучах некопанного хлама, из-за старой электрики, в которой иной раз находятся экспонаты для моей коллекции, и из-за аудионосителей прошлых лет, где тоже может найтись нечто интересное. Если пройти за павильоны базара дальше, то можно увидеть традиционные упадочно-урбанистические пейзажи: кострища с остатками недогоревших сорванных с петель дверей из ДВП, залежи бутылок, рвань и ветошь, подпирающую отделяющий это осыпавшееся царство от улицы Леваневского забор, а кое-где и  местных подзаборных постояльцев, которые смотрят на вас мутным взглядом, определяя содержимое ваших карманов/сумок. Я, очевидно, был ими опознан как никчемный тип, у которого не то, что сумки, карманов - и тех нету, и интерес ко мне угас. Хотя вообще там достаточно спокойно можно ходить, как-никак, номинально это - улица Путевая, просто художественные краски густы, и можно решить, что там жуткий криминально-бомжацкий рассадник, а слюна с оскалов его обитателей падает на ваши модные кроссовки и прожигает их насквозь, покуда вы независимо проходите мимо.

Там, где Путевая улица делает третью попытку проявиться на местности своей нечётной стороной, сразу за забором грузовой станции находятся гаражи частников, а по другую сторону - разнокалиберные магазины, офисы и склады. В конце был сквозной проезд через территорию "Кавказа" на Одесскую, но злодеи его перекрыли, и теперь просто так не проедешь на авто.. да что там на авто, пешком особо не проберёшься! Так что теперь Путевая улица здесь оканчивается тупиком, а скопление зданий, людей и их средств передвижения тянется практически до самого Краснодара-2, минуя улицу Одесскую. Внутри я бывал уже в недавнее время, иной раз по работе, иной раз просто прикинувшись сотрудником или посетителем; там всё весьма разномастно, и только подъездные ж/д пути по территории практически единодушно заброшены и зарастают.



Закругление пути в сторону фабрики кожизделий.





Неприглядное состояние диспетчерской станции.

Четвёртая часть улицы Путевой примерно соответствует её первой части и идёт из-под Садового моста до изгиба ж/д путей, где она плавно переходит в улицу Щорса. До Березанской с обеих сторон частный сектор, после неё по правой стороне возникает пятиэтажка, за которой идёт уже территория бывшей фабрики. И дальше до конца справа забор и промышленные здания, слева - частный сектор. Кусок промзоны Кубаньзернопродукта севернее ж/д и южнее Колхозной, как я уже сказал, скоро украсится каким-нибудь очередным невыразимо прекрасным жилым комплексом. С одной стороны, элеватор едва ли не в середине города - ни к чему. С другой стороны, новый элеватор взамен этого нигде не был построен, по крайне мере, я не слыхал такового.



Вот, кстати, вид с одного из безымянных переулков между Ипподромной и Путевой, на Путевую, за забором которой видна котельная фабрики кожизделий с трубой и ещё какие-то недопорушенные строения.



Подъездной путь элеватора.



Элеватор.

Ну и часть промзоны за Садовым мостом в сторону Табачки - улица Ипподромная. Иван Мирный пишет, что Ипподромная протянулась от улицы Крупской до Чернышевского, но это не совсем точно: на местности Ипподромная начинается прямо от Садового моста. Называлась она раньше улицей Скаковой, а после революции трансформировалась в Ипподромную. Если кто не в курсе, напомню, что политех находится на месте старого ипподрома, и если посмотреть на карту или спутниковую съёмку, то можно легко увидеть его контуры. Табачная фабрика в своё время, видимо, получила номер 10, а при очередной перенумерации домов его так и оставили, в результате чего частный дом по чётной стороне получил номер 10а. Что находилось на территории этой промзоны изначально, сказать не могу, сейчас там расположены, в основном, торгово-складские помещения. Этот кусок промзоны делит улицу Ипподромную на две стороны: чётную и нечётную, расстояние между которыми составляет около 150 метров. Чётная сторона Ипподромной застроена частными домами и вместе с куском Путевой и улицей Фабричной составляет небольшой отрез кварталов частной застройки ориентировочно 60-х-70-х годов, если судить по домам. С юга этот участок раньше отделялся промзоной фабрики кожизделий, к которой прилеплялись ещё какие-то мелкие предприятия. Сейчас же на территории фабрики уже выросло несколько многоэтажек, так что её окончательный уход в небытие не за горами. Судя по рудиментам рельс, торчащих из земли по улице Березанской, на фабрику некогда подходила ж/д ветка, от которой сейчас почти ничего не осталось.



А вот и контора собственно самой фабрики.



Остатки подъездного пути фабрики кожизделий..

Север чётной стороны улицы Ипподромной отделён от железной дороги остановочной площадкой фабрики и гаражами, между которыми, однако, есть проходы, через которые можно перейти железную дорогу и выйти через ворота к перекрёстку Передовой и нечётной стороны Ипподромной. Этот угол весьма занимателен: промзона, как и везде, поделена на множество участков с разными хозяевами и разными адресами, поэтому бок о бок можно увидеть здания и помещения с адресами по Ипподромной, Садовой, Передовой и Щорса; при этом, если вы направляетесь по какому-либо из адресов, лучше иметь проводника, который вас встретит и проведёт в нужное место. Нечётная сторона Ипподромной выглядит следующим образом: ворота и заборы контор со стороны железной дороги, потом они кончаются, и дальше идёт только забор и газопровод. С другой стороны старенькие частные домики с вишнями и абрикосами перед дворами, как это и положено в Краснодаре. В конце концов улица упирается в тупик - забор, который разделяет её в этом месте на две половины. Если обойти через Дербентскую и Спортивную, то снова выйдем на Ипподромную, которая здесь уже разительно отличается: по чётной стороне здесь расположена Табачка, а по нечётной - относительно свежие многоэтажки.

Так мы обошли практически всю территорию грузовой диспетчерской станции со всех сторон. Внутри неё царит упадок, давно уже не ходят козловые краны, давно уже не стоят под отправку в регионы нашей страны составы с продукцией. Причин тому несколько. Во-первых, произодство продукции в городе Краснодаре давно уже рухнуло по сравнению с концом 80-х годов, потому как число производителей снизилось процентов на 80. Во-вторых, автотранспорт - очевидное и наиболее выгодное решение проблемы грузоперевозок. Да, загрузка улиц. Да, не везде и не всегда большегрузы могут проехать. Но рынок автомобильных перевозок в настоящее время очень обширен, и даже "Платоны" с тахографами не обвалили его. Да и простое содержание не то, что железнодорожного хозяйства, а просто участка пути, заходящего на предприятие, обходится этому предприятию весьма недёшево и служит постоянным источником разных геморроев. Так что судьба станции предрешена, и вопрос времени, когда она прекратит своё существование окончательно.

улицы, город, промышленность, Краснодар

Previous post Next post
Up