Для меня удивительно как либерал может быть христианином, но, тем не менее, один мой знакомый таков. Сегодня он прислал мне высказывание философа Ивана Ильина, на которое я хотел бы ответить
«Частная собственность коренится не в злой воле жадных людей, а в индивидуальном способе жизни, данном человеку от природы. Кто хочет «отменить» частную собственность, тот должен сначала «переплавить» естество человека и слить человеческие души в какое-то невиданное коллективно-чудовищное образование; и понятно, что такая безбожная и нелепая затея ему не удастся. Пока человек живет на земле в виде инстинктивного и духовного «индивидуума», он будет желать частной собственности и будет прав в этом»
Иван Ильин
Вот тут я с Ильиным готов спорить. Люди НИКОГДА не жили полностью индивидуально. Люди могут выжить только в обществе. Вне общества человек может прожить жизнь, но следа он не оставит, последующие поколения его не вспомнят. Помнят только тех, кто живёт для общества. Человек - животное общественное. Без своей общественной природы человек не смог бы создать цивилизацию и выделиться из прочих животных.
"Индивидуальный способ жизни" дан от природы не людям, а кошкам, ящерицам. Они не смогут приблизиться к человеку до тех пор пока не станут общественными животными.
Увы. Ильин, в данном высказывании, исходит из неверной посылки.
Ещё, конечно, никак нельзя обойти вниманием высказывание Иисуса Иосифовича Христа:
"Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?" (Матф.6:26)
Это ли не отрицание частной собственности? Получается, что в своём утверждении Ильин выступает не только против коммунистов, но и против Христа. Его право, но чудно смотреть как христианин ссылается на это высказывание Ильина.
Частная собственность, конечно, есть у людей. И коммунисты вполне готовы признавать право на её существование. До тех пор пока чьё-то стремление увеличить свою частную собственность не приведёт к отчуждению от жизни и развития другого человека. Именно стремление к увеличению своей частной собственности приводит к тем извращениям человеческой природы, которые мы наблюдаем.
Согласись, что не может считаться нормальной современная ситуация, когда в мире производится продуктов питания больше, чем необходимо для пропитания человечества, но при этом количество голодающих исчисляется сотнями миллионов. А это как раз следствие гипетрофированного стремления людей увеличить свою частную собственность. Стремление в к личному обогащению, установка на индивидуализм рушит, искажает природу человека. Вопрос стоит не об исправлении природы человека, а о её восстановлении. В том, что необходимо ограничить человеческий эгоизм. В Советском Союзе именно этим и занимались! Восстанавливали его природу. Вот в этом фильме есть сюжет о детях, когда они могут получить рубль себе или отдать его на пользу класса. Большинство советских детей отдают рубль на пользу класса. Какое поведение более христианское? Эгоистичное (то, которое приписывает человеку Ильин) или альтруистическое (то, которое воспитывали в СССР)?
Фильм Я и другие 1971 года
Click to view