Оригинал взят у
osolntseva в
Первый час жизни ребенкаОригинал взят у
osolntseva в
Первый час жизни ребенкаПервый час жизни ребенка.
Автор: Цареградская Жанна Владимировна
Оригинал статьи опубликован на сайте Центра «Рожана»:
http://www.rojana.ru/pervyj-chas-zhizni-rebenka.htmlРазмещение статьи на сайте ХорошиеРодители.рф согласовано с Центром «Рожана».
Явление импринтинга
Стадии импринтинга
Последовый период
Что же можно посоветовать родителям, которые находятся в стандартных условиях российского роддома?
Описывая естественный ход родов мы остановились на рождении ребенка и ничего не сказали о том, что происходит сразу после этого. Дело в том, что с первой минуты последового периода родов начинается очень важный этап и для матери и для младенца. Своевременный и правильно проведенный первый контакт матери и ребенка после родов предопределяет их отношение друг к другу. Для матери этот контакт важен, поскольку от него зависит пробуждение ее материнского инстинкта. Для новорожденного этот критический период определяет его способность любить и испытывать привязанность вообще.
Явление импринтинга.
Как известно, человек принадлежит к числу незрелорождающихся, причем достаточно давно была установлена морфологическая и функциональная незрелость многих его систем при рождении, в том числе центральной нервной системы. В связи с этим в течение длительного времени существовало убеждение, что новорожденный ребенок не способен к познавательным процессам, и исследования поведенческих реакций новорожденных детей были весьма немногочисленны. Своеобразным толчком в развитии этого направления послужили наблюдения за животными и, в частности, работы Конрада Лоренца, выдвинувшего в 1935 году теорию импринтинга - запечатления в памяти новорожденного отличительных черт воздействующих на него жизненно важных стимулов, в том числе и матери. Одним из важнейших результатов импринтинга является формирование долговременной связи с родителями, то есть запоминание объекта и формирование стойкой привязанности к нему, причем происходит это в строго определенный период, названный критическим или сенситивным.
Для новорожденного таким критическим периодом, или периодом запечатления, является первый час жизни. Именно в это время, а далее в течение первых суток жизни, он запечатляет мать, что впоследствии служит основой для формирования по отношению к ней устойчивой привязанности. Этот период важен также и для матери, поскольку именно в этот период у нее тоже происходит запечатление своего ребенка, что служит толчком для пробуждения ее материнского инстинкта и формирования привязанности к новорожденному. Именно поэтому зрение новорожденного настроено таким образом, что он ясно видит предметы на расстоянии 20-25 см и выделяет лица. Лицо матери при кормлении грудью находится именно на таком расстоянии от глаз младенца. Таким образом, импринтинг является неотъемлемой частью родового процесса и жизненно необходимым условием для реализации успешного материнства, формирования взаимной привязанности матери и ребенка, а также для формирования у новорожденного благоприятного впечатления об окружающем мире. Являясь, по сути своей первым актом коммуникации, т.е. взаимодействия между матерью и ребенком, импринтинг определяет, насколько успешным будет такая коммуникация в будущем. Нормальный запуск процессов, обеспечивающих импринтинга, таким образом, является гарантом положительного результата дальнейшего воспитания ребенка.
Стадии импринтинга.
Как любой процесс, регулируемый нервной и эндокринной системой, импринтинг у человека состоит из ряда поведенческих актов, которые происходят в строго определенной последовательности. При естественных родах гормональный баланс женщины к рождению ребенка достигает такого состояния, что все необходимые стадии включаются автоматически. Так как ребенок получает последнюю порцию материнских гормонов в момент рождения, именно они определяют то, что он будет делать сразу после родов. Если же гормональный баланс был нарушен, то соответствующих действий не совершает ни мама, ни ее малыш. Отсутствие какой-либо стадии приводит к тому, что следующая просто не наступает. Причем, зная, что нужно делать, можно осознанно произвести соответствующие действия, но импринтинга при этом не происходит! Поэтому наблюдая за тем, как ведут себя мама и малыш сразу после родов, можно судить о том, насколько естественными были сами роды.
Если все происходит естественным образом, то импринтинг у человека можно разделить на 2 больших этапа. Первый этап - первичный импринтинг, происходит в течение первого часа-двух после рождения. Из них первые 30-40 минут приходятся на последовый период родов. Второй этап - вторичный импринтинг наступает только в случае, если первичный состоялся и продолжается в течение первых суток после рождения.
На стадии первичного импринтинга происходит несколько очень важных моментов, ни один из которых нельзя игнорировать. Наверное, все слышали, о том, как важен первый час жизни ребенка. Однако мало кто знает, что 1 час - это тот компромисс, на который согласилась официальная медицинская наука в условиях клинических родов. Первичный импринтинг длится гораздо дольше 1 часа, и условно может быть разделен на 4 фазы:
- релаксация (первые 15-25 минут после рождения);
- пробуждение;
- активная фаза (через 15-40 минут после рождения);
- отдых и сон (через 2-3 часа).
Рассмотрим ключевые моменты каждой фазы.
Первичный импринтинг
Период релаксации
Первые минуты после родов - это период релаксации новорожденного, необходимый для восстановления его сил после напряжения во время рождения. Совершив первый крик, новорожденный, соединенный с матерью пуповиной, тихо лежит у нее в ногах и, прислушиваясь к новым ощущениям, отдыхает. В это время он обычно откашливается, чихает и сопит, освобождая дыхательные пути от слизи и привыкая к новому способу дыхания. Мама помогает ему это делать, ощупывая и оглаживая его. За это время он должен восстановить свой кровоток, который изменялся в момент прохождения по родовым путям. Часть крови ребенка по сосудам пуповины была вытеснена в плаценту, сразу после рождения эта кровь поступает к младенцу обратно, поэтому изменяется цвет его кожных покровов. Материнские поглаживания не только помогают восстановлению кровотока у младенца, но и стимулируют его дыхательные движения.
Первый контакт «кожа к коже». Первым телесным контактом матери и ребенка, которое называют контактом «кожа к коже», является ощупывание новорожденного. Женщина поглаживает спинку, ножки и ручки малыша, гладит его влажную головку, перебирает пальчики рук и ног. Минуты первого телесного контакта матери и ребенка трудно переоценить. В мире млекопитающих он является вручением вверительных грамот и выражается в облизывании матерью своего детеныша или его ощупывании. Таким образом, мать признает свое дитя, а дитя - свою мать.
Для человека смысл первого контакта «кожа к коже» не утратил своей актуальности. Для новорожденного он является сигналом «я в безопасности», а для матери это сигнал о том, что ребенок жив и его надо кормить. Этот импульс стимулирует у женщины выделение гормонов, в частности, окситоцина и пролактина, которые стимулируют эмоциональную связь между матерью и ребенком, поэтому их называют гормонами связи. Кроме этого окситоцин и пролактин стимулируют лактацию. Благодаря их действию у женщины запускается материнский инстинкт, что позволяет ей лучше понимать ребенка и удовлетворять его потребности.
Пробуждение. Поисковый рефлекс
Спустя 15-25 минут после рождения новорожденный начинает совершать телодвижения: поворачивает голову, делает движения руками и ногами. Затем он начинает ползти, сопровождая свои движения криком. Совершив несколько движений, новорожденный отдыхает. Именно в этот момент он начинает проявлять поисковый рефлекс - рефлекс поиска груди. Поисковая активность новорожденного проявляется в том, что он начинает открывать рот, сжимает и разжимает ладони. При этом он может найти свой кулак и начать его сосать. Важно, чтобы мать помогла ребенку добраться до нее, а не взирала на его попытки с видом исследователя и взяла его на
Активная фаза
Сегодня считается очень важным, чтобы ребенок нашел и взял грудь в момент проявления поискового рефлекса. Во многих родильных домах стран Европы и Америки здорового новорожденного не уносят от матери до тех пор, пока он не проявит поисковую активность и не начнет сосать грудь. Как же это происходит в естественных родах?
Зрительный контакт. В механизме проявления поискового рефлекса немаловажен момент, когда малыш пытается установить связь с глазами матери (бондинг). «Момент установления зрительной связи очень важен для новорожденного ребенка. Если этого не происходит, ребенок подрастает не овладев способностью смотреть прямо в глаза другому, не отводя взгляда - при таком обмене взглядами он всегда будет испытывать дискомфорт и неловкость. Необходимой терапией для тех, кто не пережил этого эффекта связи при рождении, является разыгрывание ситуации рождения (ребефинг) и установления такой связи». [Джеоф Грэхэм, «Как стать родителем самому себе», 1993]
После того как малыш оказался на руках у матери, он пытается установить с ней зрительный контакт: он смотрит на грудь и на лицо матери, пытаясь сосредоточить взгляд на ее глазах.
Первое прикладывание к груди. Это естественное действие имеет огромное значение, как для младенца, так и для матери - оно дает устойчивую лактацию. Именно с началом сосания в головной мозг женщины поступает сигнал о необходимости в кормлении ребенка, благодаря чему усиливается продукция гормонов окситоцина и пролактина, стимулирующих лактацию. Ребенок же запоминает, что и как здесь нужно сосать.
Следующим этапом поискового рефлекса является этап «у груди». Находясь под грудью матери новорожденный широко открывает рот, лижет сосок, сосет свои руки, пальцы и «клюет» головой. Мама помогает ему, выдавив каплю молозива и раздражая нижнюю губку ребенка своим соском. В ответ на это малыш широко раскрывает рот и высовывает язык, размещая его так, что сосок оказывается глубоко во рту, правда на это ему может понадобится довольно много времени. Мать вкладывает грудь в рот ребенку неоднократно, потому что сначала малыш ее легко теряет. Активность матери в этот момент важна не менее, чем активность ребенка. Когда у наших предков еще работал естественный отбор, он шел преимущественно в направлении грамотного и последовательного материнского поведения. У человеческого детеныша, таким образом отсутствует инстинктивное правильное захватывание груди, потому что выживание зависело от того, насколько грамотно это делает мама. Ребенок рассчитан на то, что мама сама вставит грудь ему в рот. И это один из важных моментов импринтинга. Ребенок запоминает, как правильно держать грудь!
Примерно с 3-8 попытки новорожденному удается захватить грудь правильно, после чего он и начинает сосать грудь сильными потягиваниями, периодически ненадолго останавливаясь. Вскоре он начинает с силой сжимать грудь деснами и выдавливать молозиво. Ребенок сам определяет, сколько ему необходимо времени, чтобы все получилось, поэтому не следует ему мешать и торопить его. Обычно он сосет не менее 30 минут одну грудь и после этого выпускает ее. Теперь его необходимо переложить к другой груди, которую он тоже будет долго сосать. Когда малыш справится со своей задачей, он бросает грудь и засыпает.
Отдых и сон
После того как малыш проявил поисковую активность, взял материнскую грудь и получил первые капли молозива, он засыпает. Это происходит примерно через 2-3 часа после родов. Как правило, к этому моменту женщина тоже испытывает непреодолимое желание расслабиться и заснуть.
Вторичный импринтинг
Через 1.5-2 часа послеродового сна мать и младенец просыпаются. Новорожденный начинает снова искать грудь и мама снова помогает ему правильно приложиться. Такая последовательность событий продолжается весь день. Мама и ребенок просыпаются, малыш ищет грудь и мать помогает ему ее взять. У них это начинает получаться все лучше и лучше. Все время пока ребенок учится захватывать грудь, он периодически ищет глазами мать, а мать, в свою очередь, постоянно смотрит на младенца. Вторичный импринтинг помогает младенцу закрепить образ матери, запомнить правильное положение у груди и способ прикладывания к ней. С другой стороны мать обучается правильно и ловко подавать ребенку грудь и у нее тоже закрепляется образ младенца. Вторичный импринтинг завершает все стадии импринтинга и помогает матери и ребенку запомнить друг друга и наладить полноценное кормление грудью.
Теперь, зная последовательность стадий импринтинга у человека, вернемся к описанию естественного хода родов.
Последовый период.
С рождением ребенка заканчивается период изгнания и начинается последовый период. В это время у женщины болевые ощущения отсутствуют, и она испытывает облегчение и блаженство.
После рождения ребенка женщина задает вопросы о том, жив ли малыш и в каком он состоянии. Обычно ее не интересует, какого пола младенец, этим она заинтересуется попозже, а пока ей важно только, чтобы он хорошо себя чувствовал. Как правило, сразу после родов женщина садится на ягодицы там же, где она рожала. Малыш еще на пуповине лежит между ее ног, а она гладит его по спинке, осматривает и ощупывает его со всех сторон, говоря при этом в адрес новорожденного ласковые слова. Тут она и обнаруживает, какого пола младенец, но может и забыть это сделать, если ей не напомнить. На лице матери отражается счастье и умиление, иногда слезы накатываются ей на глаза от переполнения чувствами.
Малыш лежит в безопасной позе на животе, а его голова повернута на бок. Это положение максимально безопасно для новорожденного, поскольку, таким образом под воздействием силы тяжести обеспечивается выход слизи и околоплодных вод из его носоглотки.
И для мамы и для младенца очень важно, чтобы процесс ощупывания ребенка длился достаточно долго, не менее 15 минут! Для мамы это необходимо, чтобы успел повыситься уровень соответствующих гормонов для включения материнского инстинкта. Для малыша, это необходимо для того, чтобы все время, пока он приспосабливается к новому типу дыхания, он лежал в безопасной позе, а мама поглаживанием стимулировала его дыхательные движения. Кроме того, под воздействием материнского поглаживания у ребенка восстанавливается кровоток и он розовеет. Для того чтобы это произошло, необходимы не только материнские поглаживания, но и нахождение ребенка ниже уровня плаценты, которая пока еще находится в животе у матери. По пуповине из плаценты к младенцу перетекает кровь, что видно по пульсации пуповины. Когда ток крови закончится, пульсация прекратится и пуповина приобретет белый цвет. Это происходит примерно через 10-15 минут после рождения ребенка.
Если мама поторопиться взять ребенка на руки, она, прежде всего, прекратит поступление крови из плаценты к ребенку, и эта часть его собственной крови будет для него потеряна - она просто вытечет при пересечении пуповины! Кроме того, ощупывая ребенка на руках и ощупывая ребенка, лежащего перед ней мама совершает совершенно разные движения. Ощупывание ребенка, находящегося на руках у матери только поддерживает уже имеющийся уровень гормонов, а не стимулирует новый, поэтому гормонов может не хватить для запуска материнского инстинкта. Дыхание ребенка, тоже может пострадать, потому что при слишком ранней перемене положения тела ребенка, он не успевает отплеваться и отдышаться, а массирующие материнские руки уже не помогают ему поддерживать дыхание.
Наиболее абсурдным в этой ситуации является совет положить ребенка маме на живот. Это очень удобная рекомендация для клинических родов, позволяющая вроде бы удовлетворить желание родителей чего-то там включить. Но к импринтингу это не имеет никакого отношения, т.к. в этой ситуации его включение не происходит! Эволюция человека не предусмотрела такой нелепой позы, иначе бы потрудилась хотя бы поместить в плаценту какой-нибудь насос, который бы гнал кровь против силы тяжести.
Контакт матери и ребенка сразу после родов стимулируют женскую гормональную секрецию, которая вызывает схватки и последующее спонтанное отделение и изгнание плаценты. Изгнанию плаценты способствует положение сидя (на корточках, на коленях). Когда пуповина побелела, это означает, что плацента выполнила свою функцию и начала отслаиваться. В этот момент женщина может испытывать тупую боль. Она снова начинает становиться безучастной, погружается в себя, у нее постепенно пропадает интерес к новорожденному, и она стремится отложить его, отделить от себя. Это самое подходящее время для пересечения пуповины, что и следует сделать. Если пересечь пуповину раньше, то ребенок просто недополучит своей собственной крови!
После пересечения пуповины мать отодвигает младенца на безопасное расстояние и рожает послед, привстав на корточки или устроившись лежа. Обычно в естественных родах это происходит не позднее, чем через 30 минут. Рождение последа происходит на потуге, после чего считается, что собственно роды закончились. Однако процесс импринтинга продолжается, поэтому роды не завершены, пока не завершен первичный импринтинг.
После рождения последа, женщина просит, чтобы ей помогли взять малыша к себе на грудь или берет его на руки самостоятельно. Вот теперь она стремиться лечь, чтобы удобно устроится вместе с малышом. Только после этого происходит зрительный контакт с матерью, возобновляется телесный контакт и ребенок прикладывается к груди. Мы уже подробно рассмотрели, как это происходит, хочу только еще раз повторить, что для запоминания того, что и как нужно сосать, недостаточно короткого 10-15 минутного сосания! Ребенок, приложенный к груди после проявления им поискового поведения, никогда не сосет так мало! Обычно время сосания одной груди составляет от 40 минут до 1 часа, затем ребенок прикладывается к другой груди на тот же промежуток времени. Только после длительного успешного сосания можно считать, что первое прикладывание к груди состоялось.
В норме естественные роды обязательно заканчиваются послеродовым совместным сном матери и младенца, который продолжается около 1.5 -2 часов. Вот теперь, можно сказать, что роды уже завершились.
Описанное выше естественное поведение современные женщины не могут реализовать в условиях родильного дома. Между тем, именно благодаря естественному поведению, а не различным медицинским манипуляциям, мать и ребенок налаживают контакт друг с другом. Знание процессов, которые происходят в первый час и в первые сутки после рождения, позволяют если не восстановить полностью природную схему, то хотя бы приблизится к ней настолько насколько это возможно.
Что же можно посоветовать родителям, которые находятся в стандартных условиях российского роддома?
Куда положить ребенка?
На протяжении десятков лет в классическом акушерстве было принято принимать ребенка в лоток, который находился между ног женщины на специальной подставочке, ниже уровня ее тела. Выкладывание ребенка на живот матери непосредственно после рождения достаточное недавнее изобретение, еще 10 лет назад в России так практически не делали. В качестве временной переходной меры, наряду с другими действиями, приводящими к гуманизации родовспоможения, такие действия безусловно были предпочтительнее немедленного разлучения с мамой. Однако, это ни коим образом не способствует ни импринтингу малыша, ни первому контакту мамы с ребенком!
Для того чтобы мама запечатлела ребенка, она должна его увидеть из положения «сверху», направив взгляд вниз. Справедливость этого вывода ученых можно легко проверить, если сравнить свои впечатления от рассматривания предметов из разных положений. Поэтому уместнее не выкладывать ребенка после рождения к маме на живот, а просто позволив маме присесть и погладить лежащего внизу ребенка.
Сколько он должен там лежать?
И для мамы и для младенца очень важно, чтобы процесс ощупывания ребенка длился достаточно долго, не менее 15 минут!
Когда пересекать пуповину?
Когда ток крови закончится, пульсация прекратится и пуповина приобретет белый цвет. Это происходит примерно через 10-15 минут после рождения ребенка. После этого пуповину можно и пересечь, т.к. она уже не нужна.
Когда проводить медицинские манипуляции с ребенком?
Если ребенок будет лежать 10-15 минут, то часть необходимых манипуляций можно будет провести одновременно с тем, как мама поглаживает ребенка (например, отсосать слизь или прослушать сердцебиение). Другие манипуляции, например взвешивание, можно сделать в то время как мама будет рожать плаценту и ее будут осматривать. При обычных родах в хорошо оснащенной клинике, рождение плаценты послеродовый осмотр и даже наложение швов редко занимает более 10 минут. С одной стороны, это достаточно короткий период, за который ребенок, как правило, только-только успевает отдохнуть и не успеет заметить, что был разлучен с мамой. С другой стороны, этого времени вполне хватит детскому врачу, чтобы осмотреть ребенка.
Когда прикладывать ребенка к груди?
Это имеет смысл делать только после появления поискового рефлекса. Скорее всего он проявится после окончания всех манипуляций с мамой и с ребенком, то есть не ранее чем через 20-30 минут после рождения. Лучше, если в этот момент маму уже переместят с родильного кресла на кровать, чтобы она могла удобно устроится вместе с малышом. Только после этого сможет произойти зрительный контакт с матерью, возобновится телесный контакт и ребенок сможет приложится к груди на достаточно долгий срок.
Можно ли откладывать ребенка от мамы в первые сутки?
Если все моменты первичного импринтинга соблюдены и ребенок был приложен к груди на достаточно долгий срок, у него обязательно наступит послеродовый сон. Неопытной маме на неудобной кровати будет неловко засыпать вместе с ребенком, поэтому, если ей это нужно, ребенка можно отложить в специальную кроватку. Необходимо только позаботиться о том, чтобы ребенок находился на расстоянии вытянутой руки мамы, чтобы она всегда могла его взять и возобновить контакт. Для вторичного импринтинга достаточно чтобы мама просто находилась рядом и повторяла все свои действия в ответ на беспокойство ребенка. Так ребенок приложится к груди еще несколько раз и они с мамой окончательно запомнят друг друга.
Таким образом, даже в условиях родильного дома можно воспользоваться современными знаниями о естественных родах и помочь сориентироваться и маме и ребенку. Своевременный и правильно проведенный первый контакт матери и ребенка после родов предопределяет их отношение друг к другу. Именно здесь, в сохранении естественной схемы поведения матери и ребенка после родов лежит начало материнской любви и уверенность ребенка в своей матери. А это чрезвычайно важно для развития и воспитания полноценного человека.
Автор - психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская
Статья с сайта Детенок