Оригинал взят у
chispa1707 в
Размеры управляемой территорииСмотрим карты и видим сопоставимость размеров графств, княжеств и шамхальств 19 века.
Почему? А потому что автомобиля еще нет; самое быстрое, что есть, - бричка с парой лошадей.
Если будет больше, то граф, скорее всего, этот излишек продаст или обменяет, - потому что рулить неудобно.
Да, их можно объединить под одним престолом, но внизу будет именно этот размерчик.
Более того, вплоть до середины 19 века это все - маленькие государства. И это - не отсебятина.
Вплоть до середины 19 века в Австрии, Германии и России суд и полиция на местах вотчинные.
95 % населения на местах - крестьяне, не присягающие ни царю, ни императору.
Это - целиком замкнутый кластер, в котором:
- ВСЕ внутренние проблемы решаются лично князем;
- ВСЕ внешние сношения идут через лично князя.
И что тогда есть империя?
Проблема такого княжества - изолированность; ни соли, не металла здесь нет.
Поэтому империя это система, следящая за непрерывностью, эквивалентностью и ростом обменов между кластерами.
Войны, переделы - вторичны, и проистекают как раз из задачи непрерывности, эквивалентности и роста обменов.
Напомню, что "империя" происходит от "эмпория" - склад ништяков, защищенный крепостью и гарнизоном.
Империя это сеть эмпорий, наброшенная поверх сотен самостоятельных кластеров-княжеств.
Государством империя станет лишь тогда, когда сунет нос в дела на местах, и это - середина 19 века.
***
Закономерен вопрос, А КОГДА наступит пора сунуть нос в дела на местах?
А тогда, когда экстенсивные методы роста будут исчерпаны и начнут уступать место интенсивным.
Если короче, то когда территориально мир будет, в основном, поделен, и наступит пора первых машин.
Когда встанет вопрос об эффективности, об отдаче от каждого кластера...
Любопытно, что так оно и есть, - даже с позиций традистории.