A Boy Made of Blocks
Keith Stuart
Это издательская сенсация 2017 года - неотразимая, вдохновляющая и душещипательная повесть. Бестселлер №1 автора Кита Стюарта «Мальчик из кубиков» рассказывает о восьмилетнем мальчике с аутизмом, который преодолевает свою неспособность общаться с отцом очень необычным способом.
ссылка
http://nest.moscow/family/relations/143-inspiration/852-book История смешная, грустная и невыносимо трогательная одновременно. Книжный клуб Ричард и Джуди описывает ее как «теплую, мягкую и крайне увлекательную», в то время, как другие обозреватели отзывались о ней в равной степени хвалебно.
Но, что может стать сюрпризом для поклонников этой книги, так это то, что за основу повести автор взял историю своего собственного сына Зака и удивительную борьбу его семьи с аутизмом. Их история такая же трогательная, как и повесть.
Кит и его жена Мораг, оба 45-ти лет, впервые обратили внимание на ограниченный словарный запас Зака, когда он был еще малышом, но они решили, что он еще нагонит сверстников. С возрастом, однако, трудности Зака усугубились.
«Несмотря на то, что он очень умный, его ограниченный словарный запас и склонность путать буквы расстраивали его и приводили к неспособности выразить свои чувства. Он швырял вещи или бил нас. Если мы одевали на него куртку, он снимал ее и швырял. Он понимал, что мы ему говорим, но его способность ответить была очень ограничена. Когда он хотел нам рассказать, как прошел его день в школе, он просто не мог подобрать слова. Мы пытались угадать, но после двух или трех неудачных попыток он срывался. Это очень нас расстраивало.
Также у него была большая проблема со сном. Нам удавалось поспать два или три часа за ночь, а потом приходило ужасное утро, когда нужно было поднимать его в школу. Мне приходилось нести его туда на руках. Это просто разрывало мое сердце.»
Как и многие родители маленьких детей, Кит, редактор колонки о видео играх в национальной газете, начал замечать инстинктивную способность его сына разбираться с новейшими технологиями.
«Если вы ему показывали iPad, он сразу же мог разобраться, как с ним работать. Я показал ему простые игры на PlayStation, и они его очень заинтересовали», - говорит он.
Но именно прототипная версия новой умной компьютерной игры захватила воображение Зака.
Вскоре после того, как Заку был поставлен диагноз, Киту прислали демонстрационную игру для Xbox 360 под названием Майнкрафт.
С тех пор она стала всемирной сенсацией, собрав более 100 миллионов зарегистрированных игроков. Используемая в школах по всему миру, игра помогает детям изучать физику, архитектуру и даже английский язык.
Участники строят дома и замки из кубиков, отсюда и название книги Кита.
Игрокам предоставлена обширная естественная среда, где они могут сажать растения, копать шахты и искать спрятанные сокровища.
Успокаивающая фортепианная музыка, используемая в игре, также, по всей видимости, оказывала успокаивающий эффект на сына Кита. «У меня был подозрение, что ему нравилась эта игра потому, что тебе не говорят, что делать, ты может делать все, что захочешь», - говорит Кит.
«Игра предсказуема, в отличие от реального мира, где правила меняются каждую минуту. Как только я включил и показал игру Заку и показал, что делать, он ушел в нее с головой. Он отлично понял игру. Он создавал интересные здания и выражал себя.»
Зак играл в игру со своим папой и младшим братом Алби, которому сейчас девять лет. Это помогло ему общаться с ними так, как раньше им никогда не удавалось: они обсуждали проекты в мире Майнкрафт.
Кит говорит: «Это почти как домик на дереве для нас, куда мы можем уйти и побыть вместе, поболтать - все это в очень контролируемой, логичной среде и Зак очень четко понимает этот мир. Это среда, где он может общаться с нами без необходимости читать язык нашего тела, выражения лиц и без зрительного контакта. Это убирает сложности, которых мы не замечаем.
Также в Майнкрафте можно сохранять миры. Для нас пойти в дом, который мы построили в Майнкрафте, это как еще раз посетить здание Национального Исторического Фонда или что-то в этом роде. Мы создаем воспоминания вместе.
Это также помогло ему расширить словарный запас. Он должен был объяснить все своему брату, поэтому ему пришлось выучить все слова для таких вещей, как железная руда, дерево и сталь.
Был такой период в нашей жизни, когда Заку было трудно объяснить, что он хотел, например, бутерброд с ореховым маслом, но он мог использовать такие слова как «обсидиан», минерал используемый в Майнкрафте.»
Вскоре стало понятно, что Майнкрафт подарил Заку вдохновение, что сделало его гораздо более коммуникабельным. Кит добавляет: «Мы пришли к такому моменту, когда каждый раз, когда он приходил из школы, он начинал со слов «в Майнкрафте…», а потом он рассказывал нам все, что делал в этот день. Это было ново для нас, потому что раньше он нам только отвечал «да» и «нет».
И вдруг мы не могли уговорить его помолчать. Это был поворотный момент.
«Это научило его, что он может принимать участие в семейных обсуждениях - до тех пор, пока мы рады говорить о компьютерной игре.»
Кит уверен, что, дав Заку выход его воображению, Майнкрафт так же укрепил его уверенность в себе. «Майнкрафт стал для нас просто спасением. Зак никогда не был достаточно терпелив, чтобы рисовать или разукрашивать картинки, поэтому мы никогда не знали об этой стороне его индивидуальности. Но Майнкрафт позволил ему строить вещи и выражать себя и это было очень увлекательно.
«Я мог пойти в его мир, и он мог мне его показать. Словно он мог пригласить меня в свой творческий разум. Существует стереотип, что люди с расстройством аутистического спектра словно бесчувственные машины, и это очень несправедливо. Зак очень чуткий.»
Заку, сейчас 11, ходит в обычную школу, и дела идут не так уж гладко. Чтобы помочь ему понимать мир вокруг него, его родители придерживаются строгого графика в выходные дни и на каникулах.
«В выходные дни моя жена рисует визуальный график», - говорит Кит, - «Она рисует картинку завтрака, потом может идти картинка сельской местности, если мы планируем прогулку. Если мы вдруг хоть немного отклоняемся от плана, он нам напоминает об этом.»
Несколько часов в неделю Зак проводит, играя в Майнкрафт у себя дома в Фроме, провинции Сомерсет.
Он бы с удовольствием играл больше, но его родители установили ему лимит, потому что исследования показали, что излишнее использование компьютерных игр среди детей с аутизмом может привести к усугублению проблем в поведении.
Кит набросал статью в газету об их интересном открытии. После этого с ним связалось издательство с предложением написать вымышленную историю его собственной жизни.
Сначала он не хотел этого делать, но, в итоге, согласился. В центре его повести отец по имени Алекс, который очень любит своего сына-аутиста Сэма, но не понимает его.
«Мальчик из кубиков» стал бестселлером и продается в 25 странах.
Кит получил множество писем от других родителей детей с аутизмом, они попробовали играть со своими детьми в Майнкрафт и результаты их просто потрясли.
«Я обнаружил, что Зак далеко не единственный - множество детей с аутизмом обожают видео игры», - говорит он.
«Я думаю игры дают им ту форму взаимодействия и творческого исследования, которая, почти случайно, очень тонко настроена на то, как многие люди с РАС видят этот мир.»
Сейчас существуют серверы Майнкрафт специально для людей с аутизмом, где люди могут играть друг с другом онлайн.
Кит говорит, что он хотел, чтобы родители поняли, что видеоигры могут помочь их детям.
«Я хотел показать игры как позитивную и креативную вещь, - говорит он. - Они позволяют исследовать миры так же, как это делают книги или кино».
«Многие родители, возможно, думают, что видеоигры антисоциальны, где ты бегаешь и убиваешь людей. Но многие из них дают место воображению - строить вещи, делиться с другими тем, что ты построил, и общаться о том, что ты собираешься строить дальше. Все это направлено на то, чтобы отыскать то место, где вы по-настоящему сможете поговорить с вашими детьми».
Shanti Das