Решения Иннокентия III
В ходе 4 Латеранского Собора 1215 г. Иннокентий III обосновал давление на светские власти тем, что они не должны ни под каким предлогом терпеть людей, которых Церковь считает еретиками. Если светский властитель не «очистит» свою землю от еретиков, он должен быть отлучен архиепископом; если он не отдаст приказ об их изгнании в течение года, то есть не «исправит» свое падение за год, о нем сообщают Папе, который освобождает своих вассалов от данной этому правителю клятвы верности, и разрешает завоевать его территорию «людям правой веры». Это решение развязало руки тем, кто жаждал крестового похода против еретиков. Что касалось церковных властей, то верховный понтифик обязал их как минимум дважды в год совершать пастырские визиты в приходы - или общины - подозреваемые в ереси. При необходимости они должны были приказать поклясться не только поименованным синодальным свидетелям, но и всему собранию соседей, что они будут доносить обо всяком еретическом утверждении или позиции, под угрозой отлучения. Процедура относительно убежденных еретиков оставалась той же, что и при Луции. Если епископ халатно относится к обязанностям преследования еретиков, его освобождают от исполнения обязанностей и заменяют «адекватным» - иначе говоря, ортодоксальным - лицом.
Влияние римского права
Именно понтификат Иннокентия III продемонстрировал влияние римского права на его решения. Так, оправдание конфискации имущества у еретиков было инспирировано законом Lex quis quis, датируемым 397 годом и предусматривающим смертную казнь за оскорбление величества. Иннокентий сравнивает еретика с виновным в оскорблении величества в римское время, ибо, согласно ему, еретик виновен в оскорблении величества Божия. И ересь, и преступление оскорбления величества предстают для судей как «criminal publica» из-за ее огромной опасности для общества, и на него следует реагировать особенно быстро и эффективно. Так стала формироваться концепция общей процедуры.
Светская власть несет ответственность за уголовные наказания, налагаемые на еретиков, среди которых есть и костер, - отрывки из Тулузских кутюмов, 1296 - Париж, Национальная Библиотека, рук.лат. 9187 f 31 v.
Помощь светской власти, о необходимости которой заговорили впервые на Тулузском Соборе в 1112 году, впоследствии стала распространенной практикой.
Крестоносцы выступают в поход против альбигойцев. Минерв, Музей Урепель.
На IV Латеранском Соборе в 1215 году Иннокентий III обосновал необходимость давления на светских правителей, отныне обязанных «очистить» свои земли от еретиков; промедление в такой «чистке» в течение года могло привести к тому, что Папа разрешал завоевать эти территории «людям правой веры». Это решение привело к крестовому походу против еретиков.
Канонический инквизиционный процесс
Иннокентий III разработал эту дисциплинарную процедуру против непокорного духовенства высшего ранга, которых, благодаря их посту, никто не мог обвинить. В качестве базиса он избрал старинную церковную процедуру так называемого «бесчестия», в которую он ввел установление фактической истины. Это означало, что отныне можно затевать процесс против клирика под предлогом дурной репутации, «mala fama», если таковая будет засвидетельствована как минимум тремя честными людьми. Судьей был епископ соответствующей епархии: он не должен был удовлетворяться исключительно формальными доказательствами - принесением очистительной присяги, но обязан был устанавливать факты по делу.
Иннокентий уже продемонстрировал новеллы в юридической области, введя каноническую процедуру Инквизиции. Были разработаны и внедрены сущностные элементы этой новой процедуры (которые мы можем наблюдать в современных юридических системах: 1) если речь идет о преступлениях против государства, затрагивающих все общество, суверен должен проявить свою собственную инициативу; 2) доказательство обвинения, установление настоящей виновности должны были заменить процедуру ордалий или заявления достаточного количества лиц, свидетельствующих о положительном моральном облике обвиняемого. Это было абсолютно незнакомо старой канонической процедуре, которая опиралась на формальные критерии до такой степени, что ошибки в принесении присяги могло быть достаточным для признания кого-либо виновным: правильность формы влияла на определение виновности или невиновности. Еще одним последствием этих нововведений было срастание понятий «преступление ереси» и «преступление оскорбления величества».
Папа осуществляет правосудие, - выдержка из Комментария к In Decretales Генрикуса Богикуса, конец XV века, Париж, Библиотека Мазарини, рук. 1331 f 1.
Иннокентий III привнес в канонправо юридические новеллы, имплементировав в процесс канонического расследования существенные элементы, которые мы можем обнаружить в современных юридических системах.
Папа передает опечатанную хартию доминиканцу. Иллюстрация к Декрету Грациана, 1284 - Муниципальная библиотека Анжера, рук. 371 f 114 v.
Ужесточение наказаний
В законе, изданном императором Фридрихом II во время его коронации в 1220 году, суверен представляет себя защитником христианского порядка, и слово в слово передает ассоциативную связку терминов «ересь = преступление оскорбления величества». Через четыре года законодательство, принятое для Ломбардии, отличалось от предыдущего ужесточением наказаний: отрезанием языка (еретики, хулящие Бога) и казнью через сожжение, оправданной исключительно «Autocritas nostra», трудом, цитируемым Фридрихом. В 1232 г. он распространяет эти положения на всю территорию империи. В них говорится о том, что:
· Все еретики, осужденные Церковью, должны быть казнены смертью руками светских властей.
· Те, кто отрекается из страха смерти, и готовы воссоединиться с Церковью, должны быть наказаны вечным заточением.
· Те, кто помогает еретикам (fautores), должны понести то же наказание, что и еретики.
· Рецидивистов (вновь впавших в ересь) следует казнить без всякой иной процедуры.
· Потомки и наследники еретиков должны быть лишены имущества и утратить, вплоть до второго колена, публичные почести (за исключением детей, которые донесут на родителей-еретиков).
· Члены ордена Братьев-проповедников находятся под особой защитой.
Церковные юристы тут же взяли на вооружение эти ужесточенные до чрезвычайности наказания. Если Иннокентий III не высказывался публично в пользу смертной казни, и если церковные источники говорят только о приемлемых наказаниях, тем не менее, смертная казнь практиковалась задолго до 1231 г. и ни один Папа этому не воспротивился. Эта уклончивая интеллектуальная позиция, поддерживающая подобный подход, выражена в следующей декларации, адресованной католиком своему оппоненту - религиозному диссиденту в XIII столетии: «Наш Папа не убивает и никому не приказывает убивать. Это закон убивает тех, кто сам совершает убийство, и это разрешено Папой. А убийцы сами убивают себя, поскольку делают то, за что их следует убить».
Тулузский Собор 1229 года
В 1229 году Церковь пришла к апогею систематизации своих целей и методов. После окончательной капитуляции Раймонда VII в Тулузе был созван Собор, во время которого было принято восемнадцать положений относительно борьбы против еретиков. Самыми важными среди них были следующие:
- В таких случаях в городах и общинах архиепископы принимают присягу от священника и двоих или троих светских людей с хорошей репутацией, и возлагают на них обязанность в раскрытии еретиков. Чтобы обеспечить наилучший контроль, все жители - девушки от двенадцати лет и мальчики от четырнадцати лет, должны быть зарегистрированы в специальной книге имен. Они должны отречься от ереси и принести клятву, что будут уважать благую веру и преследовать ересь.
- Разоблаченные еретики должны быть обличены перед епископом, который примет необходимые меры для “animadversio debita” (наказание соответствующего преступления).
- Забота о преследовании еретиков возложена на бальи, которые также обязаны разрушать дома, в которых были найдены еретики. Наказания классифицировались в зависимости от большей или меньшей укорененности еретических убеждений. Эти меры представляли собой базу, основываясь на которой верховный понтифик создал трибунал, специально предназначенный для борьбы против ересей.
Работники Святого учреждения. Картина Жана Поля Лорана, 1889 год, Мулен, Музей Анны де Божо.
1. Художник изображает инквизитора в ситуации сомнения и размышления. Он сидит напротив двух монахов, занятых изучением пергаментов (показаний?) и книг.
2. На пюпитре - открытая Библия.
3. Декорация этой сцены была вдохновлена залой капитула бывшего аббатства Сен-Савен (Высокие Пиренеи).
Создание Инквизиции
Два акта Папы Григория IX можно назвать основанием папской Инквизиции: буллу «Excommunicamus», изданную в 1231 году (этим документом понтифик создает независимый чрезвычайный трибунал, под юрисдикцией которого находятся исключительно дела о ереси); и булла «Ille humani generis» 1233 года, которой он передает Инквизицию еретических извращений доминиканцам.
Участники
Направление расследования определял папский легат совместно с епископом. Это, вероятно, происходило потому, что уже стало очевидным, что епископы, большинство из которых происходило из местной аристократии, не слишком то желали организовывать процессы против своих близких и друзей. Папа также назначал независимых инквизиторов, которые вначале принадлежали к ордену Братьев-Проповедников, а позже и к францисканцам. Они одновременно отвечали за разоблачение и суд над еретиками. Этим инквизиторам были делегированы исключительные и постоянные полномочия в борьбе против еретиков. Таким образом, их юрисдикция распространялась не на все преступления, как у епископов, зато на всех людей в сфере одного преступления. Чтобы облегчить их ношу, они были наделены множеством привилегий. Особенно тяжелой по последствиям была привилегия отпускать друг другу грехи за эксцессы, происходящие во время процесса, например, в случае смерти обвиняемого под пытками.
Инквизитор был не только судьей в этом forum externum; он также был исповедником кающегося грешника в forum internum, в области его души. Если в начале деятельности Инквизиции некоторые обвиняемые считали, что могут спастись, заявив, что они уже исповедовали свои еретические увлечения, то это вскоре закончилось. Очень быстро стало ясно, что кающийся еретик должен вначале оправдаться в forum externum перед тем, как изложить свое внутреннее раскаяние в исповеди. Эта двойная функция инквизитора проясняет состояние психологического противоречия, в которое попадали обвиняемые: от них требовали донести на других «соучастников», чтобы показать внешний признак их раскаяния. В противном случае их раскаянию не верили.
Если в первые времена деятельности Инквизиции епископы (обычная, ординарная юрисдикция) и инквизиторы (чрезвычайная юрисдикция) сотрудничали при ведении следствия, то после 1250 года преимущественно одни инквизиторы отвечали за всю процедуру (было несколько исключений, как, например, в случае епископа Памье Жака Фурнье, который организовал в начале XIV века масштабные еретические расследования).
Трибунал. Выдержки из Комментария к Декреталиям Генрихуса Богикуса. Конец XV века, Париж, Библиотека Мазарини, рук.1331, f 121.
Иллюстрация представляет различные элементы процедуры.
1. Судья выслушивает требования и аргументы.
2. Стороны (истец и ответчик) дискутируют между собой; сторона справа представляет письменные доказательства.
3. Секретарь записывает ход процесса.
4. С той и другой стороны от судьи находятся свидетели и служители правосудия, которые заявляют, что его решения справедливы и верны.