Обычно считается, что Эстевен (Этьен) де Сервиан, сеньор castrum'a недалеко от Безье, стал катарским верующим случайно, главным образом благодаря браку с Наваррой де Лаурак, дочерью знаменитой еретической матриархини Бланши де Лаурак, и в самом начале крестового похода искренне раскаялся и вернулся в католицизм, благодаря проповедям святого Доминика.
Приведём здесь отрывок из одной из статей Анни Казенаве, проливающий свет на эту историю.
"История примирения с Церковью Эстевена де Сервиана является показательной. Она ясно даёт понять, каким способом французы, по завершении военных действий, пытались привлечь на свою сторону окситанскую знать.
Сеньор Сервиана, деревни рядом с Безье, где имел место диспут, обернувшийся не в пользу католиков (1), Эстевен, в 1210 г. признаёт свои ошибки и вновь получает свою сеньорию в качестве фьефа от Симона де Монфора. Он начинает с того, что соглашается с тем, что совершил грех, и, будучи отлучённым, заявляет о своём желании вернуться в лоно Церкви. После принесения короткого обета - где он, противопоставления ради, перечисляет свои прежние ошибки - Эстевен клянётся быть верным Церкви и преследовать еретиков, и в знак этого закладывает своё имущество. Понс д'Оларг выступает поручителем за него, а его сын Фротард, а также восемнадцать сеньоров обещают следить за соблюдением данных обязательств. В акте приводятся существенные суммы, которые каждый должён будет заплатить в случае, если Эстевен не сдержит своё слово. И, наконец, феодальная клятва связывает Симона де Монфора и Эстевена де Сервиана, который клянётся в верности на Евангелиях своему новому сюзерену (2).
Это обращение могло бы показаться настоящим, даже будь оно продиктовано корыстью. Но на самом деле, это фикция. Составленная клириками, эта хартия свидетельствует об их умонастроении, об их тактике, а вовсе не о подлинных чувствах Эстевена де Сервиана. Не свободный человек, а пленник должен отречься. На самом деле, Этьен де Сервиан был захвачен во время вооруженной экспедиции к его замку, который он оборонял с помощью других непокорных сеньоров (3). Вероятно, он оставался пленником в графской тюрьме до самой своей смерти - как Тренкавель, или как Джордан де Кабарет в Тулузе (4), ибо, несмотря на своё обращение, он именуется файдитом, умирает в плену, и его семья тщетно заявляет о своих правах на его наследство (5).
Подобная "постановка" соответствует политическому расчёту, проводимому в жизнь Церковью и крестоносцами. Речь шла о том, чтобы используя феодальные связи, держать страну в руках (6). Симон де Монфор мог таким образом непосредственно управлять Сервианом от имени своего вассала, и преследовать еретиков, как ему было угодно".
(1) Pierre des Vaux-de-Cernay, Hystoria Albigensis, publié par Pascal Guébin et Ernest Lyon, Paris, 1926, pp. 22-23; Ch. Thouzellier, Catharisme et valdéisme en Languedoc à la fin du XIIe siècle et au début du XIIIe siècle, Paris, 1966, p. 195.
(2) Histoire générale de Languedoc, éd. Molinier, t. 8, col. 584.
(3) Ibid, t. 7, col. 367 - captus per vim apud Cervianum.
(4) Ibid.
(5) Ibid., col. 383; séquestre, 47-48; термин faydit или faidit означает непокорных, лишенных за это своего наследственного имущества.
(6) Понс д'Оларг, как представляется, был важным персонажем, владельцем обширных фьефов в Битерруа и Руэрге, и свидетелем нескольких хартий (id., 7, 12, 102). Восемнадцать сеньоров были, видимо, вассалами Эстевена де Сервиана; их имена вновь появляются, в обоих лагерях, во время королевского крестового похода и во время наступления Тренкавеля (Гильем ле Тезан, Имберт де Пюиссаликон, Гильём де Пузолль). Сервиан снова восстает в 1220 г. (id., t. 6, p. 535).
CAZENAVE (Annie), "La résistance cathare, de la défaite à l'exil", dans Histoire et clandestinité du Moyen-Age à la Première guerre mondiale, Colloque de Privas, mai 1977, p. 337-338.