Пилар Хименес. Катаризм - другое христианство

Dec 03, 2024 13:00

Пилар Хименес Санчес
Доктор исторических наук, международный коллектив исследования
катаризма и диссидентства (CIRCAED)

КАТАРИЗМ: ИНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Отвергая папскую власть, движение, которое назвали катарами, появляется в XII столетии, разработало собственную модель философии, иерархию и таинства, отличные от Церкви Римской. Для одних это был диссидентский образ мышления, для других - ересь. Но это новое мышление воплотилось в  религиозных общинах добрых мужчин и добрых женщин, как они сами себя называли.



Миниатюра в виде медальона из Библии с моралите, где изображается consolament с точки зрения францисканцев. Миниатюра изображает ортодоксию, противостоящую ереси. (вторая половина XIII века).

                   Катаризм, представляющий собой диссидентскую модель христианства, появляется во многих регионах латинского христианства, то есть современной Западной Европы, в середине XII века. Его рождение сегодня связывают с историческим контекстом эпохи, а его начала могут восходить к теологическим дебатам каролингских времен, то есть к IX веку. Фактически, это та самая эпоха, когда возникли первые дискуссии по поводу таинств, таких как крещение и евхаристия. На протяжении Х века проблемы зла, греха, совершенного дьяволом, а затем и происхождения последнего, так же, как и проблемы человеческой природы, воплощения Сына Божьего (Иисуса) и равенства лиц Троицы живо обсуждались в ученых кругах средневекового Запада. Собственно, в этих теологических школах, участвовавших в процессе рационализации христианства на средневековом Западе в Х, XI и XII веках можно искать начала этого диссидентства. Оно оформляется в первые десятилетия XII века, буквально на «следующий день» после окончания т.н. Григорианских реформ, проводимых папством в XI веке. Именно тогда стали обличать первых сторонников диссидентства. Отвергая модель Церкви и христианского общества, сформировавшуюся в результате Григорианских реформ, когда папская власть была поставлена выше любой другой светской и духовной власти, с претензией на руководство обществом в целом (понтификальная теократия), диссиденты предложили свою собственную модель. Они настолько хорошо укоренились под конец XII века на территориях современной Южной Франции, а также Северной и Центральной Италии, что их католические противники даже называли эти регионы «альбигойскими» или «катарскими». Убежденные в том, что именно они одни являются истинными учениками и наследниками апостолов, диссиденты называли себя «добрыми мужчинами» и «добрыми женщинами», организовывая собственные Церкви по образцу первых христианских общин.



Папа Иннокентий III, инициатор альбигойского крестового похода.

Катары. Происхождение и использование слова.

Немецкий монах Экберт из Шёнау в 1163 году впервые употребил термин «катары» для обозначения еретиков Рейнских земель. Происхождение слова вызвало дискуссии: некоторые считали, что это - переиначенное греческое слово «catharoi» (чистые), которое в свое время употреблял Святой Августин, описывая африканскую манихейскую секту; другие же видели отсылку к латинскому слову «catus» (кот), то есть к воплощению дьявола, поскольку катаров обвиняли в том, что они ему поклоняются. Будучи исключительно оскорбительным, слово «катары» довольно редко употреблялось в Средневековье. Между собой катары обычно называли друг друга «добрыми христианами», «добрыми мужчинами» и «добрыми женщинами», противопоставляя себя Церкви Римской, которую они считали узурпаторшей и свернувшей с истинного пути. На юге современной Франции их также называли «альбигойцами», хотя далеко не все они происходили из Альби и этого региона. Что же до их противников, то те предпочитали использовать термин «еретики», хотя этот термин охватывает и другие формы христианского диссидентства, которые Европа знала в ту эпоху. И только с новым открытием катаризма в XIX и особенно в ХХ веке использование термина «катары» стало очень популярным и утратило оскорбительную коннотацию своего первоначального значения.

Принципы катаризма
                   Ниже кратко изложены принципы, верования и правила организации катарской Церкви.
Дуализм.
                   Во времена катаров средневековое христианство в целом представляло себе мир как поле битвы между силами дьявола и Бога. Катары же пошли еще дальше, считая, что все существующее материально является творением злого начала, и только души принадлежат божественному измерению, являясь невидимыми и нематериальными.

Святые Писания.
                   Религия катаров была основана на Библии, единственном Писании, за которым они признавали божественное происхождение, особенно за Новым Заветом. Они не придавали никакой сакральной ценности последующим текстам, таким, как писания Отцов Церкви, которые с IV столетия стали основой христианской доктрины.

Таинства
                   Катаризм отвергал семь таинств, практиковавшихся в католической Церкви (крещение, евхаристия, конфирмация, брак, соборование, рукоположение, исповедь), которые они считали позднейшими установлениями, не имеющими основания в Библии. Единственным таинством, которое практиковали катары, является consolament (на окситан) или consolamentum (на латыни), в котором совмещались таинства крещения, рукоположения и соборования, исходя из контекста.

Клир.
                   Будучи организованными в Церкви, катары имели свой клир: это были добрые мужчины и добрые женщины - которых Инквизиция также называла совершенными. Только они одни могли уделять consolament. Они также отличались от простых верующих тем, что последние не должны были соблюдать обетов и правил жизни катаров, таких, как вегетарианство, целомудрие и ненасилие.

Бедность
                   Как и другие христианские монахи, катары давали обет бедности, который распространялся и на всю их Церковь. Последняя не имела в собственности ни земли, ни других средств, кроме тех, которые были заработаны ее клиром (но не с помощью подаяний). Этот образ жизни катаров ярко контрастировал с католическими орденами, которые в ту эпоху охотно демонстрировали свое богатство.



Катарская Библия из Лиона, иллюстрации из которой отражают нефигуральную эстетику катаризма.



Жителей Каркассона, в том числе и катаров, изгоняют из города отряды крестоносцев.
Pyrenees Cathares, 2014, pp. 19-21

Пилар Хименес, l'orden dels eretges, средневековое христианство, bons crestians

Previous post
Up