Жан-Луи Гаск
Гид-экскурсовод в Ситэ Каркассона, специалист по катаризму
Портреты некоторых тулузцев
Фулько Марсельский
Назначенный епископом Тулузы в 1206 году, этот бывший трубадур был очень непопулярен из-за своей безоговорочной поддержки действий крестоносцев.
Фулько или Фулькет Марсельский - очень двойственный человек. Возможно, он происходил из буржуазии, и в молодом возрасте был способным трубадуром, воспевавшим самых красивых дам южной знати - как Евдоксию де Монпелье - и его принимали при дворах самых великих сеньоров. Но в 1195 году этот трубадур, по-видимому, разочаровавшись в любви, которую он тщетно воспевал, принял монашеские обеты в Сито, и вначале стал монахом, а потом возглавил аббатство Торонет. В 1206 году Иннокентий III назначил этого цистерцианца епископом Тулузы. Во времена крестовых походов епископ Фулько был другом и защитником брата Доминика и рьяно поддерживал Симона де Монфора, воевавшего именно с теми аристократами, которые принимали Фулько в бытность его трубадуром.
Он создал в Тулузе городскую милицию: «Белое Братство», призванное сеять ужас среди катарских верующих и поддерживать войска крестоносцев во время сражений. Население Тулузы обвиняло его в том, что он больше предатель, чем епископ. В 1211 году он находился в Лаворе, где было сожжено 400 «еретиков». На Латеранском Соборе 1215 года против него выступил граф де Фуа: со времени его назначения епископом Тулузы он разжег такой пожар по всему краю, что никакая вода не способна его потушить.
Будучи епископом, он обратился против своего народа. Он участвовал в 1227 году в осаде Лабесед. Осажденные высмеивали его, называя «епископом чертей». В 1229 году, когда крестовый поход был завершен, а мир подписан, престарелый епископ принял папского легата, имевшего миссию проводить первые расследования, напоминающие по своим методам - как, например, сохранение анонимности доносчика - будущую Инквизицию, которая была установлена здесь в 1233 году. Фулько умер на Рождество 1231 года. В исторической памяти он остался епископом Тулузы, ненавидимым народом, свидетелем и участником агонии куртуазной цивилизации. Однако, благодаря средневековым певцам, до нас дошло несколько красивых песенок, вышедших из-под пера трубадура Фулькета.
Гийом Пьюлоранский
Церковный деятель, ставший в 1246 году капелланом графа Тулузского. Но более всего он известен своей точной хроникой крестового похода против ереси.
Гийом Пьюлоранский был свидетелем и великим хронистом Альбигойского крестового похода и присоединения графства Тулузского к французской короне. Без сомнения, он родился в самом начале XIII века. Будучи ученым клириком, работавшим в архивах, он начал свою хронику с описания бесплодного визита Бернара из Клерво в Верфей в 1145 году. Сам он был свидетелем событий, начиная с 1220-х годов, и продолжил свое описание до 1275 года, завершив его временами чуть позже присоединения графства Тулузского к французской короне.
Гийом Пьюлоранский кажется хорошим историком, методичным и вдумчивым, умеренным в своем анализе событий. С его точки зрения, Бог является причиной безумия людей. Хронист более мудр, чем мстителен. Если он и возмущается еретиками, называя их «сынами погибели […] под личиной благочестия, но отвергающими реальность», он никогда не впадает ни в излишние обобщения, ни в карикатуризирование, как это делал хронист Петр Сернейский. Он также явно держал в руках Canso, «Песнь о крестовом походе» на окситанском языке.
По-видимому, Гийом исторически принадлежал к окружению епископа Фулько в 1228-1230 годах. В своей хронике он придает епископу образ справедливого человека, пытающегося спасти женщин и детей от массовых убийств. Потом, с 1237 по 1240 год он - кюре Пьюлоранса. В 1246 году Гийом Пьюлоранский становится капелланом Раймонда VII Тулузского и, таким образом, непосредственным свидетелем надежд и забот графа.
Его анализ последних лет правления графа очень тщательный и обстоятельный: «Итак, делая одну ошибку за другой, граф не мог ни жениться, как он желал, ни похоронить своего отца.» В 1249 году он присутствовал при последних минутах жизни графа в Мило. Он отмечает его набожность и скромность: «Он и причащался на полу, на коленях, а не на ложе.» И он делает заключение: «Он угодил Господу Иисусу Христу, и это было действительно так, хотя всем казалось, что Господь за грех ереси наказал весь край, а у него отобрал свободное правление». «Тулузец, достойный похвалы» - так охарактеризовал Гийома Пьюлоранского доминиканский инквизитор Бернард Ги. Но этого нельзя сказать о других католических хронистах того времени.
Раймонд VII
Беззаветно преданный своей земле и враг «французов», любимый народом, он сделался последним графом Тулузским в своей династии, поскольку так и не смог повторно жениться.
Раймонд VII родился в 1197 году. Сыну Раймонда VI Тулузского и Жанны Английской было 12 лет, когда начался крестовых поход. 12 сентября 1213 года в Мюрет он присутствовал при поражении тулузских и каталонских сил. В 1215 году Папа Иннокентий III лишил титулов Раймонда VI и отлучил его, оставив, однако, за юным Раймондом, невиновным в преступлениях своего отца, права на Прованс и Бокер. Как только «юному Раймонду» исполнилось 18 лет, он с оружием в руках начал отвоевание своих земель. Когда в 1222 году его отец умер, Раймонд VII проехал по всему краю как победитель, восстановив в Тулузе и Провансе ценности paratge. В 1224 году Амори де Монфор, побежденный, возвратился во Францию. Но мир в освобожденном с такими усилиями краю длился недолго, поскольку король Франции, Людовик VIII в свою очередь взял крест против «врагов веры», а «Раймонд, сын Раймонда» был отлучен Папой. Зимой 1226-27 года Раймонд снова воюет. В 1229 он подписал Трактат в Мо-Париже, означавший конец крестового похода. Раймонд VII, наконец, получил признание как граф Тулузский и свои земли в Лаурагэ. Но он пообещал выдать единственную наследницу Жанну за младшего брата французского короля Альфонса де Пуатье. Этот пункт договора отныне определял всю его политику. Когда в 1233 году Папа установил Инквизицию в Тулузен, граф поддержал народное восстание против «жестокостей Братьев-Проповедников». Однако в 1240 году он сохранял нейтралитет, когда Раймонд Тренкавель попытался отвоевать Каркассон у королевского сенешаля. Тем не менее, он встал во главе собственного восстания, чтобы «освободиться от французов и Инквизиции». Но после поражения английского короля, который попытался высадиться в Тайлебурге, надежда на силу оружия умерла после нового покорения графа, последствием чего был костер в Монсегюре 16 марта 1244 года… Если политика Раймонда VII может показаться противоречивой, так это потому, что папство не переставало противостоять его попыткам повторного брака в надежде воспроизвести на свет кровного сына, которому бы он оставил в наследство Тулузу. В то же время Церковь постоянно требовала от него доказательств послушания, которые он ей предоставлял в надежде снять отлучение со своего отца Раймонда VI. Возможно, по этой причине в 1249 году возле Ажена Раймонд VII приказал сжечь 80 катарских верующих в доказательство своей ортодоксии… 29 сентября 1249 года Раймонд VII умер в Мило в возрасте 52 лет.