А были ли катары еретиками?
Вопрос несуразный, на первый взгляд, и требует ответа "да" - если мы беремся рассматривать с точки зрения римско-католического канона.
Само понятие "ересь" с латыни переводится как "выбор мнения", и потому эти люди, возможно даже горделиво, называли бы себя именно так - ибо мыслили самостоятельно, а не шли за тучным большинством.
Однако вопрос этот содержит подвох, который заподозрить может только вглядывающийся в историю христианства.
Для католической Церкви еретики никогда не были кучной толпой, "все под одну гребенку" (хотя это сейчас принято так думать). Точные дефиниции между тонкостями "еретических извращений" занимали умы и целые толстенные труды ересиологов всех времен. И, как бы в это сложно не было поверить, еретики читались ужаснее язычников и сарацинов. Потому что хуже осознанного отрицания канона нет ничего, а язычники всего лишь еще пока не слышали этого канона... И если сложить вместе все акты, обличающие ересь, папские буллы и решения инквизиторских судов - боюсь, том этот займет высоты до неба...
Вопрос здесь именно во власти - и возник он с тех пор, как римская Церковь стала считать себя "кафолический. А с инакомыслием боролись всегда: на Никейском соборе с арианством и гностицизмом, позже или даже все время - с манихейством (хотя сами уже даже не понимали, что подразумевают под этим термином), оригеанством, донатизмом и прочими, прочими, прочими... Ведь чем более сплочен народ, тем проще им управлять, а сплоченность религией - одна из самых непрошибаемых.
Но что было ДО римской Церкви? Ведь появилась она не "назавтра" же после Вознесения Христа. И вот здесь наступает самое интересное.
Большинство идей катаров более похожи на принципы первых христианских церквей - тех самых, о которых написано в Деяниях Апостолов, которые создал и ходил постоянно проведывать Павел, к которым пишут свои письма-послания Петр, Иаков, Иоанн, и тот же Павел. Именно их правила жизни пытались продолжать Добрые Люди и их же вопросы поднимали: о исключительно духовной сущности Иисуса, о Боге как абсолютном Добре, о причинах зла мира, о духовном крещении возложением рук и принятии Святого Духа подобно апостолам...
Их обряды - малочисленные и простые - напоминали практику самых ранних церквей, когда не было еще никаких храмов в современном понимании слова, а верующие просто собирались за одним столом и делили между собой хлеб, благословляя его, но не считая ни кровью, ни плотью Иисуса. Пресуществление - то есть официальная доктрина о том, что во время Евхаристии хлеб и вино физически меняют структуру становясь на полном серьезе телом и кровью Христа, была принята католиками только в 13 веке!
Их единственная молитва взята из Евангелия, в том варианте, где добавляется греческая доксология «Ибо Твое есть Царствие, и сила, и слава, во веки веков, аминь» (Евангелие от Матфея). Катарская литургия также очень традиционна, в ней нет места использованию освященных предметов, нет свечей, священных масел и прочего - чего, собственно, и не было в эпоху первых христианских общин. Текст литургии или таинства Consoloment лишен всего, кроме постоянного цитирования стихов Евангелия - и если есть отступления (например, разъяснения для обучающихся), то это чистая экзегеза - без отсылок к мнениям каких-либо святых отцов или других уважаемых членов Церкви. Ни чье мнение не имеет значения, ничего материальное Бога не выражает - единственным основанием всего может быть только Евангелие.
Правила общины и моральные принципы поведения катаров легко узнаваемы на протяжении всего прочтения Посланий Апостолов - от слов, которые они использовали "Утешение Святым Духом" (Деяния 9:31) или "если Богу так будет угодно"(Иакова 4:13-16) до буквального следования советам, данным апостолами:
-Дух Святой принимается возложением рук (Деяния 1:4-8, Деяния 2:1-4, Деяния 2:42,44-45 и в десятках других мест)
- люди не должны осуждать друг друга, ведь никто неправеден, а всех судит только Бог один (Рим.2:2-1, 9-10 и во многих других местах)
- крестившийся не должен грешить, ведь он уподобился Христу (Рим.6:3-4, и еще в десятках других мест)
- основой отношений между братьями в общине должны быть почитание, любовь и поддержка ( Рим.12:15-16 и в десятках других мест)
- о питании (Рим.14:3, 14-8, 20-21,23)
- о терпении к друг другу и к порокам друг друга (Рим 15:5-7 и в десятках других мест)
- все христиане равны, им нечем хвалиться друг перед другом. Для Бога всяких крестившийся равноправен другому ( 1 Кор.1:26-29,31 и в десятках других мест)
- тело крещеного - это храм Духа Святого ( 1 Кор.6:15,18-20 и в других местах)
- если между верующими ссора, рассудить их должен кто-то из Церкви
(1 Кор.6:1, 4-8).
- угождающие Богу не женятся ( 1 Кор.7:29-35 и в десятках других мест)
- против идолопоклонничества, в том числе и в пище ( 1 Кор. 8:4, 7-9, 12-13 и во многих других местах)
- нельзя отворачиваться ни от кого, никому нельзя делать зла
( 1 Кор:19-23 и во многих других местах)
- Учителя Церкви не должны зазнаваться или гордиться своей деятельностью. Они должны сами соответствовать тому, о чем проповедуют ( 1 Кор 9:16-17, 27).
- прямая трактовка Священных текстов ( 2 Кор.2:17, 2 Кор.4:1-2)
- внешний вид женщин (1 Кор.11: 4-6, 13)
- Бог не пребывает в материальном, в том числе в храмах ( 2Кор.3:17, 2Кор.6:16-18, Деяния 17:24-29)
-для того чтобы вернуться в Царствие нужен Святой дух ( 2 Кор.5:1-2, 6-8 и в десятках других мест)
- против клятв (Иакова 5:12)
- важнее всего - любовь друг к другу. Бога никто не когда не видел, но в любви к друг другу людей Он проявляется (1 Ин.4:12, Ионна 4:11-12 и в десятках других мест)
Этот список можно продолжать, пока не перечислишь все темы и все стихи Евангелия...
Удивительно ли это? Скорее - нет. Добрые Люди, как и первые христиане безымянных общин времен апостолов, понимали обращения апостолов буквально, не просто читая их, а ощущая, словно каждое слово направлено лично к ним.
Катары не полагали, будто какие-то места Евангелия стоит "просто послушать, так как теперь это неактуально" или "если что-то непонятно, то и ладно, сделаем вид, что такого нет" или "а, вот это - еще ладно, для обычных людей написано, а вот тут, наверно, вообще - для каких-нибудь святых" или, напоследок, - "чего-то это тяжело исполнить, может не надо? может и без того сойдет?". Церковь со времен Никейского собора, разумеется, "разрулила" - какие правила для кого, что можно читать, что нельзя, как следует понимать все моральные нормы, ввела массу дополнений в виде таинств, молитв, освящения предметов и прочего.
Но Апостольских путь служения не только проповедью, но и личным примером праведной жизни - вот это был катарский "канон", а не позднейшие установления Рима.
(на иллюстрации - современный рисунок, день Пятидесятницы)
https://www.facebook.com/groups/332892387209731/permalink/333713387127631/