В ряду замечательных событий года прошедшего, особо хочется выделить путешествие наших прихожан по Тверской области, которой состоялось в самом начале ноября. Хотя времени прошло уже достаточно, но все-же оставшиеся впечатления столь чудесны, что не поведать их миру никак нельзя.
Наш прекрасный экскурсовод Ирина Сергеевна планировала длительную поездку по святыням земли Тверской уже давно, но все-же некоторые сомнения в успехе мероприятия оставались - вдруг народ не захочет, или погода плохая будет, или мест в гостинице не окажется, или еще что случится. Но вот наконец то все сомнения отброшены, и мы 1 ноября отправились в трехдневное путешествие в глубинку Тверской области.
Москва провожала нас мокрым снегом, сменявшимся холодным дождем и нескончаемыми пробками на ленинградском шоссе. Но несмотря ни на что, хорошо нам знакомый синий круизный лайнер под водительством сурового капитана Михаила Викторовича упрямо двигался к поставленной цели))
1. Традиционные пробки на выезде из Москвы.
Первую остановку на своем пути мы сделали в селе Завидово, где посетили храмовый комплес Успенской и Троицкой церквей.
Село упоминается в летописях с 1560 года, как Новое Завидово. Предположительно основано Новгородским посадником Завидом Дмитриевичем. Было владением Ивана Грозного, Бориса Годунова, греческого иерарха Арсения Элассонского.
2. Завидово. Церковь Троицы Живоначальной.
Под 1656 годом в письменных источниках впервые упомянута Успенская церковь в селе Завидово как вотчина Архангельского собора в Московском Кремле. В 1709 году, при Петре Первом, на её месте была отстроена каменная Успенская церковь. Действующий ныне Успенский храм перестроен в первой половине XVIII века. В 1853 году разобрали первоначальную трапезную и колокольню, а на её месте построили новую трапезную. Тогда же кардинально переделали декор фасадов старого храма. По окончании реконструкции, 21 марта 1873 года, храм Успения Божией Матери в Завидове был освящён. Известно имя его строителя, руководителя артели, - Фёдор Тихонов. Об этом сообщает хранящийся и сейчас в храме памятный знак.
3. Завидово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Помимо главного престола, Успенского, в храме имеется придел, освящённый в честь Архистратига Михаила. В его алтаре над престолом была установлена сень, перенесённая сюда из закрытой для служб Троицкой церкви. На табличке написано: «Под сей сенью стояло тело в Бозе почившего государя императора Александра I в день февраля 1826 года». Александр I скончался в Таганроге, а когда тело его перевозили в Петербург, была сделана остановка в с. Завидово. В храме прошла траурная панихида.
4,5. Интерьер Успенской церкви.
Святыни храма: образ Господа Вседержителя (местный ряд главного иконостаса), икона Тихвинской Божьей матери, икона святителя Николая Чудотворца, икона великомученика Пантелеимона.
Надпись на чудотворной иконе святителя Николая Чудотворца гласит: «Образ сей сооружён в 1872 г. доброхотными пожертвователями в память принесения из г. Волоколамска чудотворной иконы святителя и чудотворца Николая во время губительной болезни холеры, которая по обходе всех селений с иконою с 26 августа по 7 сентября 1871 г. прекратилась». Из поколения в поколение передают местные жители рассказы об этой страшной эпидемии и чудесном избавлении от неё.
6. Молитва перед чудотворным образом Тихвинской иконы Божией матери.
7.
Летняя Троицкая церковь Завидовского прихода, построенная на средства прихожан в 1787 году, стоит в нескольких метрах к северо-западу от Успенского храма. Первоначально она была посвящена архангелу Михаилу, но в конце 1880-х годов ее переименовали в Троицкую.
Троицкий храм - типичный памятник провинциальной архитектуры конца XVIII века. Несмотря на относительно позднюю дату постройки церкви, декор ее стен в значительной степени насыщен древнерусскими деталями. Возможно, строители храма пытались повторить первоначальные формы соседней Успенской церкви.
8.
9.
В советские годы храмовый комплекс сильно пострадал: Троицкая церковь была закрыта, от ее массивного пятиглавия сохранился кое-как лишь один барабан, здание колокольни постановлением облисполкома от 7 июля 1936 года было передано Завидовскому РИКу "для использования материала для строящейся фабрики "Басон".
С 1951 по 1955 годы богослужения в церкви не осуществлялись. "В связи с отсутствием служб" в конце 1950 - начале 1951 годов церковь была снята с регистрации, но официального постановления о закрытии не было, поэтому церковное убранство сохранялось и ключи от церкви находились в распоряжении верующих. Но верующие не сдавались: они всеми силами сопротивлялись закрытию, активно собирали подписи под многочисленными письмами в разные организации и даже в Кремль, в результате им удалось отстоять храм. Решением Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР от 25 апреля 1955 года - деятельность Успенской церкви была возобновлена.
В начале XXI века решено было полностью воссоздать (на поступающие добровольные пожертвования) прежний облик всего храмового комплекса: заново возведена высокая кирпичная колокольня, а Троицкая церковь вновь обрела пятиглавие. Ее освящение состоялось 29 мая 2004 года.
За алтарём, в ограде храма, находится могила митрополита Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва).
10. Завидово.
Вторую остановку мы совершили в селе Городня, где посетили самую древнюю в Тверской области церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Городня впервые упоминается в начале XIV в. под именем "город Вертязин" , который защищал подступы к Твери со стороны Москвы. Здесь нaxoдилocь несколько монастырей и церквей, среди которых и церковь Рождества Богородицы, возведенная вскоре после Куликовской битвы 1380 г. (и, скорее всего, впамять о ней).
11. Городня. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы современный вид.
12. Вид церкви в начале 20 века. Фото Прокудина-Горского 1900 года.
За свою многовековую историю Городня подвергалась многочисленным нашествиям и страшным разорениям, ввиду чего церковь неоднократно перестраивалась. От первоначального каменного храма XIV в. до наших дней сохранился лишь глубокий подклет. После пожара 1412 г. она была отстроена заново (на старом основании) и расписана. В 1569 г. город был опустошен войском Иоанна Грозного, в Смутное время - вновь почти полностью разорен. Разграбленной церкви с трудом удалось выстоять.
13. В Городне.
В XVII в. Городня была дворцовым селом, а церковь стала приходской (прежде была соборной). После очередного пожара 1716 г. церковь "возобновлена" на средства помещика Петра Алексеевича Бема в 1740 - 1745 гг.: был отремонтирован и расписан храм, построены кирпичные трапезная (с приделом праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) и шатровая колокольня.
14. Иконостас храма.
Тогда же соорудили главный иконостас, который был спасен при пожаре, случившемся в 1801 г. Вскоре тесовая крыша храма была заменена на металлическую. В дальнейшем "поправки" церкви проводились много раз, во второй половине XIX в. интерьер был заново расписан масляной живописью. В приходе было более 250-ти дворов в селе Городня и деревнях Лычёве, Быкове, Редькине (теперь - поселок Редкино), Артёмове, Заполке, Турыгине.
15. Памятник павшим в Великой Отечественной.
Во время Великой Отечественной войны здание церкви было сильно повреждено и начало разрушаться. В 1960-е гг. служба проводилась один раз в неделю "первая часть в субботу с вечера, а вторая - в воскресенье с утра" и по праздникам. Причт составляли священник, диакон и псаломщик. К 1966 г. относится начало капитального ремонта церкви (под руководством архитектора-реставратора В.Л. Альтшуллера), который продолжался до начала 1980-х гг. За этот период проведён большой и сложный комплекс работ: полная реставрация трапезной, храма, фасадов, иконостаса и икон; найдены и восстановлены уникальные фрески, надписи, рисунки ХV в., выявлены некоторые факты истории существовавшего города.
16. Возвращаемся в автобус.
Далее наш путь лежал в Тверь в кафедральный собор Вознесения Господня.
Каменный храм был построен в 1749-1760 гг. на месте сгоревшей 27 апреля 1747г. деревянной Вознесенской церкви. В 1826-1836 гг. на средства купцов И.Ф. Татаринцева и Ф.Н. Боброва храм был перестроен по проекту архитектора И.Ф. Львова в стиле позднего классицизма.
17. Тверь. Собор Вознесения Господня.
Главный престол собора дал название и самому собору. Южный придел посвящен Богоявлению (или Крещению) Господня, а северный - преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Он был сооружен позднее (1831г.). Известно, что на его устройство тверской купец И.Д. Подсыпанин пожертвовал 5000 руб. Чтобы северный фасад церкви органично включался в застройку "сплошной фасады" бывшей Миллионной улицы, ему был придан подчеркнуто парадный характер. Главный вход оборудован подиумом со ступенями. По проекту Львова лестницу должны были украшать статуи.
18. Иконостас Вознесенского собора.
Храм был закрыт в 1930-х гг. и использовался в качестве склада. Спецкомиссия по изъятию церковных ценностей конфисковала из собора драгоценную церковную утварь и иконы. В 1936 г. здание передали областному краеведческому музею, а с 1972-73 гг. оно использовалось как выставочный зал.
В 1993 г. церковь была возвращена епархии и стала соборной. Реставрационные работы проводились в 1970-х и 1990-х гг. 7 января 1993 г., в праздник Рождества Христова, в соборе состоялась первая служба, а с июля 1994 г. возобновлен крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери из Христорождественского монастыря в собор Вознесения Господня.
Ныне в соборе находятся новонаписанная Тихвинская икона Божией Матери и особо почитаемая в Твери икона Божией Матери "Тучная гора", написанная заново в 1994г., так как старинные иконы были утрачены. Среди святынь особо почитаются хранящиеся в соборе мощи св. свм. Архиепископа Тверского Фаддея, убитого 31 декабря 1937 г.
Житие священномученика Фаддея можно почитать на сайте собора:
http://vosnesenie.ru/2010/05/26/zhitie-polnoe/ 19. Образ Пресвятой Богородицы "Тучная гора"
Эта икона находилась в посвященном ей приделе кладбищенской церкви Смоленской Божией Матери, ныне несохранившейся. Дореволюционные источники описывают икону «Тучна Гора» следующим образом. «Размером икона в высоту 11 вершков, а в ширину 12 вершков (т.е. 49 см х 54 см). Богородица изображена в малый профиль с Предвечным Младенцем в левой руке. Голова Пречистой наклонена насколько направо, очи устремлены на молящегося. На кисти правой руки нахотся гора с храмом на ее вершине. Видны несколько куполов храма увенчанных крестами. Богомладенец благословляет храм. Письмо довольно древнее».
История иконы Божией Матери «Тучная Гора» восходит к XVII веку, когда тверской горожанин, сын крещеных татар, Косма Волчанинов с помощниками проводил ремонт в одном из тверских монастырей. Работы были выполнены с отличным качеством, и во многих местах их объем даже превышал то, о чем первоначально договаривался Косма с настоятелем монастыря. Видя столь похвальное усердие Волчанинова настоятель решил отблагодарить подрядчика и предложил Косме выбрать себе в подарок какую-либо монастырскую икону. Волчанинову приглянулась икона Божией Матери, которую он увидел на полу на левом клиросе собора. Видимо она находилась там «за излишеством». Как великую святыню Косма Волчанинов принес икону домой, где позже, завещал своим потомкам почитать эту икону, и в тот момент, когда не останется в его роде наследников по мужской линии передать ее в храм Божий.
Однако не все, что завещают нам благочестивые предки, мы тщательно храним и исполняем. Уже внук Космы нарушил дедов наказ и переправил икону на чердак. Однако святыня не должна находится под спудом, а потому в семействе Волчаниновых и свершилось чудо. Мучимая самодурством и грубостью мужа, невестка внука Космы задумала по малодушию наложить на себя руки. Местом для этого безрассудного поступка она избрала баню. Дождавшись удобного момента, когда никто не обращал на нее внимание она выбралась из дома и собралась уже идти на задний двор, как скрипнула калитка и с улицы вошел неизвестный инок.
- Куда ты, несчастная, идешь? - окликнул ее инок, - Воротись назад, помолись Божией Матери «Тучной Горе» и жить тебе будет хорошо и покойно.
Испуганная и взволнованная невестка вбежала обратно в дом и все рассказала домашним. Те бросились искать инока, но его нигде не было. Была найдена икона, отслужено перед ней всенощное бдение и жизнь в семействе чудесным образом быстро наладилась.
Прошли многие годы. Последний в роду купцов Волчаниновых, Василий, известный своим участием в сооружении серебрянной раки святителю Арсению Тверскому, оставил икону дочери Екатерине, которая вышла замуж за известного купца и церковного благодетеля Егора Ивановича Коняева. Егор Коняев долго не мог решить в какой храм надлежит отдать чудотворную икону. И лишь когда началась перестройка Смоленской церкви, выбор был сделан. Дело в том, что Смоленская церковь находилась на самой высокой точке города, на «горе», на которую в дни сильных наводнений собирались в поисках спасения жители Твери. Так Родительница нашего Спасителя, оказалась хозяйкой горы укрывающей людей от беды. В сентябре 1865 г. началось строительство придела в честь иконы «Тучная Гора», а 15 июля 1866 г. торжественным крестным ходом икона была перенесена в Смоленскую церковь. На следующий день придел был освящен Антонием, епископом Старицким, викарием Тверской епархии.
На протяжении трех предреволюционных столетий икона Божией Матери «Тучная Гора» многократно являла многочислинные чудеса. Ее брали в дома благочестивых граждан. К ней приносили детей для исцеления, с нее делали списки, которые в свою очередь тоже оказывались благодатными. Так по воспоминанию свящ. из села Буйлово Иоанна Богословского, мать несколько раз приносила его, малолетнего, к чудотворной иконе. У него были сильные глазные боли и всякий раз, помазанный маслом от лампады, висевшей перед иконой он получал облегчение, после чего болезнь прошла окончательно. Благодарные богомольцы украсили икону серебряной ризой, а позже и вызолотитли эту ризу. К сожалению, после закрытия Смоленского храма икона исчезла. Но не исчезла память об иконе «Тучная Гора». По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 1993 году был написан список иконы «Тучная Гора» и возобновлено торжественное почитание этой иконы. Память св. иконе Божией Матери «Тучная Гора» отмечается трижды: 16 июля в честь освящения престола, 24 марта в честь первого чуда от иконы и 7 ноября по древнему обычаю.
20. Новоторжский Борисоглебский монастырь.
Затем мы отправились в город Торжок в старинный Новоторжский Борисоглебский монастырь. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.
21.
Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.
22. Церковь введения во храм Пресвятой Богородицы.
Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. Но замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным, оставалась целой и неповреждённой.
После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.
23. Интерьер Введенского храма.
24.
Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств пред государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех.
Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, служившее к украшению его. Но единственное общее стремление у всех настоятелей к возвышению обители - это строгая иноческая жизнь, соблюдение церковных уставов и продолжительные богослужения в духе древнего православия, что и было главной причиной возвышения обители.
25. Собор Бориса и Глеба.
26. Фото на фоне собора.
Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу с мощами преподобного Ефрема. В течение недели (5-12 февраля) мощи находились на всеобщем обозрении, а после окончательного закрытия монастыря в 1931 году были переданы в Михайловскую церковь, а впоследствии изъяты, видимо, органами НКВД и увезены в неизвестном направлении. В настоящее время их местонахождение неизвестно.
27. Надвратная церковь Спаса нерукотворного образа.
Судьба монастыря в ХХ веке.
Мероприятия по закрытию монастыря начались в 1927-29 гг., когда часть строений монастыря (Входоиерусалимская церковь и братский корпус) были отданы под валяльные мастерские, склады и общежитие льносовхоза. В начале июня 1931 г. прокатился шквал арестов монахов Борисоглебского монастыря, и он был окончательно закрыт. Первоначально комплекс монастыря был передан совхозу им. Молотова. В нем в 1931-1934 гг. находилось сельскохозяйственное училище, с 1936 г. располагалась воинская часть, в конце 30-х гг. - воинские авиационные склады, затем лагерь для военнопленных, с 1944 г. - тюрьма, а в 1985-88 гг. - ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий). В 1989 г., после вывода из монастыря тюрьмы и ЛТП в нем разместился Всероссийский историко-этнографический музей, в связи с чем начались исследовательские и реставрационные работы. Была проведена реставрация здания Духовного правления, монастырской ограды (северное, южное и частично восточное прясло), отреставрированы главы Введенской и Входоиерусалимской церквей. В 1994 было принято решение о возвращении обители РПЦ и возрождении в ней монашеского служения. Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.
Последствия коммунистического лихолетья ощущаются в монастыре и поныне. Реставрация храмов идет тяжело и конца и края ей не видно.
Мы быстренько посетили церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и отправились дальше - к главной цели нашего путешествия - Нило-Столобенской пустыни. День уже клонился у закату и надо было спешить. В Нилову пустынь мы прибыли когда уже совсем стемнело, как раз к ужину. Поужинав и разместившись в гостинице, отправились на вечернюю службу...
28. Озеро Селигер остров Столобенный Нилова пустынь.
Продолжение следует...
Источники информации:
drevo-info.ru
tvereparhia.ru
новоторжский-борисоглебский-монастырь.рф
sobory.ru
Архив с фотками большого размера можно скачать по ссылке:
https://yadi.sk/d/KPY0jIiAdqQrf