Dec 11, 2014 12:30
Несколько месяцев назад мне удалось пройти так называемые курсы "повышения квалификации", а точнее, поучаствовать в курсах издательства "Астрель СПб" "Мастер текста".
Курс рассчитан в основном на тех, кто занимается или хочет заниматься сочинением историй, но большая часть советов, полученных там, хорошая применима и в больших жанрах журналистики - репортаже и интервью.
Уверен, что мастером текста я так и не стал, но некоторые советы коллегам стоит взять на заметку. Делюсь.
Жирным шрифтом выделены пункты, особенно подходящие под журналистику.
- Схема любого авантюрно-приключенческого романа строится по принципу: рассказ - > рассказ - >. Т.е. каждый эпизод - это в целом отдельный рассказ, в который герой заходит, что-то получает, уходит. Под «получает» может подразумеваться что угодно, от золота до удара кувалдой, но главное, чтобы это героя хотя бы немного, но меняло.
- Кстати, под рассказом понимается эпизод, который можно прочесть за один раз. Т.е. где-то 1-2 авторских листа.
- Традиционность не всегда полезна - привычная всем идея скучна. Традиционный герой - напротив, вызывает сопереживание, так как читателя хорошо с ним знаком.
- Текст должен цеплять с первой фразы. История - с первой сюжетной сцены. Сюжет же начинается с представления героя.
- Кстати, не нужно ждать, чтобы читатель начал скучать или задавать вопросы. «Ударь» его ситуацией сразу. Начинай текст не с предыстории - ты можешь ее написать, но после дойди до динамичной сцены, которая начинается сейчас. Вот с этого-то и начинается любое художественное произведение, которое цепляет.
- Не употребляй рядом слова, начинающиеся с одной буквы. Слово «начинающиеся» тоже можно вычеркнуть.
- Подумай о том, кто будет читать текст. На каком языке они говорят?
- Стоит избегать «очевидных эпитетов» - голубое небо, зеленая трава
- Фабула текста - это что случилось. Сюжет - как (особенно хорошо для репортажей).
- Сюжет - это последовательное изменение личностных взаимоотношений героев и их психологического состояния.
- Читатели любят линейные истории, происходящие максимум в двух временах.
- Имена и названия должны быть запоминающимися. Если имя или название простое, можно «привязать» к ним кличку или модификатор
журналистика,
репортажи,
Мастер текста