Их судьба была предрешена
Так почему же, все-таки, катары исчезли? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны связно изложить основные аргументы, которые мы уже схематически набросали.
/
Итальянская фреска XV века, изображающая триумф святого Фомы Аквинского над еретиками, книги которых брошены на пол.
Миниатюра XV века. Победа Симона де Монфора над альбигойцами в битве при Мюрет в 1213 году.
Большинство историков согласны между собой в том, что исчезновение катаров вызвано совпадением многочисленных факторов, неблагоприятных для их выживания. Нам предстоит выяснить значение каждого из них. Но самый главный фактор, без сомнения, идеологический. Следует уяснить, что появление европейского религиозного диссидентства в текстах, так же, как и в реальности - в XIи XII веках - показывает нам то, что судьба этих диссидентов была предрешена. Именно «еретиками» назвали их клирики Церкви и обличали их таковых. А ересь представляла в глазах институции власти, которую выстроило реформаторское папство, врага веры, которого никоим образом нельзя было терпеть.
Постепенно создавалось самое настоящее «общество преследования», подпитываемое идеологией великой битвы между силами добра и легионами зла, и в итоге, породившее дух крестового похода и систематическую бюрократию Инквизиции. Ни одного шанса на выживание не оставалось группам, предназначенным на исключение. Определенная как преступление против величия Божьего, «катарская ересь» должна была быть уничтожена в принципе и любыми средствами: религиозными, политическими и военными. И все эти идеи распространялись и поддерживались с помощью пропаганды. В воинствующем христианстве XIII века, где военную победу одержали крестоносцы , установилась идеология heretice prativatis, еретического извращения, - унизительная фраза, применяемая в официальном дискурсе. Следы отвращения к «еретической заразе» проглядывают еще и сегодня в некоторых исторических комментариях.
Комментарий к кутюмам Тулузы (1296) содержит эту иллюстрацию, изображающую еретика, которого приводят на костер городские власти.
Безоружные перед лицом репрессий
Если мы попробуем встать на точку зрения диссидентов, то сразу же становится ясным, что религиозность катаров вовсе не содержала никаких «военных» доктрин, предназначенных возбуждать толпы и завоевывать мир, во что верили последователи Магомета или папские крестоносцы. У них была лишь чисто духовная надежда на Царствие Божье. Отказываясь во имя евангельских предписаний использовать «средства зла» -принуждение, насилие, смерть, - и более нацеленная на спасение душ, а не мира, религиозная система катаров не могла ни служить политической системе власти, ни сопротивляться агрессии религиозно-политической системы власти.
Следует добавить также, что жесткая сакраментальная структура Церкви, оставившая право на спасение душ только за посвященными монахами, оказалась очень беззащитной. Ведь диссидентский христианский орден, называемый катарским, несмотря на высокий уровень своей теологии и способность утешать души, был чрезвычайно беззащитен, чтобы выжить в условиях длительных и жестоких репрессий. Разве не подтверждает тщательный исторический анализ речь Пейре Отье, одного из последних катарских добрых людей, которого Инквизиция травила вместе с его товарищами? Перед тем, как в 1310 году его сожгли в Тулузе, он доверительно говорил своим верующим: «Я скажу вам причину, по которой нас называют еретиками: это потому, что мир ненавидит нас, как он ненавидел Господа Нашего Иисуса Христа, которого он преследовал, как и апостолов Его»… Итак, если катары исчезли, то это произошло просто потому, что власти их времени сделали из них еретиков.