Отчет о велопоходе по Северному Уралу 30 июня - 4 июля 2009 г

Jul 31, 2009 12:16

Когда искал информацию перед походом, то не нашел отчетов с gps-треком или хотя бы подробной схемой маршрута, так что думаю данный отчет может пригодится тем, кто соберется в эти края. Разделять техническое описание маршрута и впечатления о походе было лень, поэтому написал все вместе.
  • Нитка Маршрута: Троицко-Печорск - Комсомольск-на-Печоре - Якша - Петрецово - Гадья - Верхняя Колва - Валай - Ныроб - Чердынь.
  • Общая протяженность: 407 км
  • Продолжительность: 4 суток
Трек на гуглокарте
Треки в формате gpx
Точки в формате ozi
Несколько фотографий (снимал очень мало, потому что часто шли дожди, а фотоаппарат не водостойкий). Идея похода
Планы проехать не велосипеде из Якши на Вишеру были у меня довно. Через Чердынь и Якшу проходил старинный купеческий путь - от Чердыни вверх по рекам Колве и Вишерке до Чусовского озера, по озеру, далее по рекам Березовке, Еловке, Вогулке. Оттуда шел волок (6 верст) до реки Волосницы, по ней шли вниз, далее вниз по Печоре. Зимой примерно по этому же маршруту товар возили лошадьми, на санях. Хотелось посмотреть на эти места, если будет время поискать в Якше старинные купеческие дома, если они еще сохранились. Из за нехватки времени это было отложено на далекое будущее, которое настало этим летом, когда я стал временно безработным. Ехать решил один. Хотелось иметь свободу в выборе точных сроков, да и желающие вряд ли бы нашлись - ехать из Москвы далеко, тайгу летом из-за обилия летающих вампиров мало кто любит. Варианты маршрута

Поскольку о качестве дорог было известно мало, а сроки были ограничены вторым походом, заранее предусмотрел варианты сокращения маршрута.

Маршрут по программе максимум: Троицко-Печорск - Комсомольск-на-Печоре - Якша - Валай - Вижай - Татарский мост - Вая - Золотанка - Северный Колчим - Красновишерск.
И два варианта как его сократить:
  1. Из Валая поехать в Ныроб, далее в Чердынь (самый коротки вариант).
  2. Из Ваи поехать в Мутиху, далее в Красновишерск.
Снаряжение

Велосипед Merida Matts TFS XC 300-V. Из запчастей брал только запасную камеру, набор заплаток и петух.

Палатку для уменьшения веса рюкзака решил не брать. Для ночевки использовал спальник, пленку ("спасательное одеяло"), и накомарник.
Заброска
Прямых поездов до Троицко-Печорска из Москвы нет, ехал с пересадкой на станции Микунь. Из Москвы на 42-м поезде (Москва - Воркута), далее из Микуни на поезде 656 (Сыктывкар - Троицко-Печорск). В Сыктывкарском поезде за провоз велосипеда с меня потребовали багажный билет, как за предмет больше 180 см по сумме измерений (обычно велосипед получается провести бесплатно). Поезд стоял на станции долго и я сходил в кассу, купил багажный билет. 1-й день пути

Поезд приходит в Троицко-Печорска днем, 12:30 MSD.

Подробных карт или спутниковых снимков на район Троицко-Печорска я не нашел, срисованная со спутника дорога на Комсомольск начиналась примерно в 10 км от Троицко-Печорска.

Как выяснилось ЖД станция находится не в городе, а в 10 километрах от него. Около станции есть всего несколько домов. Магазинов и других признаков цивилизации при беглом взгляде не заметил.

От ЖД станции шла одна бетонная дорога, по которой и поехал, она вышла на автотрассу Ухта - Троицко-Печорск, проехал по трассе 2.5 км в сторону города, затем свернул направо, в сторону Комсомольска-на-Печоре. В сам Троицко-Печорск заезжать не стал - до него нужно было ехать еще 5 км, а крюк в 10 км делать не хотелось (хотел купить газировки, чтобы были пластиковые бутылки). Первая часть дороги на Комсомольск - асфальтовая, машин мало (несколько в час).

Проехав два или три часа остановился пообедать в сосновом лесу недалеко от ручья.

Долее опять ускорился по асфальту - скоро он мог кончится. Так оно и случилось - в точке A_END (перед недостроенным мостом) асфальт кончается, дальше идет грейдер.

В 19:25 проехал Комсомольска-на-Печоре, после него есть мост с необычным сочетанием материалов - деревянные пролеты на бетонных опорах. Около моста было место пригодное для ночевки, но вставать рядом с поселком не хотелось и я поехал дальше. Дорога по прежнему не сильно разбитый грейдер. Долго не было никаких ручьев. Потом проезжал два или три ручейка но лес поблизости был малопригоден для стоянки (сырой, густой и скорее всего без сушин). Потом проехал еще один ручеек и метров через 300 еловый лес, немного сырой но пригодный для жизни, там и заночевал (точка S1).

Погода в начале пути была солнечная, потом набежали тучки и пару раз немного помочили дождиком, к вечеру опять выглянуло солнышко и дало просохнуть.

За день пройдено 109.9 км, средняя скорость 16,3 км/час.
2-й день

Утром был дождик, полежал немного в спальнике пока он стихнет, пока завтракал дождик опять заморосил. По сравнению с первым днем катилось значительно хуже. По влажному грейдеру едется тяжелее, чем по сухому.

Когда проезжал мимо Якши, шел дождь, который отбил желание заезжать в поселок и искать там достопримечательности. Даже на Печору не поглядел.

После Якши примерно через 5 км есть развилка, прямо уходит грейдер в непонятно куда (скорее всего заканчивается вырубками), налево сворачивает дорога на Курью по которой я и еду дальше. После развилки дорога становится заметно хуже - местами еще есть следы подсыпки, местами просто песок, где то грунт немного размытый дождями, но почти везде получается ехать. В месте где на старых картах нарисована деревня Хорошевка следов населенного пункта не видно, по крайней мере с дороги.

После моста через р. Волосница меня догнали местные на УАЗике. Они были немного удивлены, что по таким (не очень хорошим) дорогам можно ездить на велосипеде. Спросили откуда и куда еду, угостили стопкой водки (поскольку погода была сырая и холодная, я конечно не отказался). Рассказали, что начало Пермского тракта (дороги на Петрецово) сильно заболочено и есть дорога в обход по более сухому месту, но я так и не понял с их слов где эта развилка и решил ехать по треку забитому в GPS. Еще говорили, что есть вариант уйти в Петрецово по насыпи оставшейся от УЖД, но она тоже не была забита у меня в GPS (и не нарисована на бумажных картах).

Свернув с дороги на Курью на Пермский тракт пообедал в сосновом лесу. Ручейков поблизости не было, но зато была большая лужа с чистой дождевой водой. После обеда покатил дальше, через некоторое время была развилка, у меня в GPS была забита дорогу уходящее налево (срисовал с космоснимка) - по ней и поехал. А на право скорее всего уходила дорога в обход болота, но тогда это было совсем не очевидно. Примерная точка развилки - X1 (отметил уже дома, по спутниковому снимку). Вскоре после развилки дорога стала сильно заболоченной и ехать стало невозможно.

Вместе с болотом появилось громадное количество комаров. Их звон заглушал все, не было слышно ни пения птиц, ни шума слабого ветра. Такого количества комаров, как на Пермском тракте, я еще никогда в жизни не видел. Одел накомарник, но они каким то образом умудрялись проникать внутрь, как выяснилось позже в нем была небольшая дырка, прожженная угольком от костра. Плюс они легко прокусывали велоштаны, а репеллент в аэрозоле не брал, была только мазь, которую на штаны не намажешь. Через некоторое время посреди дороги появились молодые березки, в паре мест приходилось продираться через их заросли, но в целом можно было нормально идти.

В точке X2 справа примыкала колея со следами гусениц (скорее всего ездили на ГТСке) и шла дальше на юг по пермскому тракту, скорее всего это и был тот объезд, о котором говорил мужик на УАЗике. Прошелся немного по ней на запад, чтобы посмотреть куда они идет, но до поворота на север не дошел.

Ехать на велосипеде по ней тоже нельзя, но по крайней мере нет зарослей и можно спокойно идти и катить велосипед. Что сильно удивило - был виден след мотоцикла. Ехать по такой дороге на нем вряд ли бы смогли, скорее всего так же как и я катили его. Дорога по прежнему была большей частью заболочена, причем не только в ямках, но и высоких местах (верховые болота). Много глубоких луж, которые обходил по краю, таща велосипед по высокой болотной траве.

Время подходило к ужину, но если остановиться хотя бы на минуту, комары начинали кусать интенсивнее, чем при движении, поэтому я решил идти всю ночь, пока не выйду на нормальную дорогу, по которой можно ехать. К тому же подходящих для стоянки мест не было видно (кругом заболоченный лес), а немногочисленные участки сухого леса были далеко от ручьев.

Ночи на севере в это время светлые, фонарик не включал. Пару раз пытался ехать, но больше 100 метров проехать не получалось. В сухую погоду возможно получилось бы больше.

Насыпь УЖД я так и не заметил, хотя по идее должен был по пути пересечь её. Впрочем я по сторонам смотрел мало и не сильно хотел её найти, потому что надеялся что ближе к Петрецово эта дорога станет лучше.

Но дорога по которой можно ехать началась позже чем я ожидал - в точке X3, где Пермский тракт примыкает к дороге Петрецово - Тулпан. Вышел к этой развилке утром, к этому моменту уже несколько часов шел дождь. Дорогу Тулпан - Петрецово похожа на грейдер, но из за наличия глины в своем составе от дождей она размокла, и ехать получалось далеко не везде. В сухую погоду такая дорога была бы не хуже обычного грейдера.

Спать к утру еще не хотелось силы были и поначалу я планировал остановиться только вечером, но я промок, сильно замерз и решил развести костер чтобы согреться. Остановился примерно в паре километров после развилки (в 5 или 6 утра) в еловом лесу, где то около точки S2. Дождь шел без перерывов и я долго не мог развести костер (берез по близости не было, а еловые ветки были мокрыми от дождя), пришлось использовать для растопки планшет от компаса. Немного согрелся и залез в спальник, под пленку, переждать дождь, немного поспал.

Погода: до обеда пасмурно, временами дожди, после обеда пасмурно без дождей, вечером солнышко, во второй половине ночи слабый дождь, утром более сильный дождь.

За день и ночь пройдено 96.02 км, средняя скорость 6.3 км.
3-й день

Около 12 дня дождик кончился, вылез из под пленки. Ручьев поблизости не было, сварил макароны на остатках воды во фляжке. Пока готовил выглянуло солнышко. Натянул над костром веревку, немного посушил спальник (конечно добавил несколько дырок от угольков, но спальник уже не новый и его сухость для меня была важнее). Когда собирался сначала снял веревку с дерева и положил рядом, потом на что то отвлекся и в результате там её и забыл - 20 м веревки остались лежать под елкой :(

Поехал дальше - наконец то можно снова крутить педали, а не толкать железяку по болоту. Вскоре доехал до Колвы. На старых картах в этом месте обозначен паром, но в последние годы он не ходит. Найти достоверной информации о том как сейчас перебираться через Колву в этом месте я не нашел, поэтому готовился к худшему - плыть, а потом вытягивать велосипед на веревке (для этого и брал 20 м шнур). Но все оказалось гораздо лучше - вместо парома стоял понтонный мост, а заключенные делали на нем деревянный настил (судя по этому поставили его не весной, а только летом, не за долго до моего похода). На берегу Колвы помыл изнутри велотуфли, в которые набилось много грязи пока шел пешком, умылся.

После моста идет немного разбитый грейдер, но по сравнению с Пермским Трактом это просто отличная дорога :)

Проехал деревню Трактовая - беглым взглядом признаков жизни не обнаружено, хотя скорее всего еще недавно колония там работала.

Светило солнышко и я решил воспользоваться этим чтобы помыть велосипед и смазать цепь. Велосипед помыл у небольшого ручейка, а смазать решил позже, когда он подсохнет.

Деревня Гадья оправдала свое название и немного нагадила мне - в самом начале деревни грейдер сменился глиняной дорогой. Липкая глина тут же намоталась на колесо, забилась между задним колесом и багажником, пришлось останавливаться и вычищать глину, потом идти через деревню пешком. На краю деревни глина кончилась и начался грейдер. Цепь так и не успел смазать после того как помыл, а в Гадье она снова забилась грязью и надо было еще раз её где то мыть.

В поселке Верхняя Колва подъехал к отдыхающим пацанам, чтобы спросить как можно позвонить, они распросили откуда и куда я еду, рассказали что несколько лет назад тут проезжал фин на велосипеде с тележкой, только он ехал в другом направлении - в сторону Якши. Немного пообщались, один из пацанов дал свою карточку, чтобы позвонить с телефона автомата. Как ни странно, ребята оказались вполне дружелюбные на вид, несмотря на близкое соседство с уголовниками (как и большинство населенных пунктов в этом районе Верх. Колва это колония-поселение).

После Пермского тракта оценив время и силы решил ехать по самому короткому варианту (в переди был еще одни сложный участок), чтобы было время отдохнуть перед вторым походом, о чем и сообщил когда звонил домой.

На Выезде из Верхней Колвы встретил УАЗик едущий навстречу, наверно это первая машина после Пермского Тракта. Потом еще одна или две машины проехали навстречу и больше до Валая никого не видел.

Из Верхней Колвы в сторону Валая сначала идет хороший грейдер, прокатился по нему с ветерком - было тепло и комары тучами летали над лужами, но если ехать быстрее 10 км/час они могут только лететь сзади и не кусают. После Верхней Колвы коренного (хвойного) леса почти нет, в основном растет листва - ольха, береза, это говорит о том, что когда то почти весь лес здесь был вырублен. Поэтому место для ночевки начал искать относительно рано. К тому же на следующий день планировался перешеек, и надо было хорошо отдохнуть перед ним. Нашел кусочек хвойного леса на краю вырубки (точка S3), в 400 метрах от которого был ручей. От дороги до места нужно было круто подниматься в гору, сначала отнес в рюкзаке тяжелые вещи, потом затащил велосипед. Но места получше поблизости не ожидалось. Вечер был сухой, спокойно поужинал и лег спать.

Погода: после обеда и до вечера было солнечно.

За пол-дня пройдено 39.14 км, средняя скорость 9.1 км/час.
4-й день

Позавтракал, не успел далеко отъехать и начался дождик, сначала слабый, потом усилился. Пока был грейдер ехал относительно быстро и непромокаемый анорак одевать не стал, чтобы не вспотеть, а зря - промок и потом замерз.

В точке X4 грейдер кончился и начался участок дороги под названием перешеек - глиняная дорога с глубокими колеями, которая во время дождей превращается в липкую кашу. Прокатил велосипед несколько метров и колеса тут же заклинило набившейся глиной. Переложил все вещи из велорюкзака в заплечник, снял велорюкзак. Дождь усилился, надел анорак но было уже поздно - одежда под ним была уже влажной.

Выбил палкой глину, набившуюся между колесом и багажником, проехал еще несколько метров и колеса снова заклинило налипшей глиной. Попробовал велосипед не катить а тащить на себе - слишком тяжело. Обочины как таковой у дороги нет, пробовал немного катить по лесу, но это тоже не вариант - поваленные деревья, ямы, кусты. Была даже мысль оставить велосипед в лесу, идти пешком до Валая, оттуда искать машину в Ныроб. А за велосипедом вернуться через неделю или две в более сухую погоду. Но решение было неожиданно найдено - если катить велосипед по колее заполненной водой, то вода размягчает глину и она не клинит колесо. Дождь продолжал идти не переставая, по дороге побежали многочисленные ручейки - по колеям и без ник. Так дальше и катил велосипед - от ручейка к ручейку, от колеи к колее.

Дождь лил почти весь день, ненадолго переставая, но даже когда переставал, в воздухе оставалась мелкая водяная пыль. В итоге я стал замерзать. Хвойных лесов (а значит и дров) по краям по прежнему не наблюдалось и я решил идти без обеда (на твиксах). Перешеек шел почти весь день, в точке X5, где заканчивается перешеек был уже ближе к вечеру. Дальше в сторону Валая идет смесь очень старого грейдера и лежнёвки (бревна ничем не скреплены, просто вкопаны поперек дороги вплотную или с небольшим интервалом). Дорога сильно разбита, но тем не менее по ней можно ехать, хоть и не очень быстро.

Поскольку под дождем сравнительно сильно замерз, а заканчиваться дождь не собирался, была мысль где нибудь в Валае погреться, если приеду туда не слишком поздно. Но сильно на это не рассчитывал, поэтому когда дождь сделал паузу я переоделся - снял с верхней половины все сырое, надел все сухие вещи, которые мог одеть (две футболки, две поларки), сверху анорак. Скушал кусок колбасы. Не успел сложить вещи в рюкзак как дождик пошел снова. В сухих вещах ехать стало гораздо веселее, но они медленно намокали от пота, который конденсировался на анораке и воды которая стекала по лицу и рукам.

В точке X6 начался шикарный грейдер. Хорошая отсыпка, стоят дорожные знаки - по всей видимости дорогу капитально отремонтировали год или два назад. По такому грейдеру ехать не намного хуже, чем по асфальту, ямок еще сравнительно мало.

В Валае был в 10 часов вечера (по Пермскому времени). На улицах - ни души. Свет из окон мало где виден. Видимо народ тут спать ложится рано. Решил не искать счастья в этом поселке и ехать дальше.

Через пару километров после Валая новенький грейдер кончился. И дальше до Ныроба шел разбитый грейдер - катить по нему нормально, но на спусках приходилось притормаживать, чтобы велосипед не развалился на ямках (хотя эта дорога значительно лучше чем участок X5 - X6).

Дождь по прежнему шел, лезть в мокрый лес для ночевки совсем не хотелось (а сосновых боров не наблюдалось - в основном около дороги росла листва, выросшая на месте вырубок, но местами попадался и еловый лес) и я решил устроить вторую ночевку - ехать всю ночь, тем более что впереди была дорога по которой можно ехать, и по моим прикидкам до Чердыни было немного - около 100 км (реально получилось больше).

В эту ночь уже было значительно темнее чем на Пермском Тракте - то ли я так сильно к югу переместился, то ли за два дня так сильно день сократился, но ехать пришлось уже с фонариком.

К утру был в Ныробе, там начался долгожданный асфальт, по которому можно ехать так быстро, как сможешь, не нажимая тормоза на каждом спуске.

Остановился у первой автобусной остановки с навесом (чтоб не мокнуть лишний раз под дождиком), посидел там, скушал немного пеммикана. Достал по ближе остатки твиксов и мюслей в батончиках, чтобы подпитываться походу движения.

Усталось давала о себе знать, и ехать было тяжело - до 20 км/ч разгонялся с трудом, средняя скорость была меньше 15, как будто бы и не асфальт. После Искора было относительно удобное место для стоянки, заехал посмотреть, был покусан комарами и решил ехать дальше.

Утром ехал в состоянии близком к засыпанию - тяжело было ехать ровно и временами немного вилял на ровном месте. Похожее состояние было на BikeAdventure утром. Нагрузка наверно тоже сопоставимая - на BA ломил в более высоком темпе, а в тут ехал уже не первый день и был немного уставшим к началу последнего рывка, дороги были значительно хуже и ехал с грузом.

Днем было холодно, один раз даже недолго шел снег, но сразу же таял на земле - лето все таки, июль месяц - самый жаркий в году.

К обеду был в Чердыни. Зашел на автостанцию узнать нет ли автобусов до Красновишерска, как и ожидалось таких нет. Можно доехать до отворота, а от него еще 36 км до Вишеры. Купил в магазине немного продуктов на случай если поеду дальше своим ходом, зашел в летнее кафе - там из горячего только чай, посидел, попил чая и решил, что нет большого смысла мучать себя и технику. Была бы погода сухой еще бы можно было прокатиться, но крутить педали под дождиком при +10 удовольствие сомнительное. Узнал сколько стоит такси до Вишеры и смогут ли они увести велосипед. Цена оказалось разумной, а велосипед уместился в легковушке (заднее сидение снималось и получалось общее с багажником пространство). На этом мой поход закончился.

Погода: с утра начался дождь, днем усилился, вечером сделал небольшую паузу и дальше шел то переставая то усиливаясь. На второй день временами тоже шли дожди, но пару раз выглядывало солнышко, хоть и не надолго.

За день, ночь, день пройдено 162.12 км, средняя скорость 8.9 км/час.
Выводы по маршруту. Рекомендации.

В целом маршрут мне понравился, но повторять его имеет смысл только в сухую погоду (за неделю до похода и во время).
Сложные участки:
  • Пермский тракт ≈40 км (участок пути Якша - Петрецово, точки X1-X3) - в сухую погоду скорее всего можно будет проехать хотя бы на 10%, но большей частью придется идти пешком в любую погоду. На участке X1 - X2 идти стоит не по моему треку, а обходя болото с запада.
  • Перешеек ≈20 км (участок дороги Верхняя Колва - Валай, точки X4-X5) - в сухую погоду можно проехать значительно больше половины (или даже почти целиком если хорошо просохнет), а в сырую почти весь нужно идти пешком.

Стоит так же учесть, что ранней весной и поздней осенью моста через Колву в Петрецово может не быть. А если колонию закроют (информацию о таких слухах я встречал в инете), то моста совсем не будет.
Оптимальное время для похода - июль (мне просто не повезло с погодой, обычно июль бывает более сухим). Еще можно попробовать сходить в начале зимы, пока мало снега, но заболоченные дороги уже промерзли, хотя в это время могут уже вытащить на берег понтонный мост в Петрецово. Выводы, которые я сделал для себя после этого похода
  • Летом в тайгу надо обязательно брать репеллент в виде аэрозоля.
  • Для полноценного отдыха в многодневном походе по тайге нужна палатка. В спальнике под пленкой нормально можно ночевать только если нет ни комаров ни дождей. И то и другое можно одину-две ночи потерпеть в ПВД или на гонке, но для более продолжительного похода лучше не жертвовать комфортом. Впрочем вес палатки оправдан только если идти вдвоем или втроем, тащить двухместную палатку на одного это небольшой перегруз, а легких и удобных (где можно сидеть внутри) одноместных я не видел в продаже.
  • Велотуфли Merida Trekking Sport имеют слишком жесткую подошву и не подходят для походов с большими пешеходными участками - в них отбил и смозолил заднюю часть пяток. У Pearl Izumi X-Alp Seek подошва должна быть более гибкая, но в Москве их найти не смог.
  • В районы, где удобное место для стоянки и вода бывают далеко друг от друга, нужно брать пластиковые бутылки, чтобы вечером набрать воду в ручье (2 л/чел), а потом уже ехать до места, удобного для ночевки (с дровами и сухой площадкой под палатку).

велосипед, отчет, туризм

Previous post Next post
Up