У меня возник один вопрос. Сейчас мир переживает не самые лучшие времена (хотя когда они были хорошие). Можно говорить, что кругом разврат, падение нравственности. Но, как всем известно, нравственная составляющая человечества то падает, то поднимается, но никогда она не была на очень высоком уровне.
Вчера, читая различные трактовки жизни Ноя, я наткнулся на любопытный факт. Привожу цитату из Википедии: "Так, толкуя стих «Ной был человек праведный и непорочный в роде своём» (Быт. 6:9) законоучители Талмуда расходятся во мнениях. Некоторые мудрецы понимают это выражение как похвалу в адрес Ноя: даже несмотря на полную развращённость, царившую во всем мире в то время, ему удалось остаться незапятнанным и неиспорченным процессом моральной деградации общества. В то же время, другие видят здесь скрытый упрёк Ною, принадлежавшему к поколению, в котором праведником назывался человек, сохранявший лишь элементарную порядочность: «В своём поколении (роде) был праведником, однако, если бы он жил в поколении Авраама - не заслужил бы даже упоминания». Тем самым, подчёркивается, что духовный уровень человека вообще определяется относительно общей атмосферы жизни, в которой он родился, вырос и живёт." Однако тот же Авраам подталкивал свою жену к прелюбодеянию, что не очень характеризует его как нравственного человека.
Чем сильнее разврат в мире, чем больше падение нравственности, тем больше появляются поборников этой самой нравственности, которые призывают людей одуматься и свернуть с этого пути, либо просто сами в разрез со всеми живут по другому. Вот про этих людей мне непонятно многое. Как люди становятся поборниками нравственности? Я искренне считаю, что они занимаются правильным делом. Но чтобы стать таким человеком, необходимо самому окунуться в то, против чего ты выступаешь. Поэтому мне кажется, что большинство этих людей в прошлом были не очень то и нравственными, ведь это прошлое, которого они стыдятся тяготит их и они стараются как можно сильнее отгородиться от него.
Возьмем пример: маленькому ребенку говорят родители не лезть в грязь, иначе он выпачкается. Кто-то слушается, но ребенку так хочется узнать что-то новое, познать что это вообще такое - грязь. Он конечно может спросить об этом родителей, но с чужих слов все равно будет не то. Поэтому он втайне или не втайне, но все равно залезет туда. А когда познает, что ему не нравится быть грязным, плохо пахнуть, когда он подрастет и поймет что ничего в этом хорошего нет, он станет также учить окружающих, при этом может и не признавать, что когда-то ему тоже было интересно изведать эту грязь.
Но может быть и другой случай. К примеру ребенку под страхом какого-нибудь наказания запрещают лезть в эту грязь. Таким наказанием в нашем случае может быть либо телесное наказание, либо даже смертная казнь, либо геена огненная и т.п. И человек может всю жизнь бояться, бояться испачкаться из-за этого страха. Он будет других призывать быть чистыми. Но является ли тогда его призывы быть нравственными искренними? Ведь если убрать этот факт неотвратимости наказания, будет ли он также яро защищать нравственность?
Вот и вопрос, который у меня возник заключается в следующем: может ли человек не попавший под влияние какого-то авторитетного мнения, не испытавший сам порока и разврата, не ограничивающий себя в этом из-за страха смерти или послесмертных мук, быть по-настоящему чистым, нравственным и жить в соответствии с нормами внутреннего контроля? Ведь все наше воспитание, все наши взгляды и убеждения - это лишь продукт общества в котором мы вырастаем и живем. И отгородиться от этого общества не получится никак. Есть ли в человеке внутренний показатель, который бы его останавливал и давал понять, что есть хорошо, а что плохо? Может быть этим показателем является совесть?
Но чтобы ответить на этот вопрос, человек должен родиться и выжить в полном одиночестве, а затем придти в общество. И по его поведению в этом обществе можно будет судить, какие нормы нравственности заложены в человеке самой природой и есть ли они вообще.