ГОВОРЯЩИЕ О ЕДИНСТВЕ ИНОГДА ИМЕЮТ В ВИДУ БРАТСКУЮ МОГИЛУ.

Mar 25, 2013 21:33


Додой фæкæнат, мæ райгуырæн хæхтæ,

Сау фæныкæй уæ куы фенин фæлтау!

Зæй уæ фæласа, нæ тæрхонылæгтæ, -

Иу ма уæ фезмæлæд искуы лæгау!..

Коста



Южнее Владикавказа, если ехать в сторону Фиагдона, не доезжая до Дзивгиса, известного своей наскальной крепостью, куда были вынуждены переселиться остатки алан во времена кровавого нашествия Аббаса, есть смотровая площадка. Там, пройдя по извилистым дорожкам, мостам и искусственным каменным коридором, любой человек, желающий полюбоваться местными красотами, может увидеть небольшого размера клетку с очень мелкой сеткой. Клетку, ставшей тюрьмой для свободолюбивого барса - гордого и свирепого зверя, загнанного в ловушку.

Кто хоть раз бывал в этом месте, поймет, о чем я говорю. Сжатый железными прутьями, томимый неволей, зверь стал угасать. Глаза, некогда хитрого и ловкого хищника, давно потускнели. Родившись, чтобы жить, и быть властелином гор - барс стал представлять собой жалкое зрелище.

Почему же вдруг я вспомнил о нем, и к чему вместо эпиграфа строчки Коста из стихотворения «Додой»? А причиной всему стали события, невольным зрителем которых я стал. Сложная экономическая ситуация на севере и юге моей любимой Осетии, разрушенный Цхинвал, скандалы и клановые разборки, дележка власти, раскол осетинской общины Москвы и многое другое… Вот, что все чаще и чаще будет в моей памяти многострадальные строки Коста.

Мой народ стал напоминать мне того самого барса, который по-прежнему живет в горах, но скован, унижен и брошен в клетку.

Все чаще я стал слышать со всех сторон речи, призывающие к единству, к братству, к сплочению… Но при этом, каждый из ораторов спешил заметить, что истину глаголит только он… Невольно вспоминаются строки, написанные Львом Толстым в его повести «Разрушение ада и восстановление его»:

«Они выдумали то, чего никогда не было, и лгали во имя того, кто назвал нас лжецами, не хуже нас, не замечая этого. Они говорили про других: ваши чудеса ненастоящие, а наши настоящие, а те говорили про этих: нет, ваши ненастоящие, наши настоящие…»

Рождая ложь, они в какой-то момент сами уверовали в истину сказанного, забыв о том, что это вымысел. Запутавшись сами, они стали путать других, втягивая в этот грязный круговорот все новых и новых людей.

И вроде, все говорят на одном языке, и, вроде, об одном и том, но идут они совсем в разных направлениях… Слышали когда-нибудь о польском философе Тадеуше Котарбиньском? Это он автор, ныне часто употребляемого афоризма «Маршировать в ногу вовсе не то же самое, что идти рука об руку». Вот и мы, осетины, вроде все маршируем в ногу, но черт его знает, почему не можем протянуть друг другу руки… Мы только на конференциях и круглых столах, на митингах и собраниях любим начинать и заканчивать свои речи бессмертным «Цæйут æфсымæртау раттæм нæ къухтæ, абон кæрæдзимæ, Иры лæппутæ». Но в жизни все иначе.

Иначе, потому что каждый считает себя лучше другого. Каждый хочет говорить только о своей исключительности, совсем забывая о боли собственного народа. Им все, наверное, невдомек, как это, когда твой ребенок недоедает, когда тебя пинают из кабинета в кабинет, когда тебя не хотят оперировать в больнице, потому что малоимущий. Но и малоимущие сегодня подняли на щит какие-то доселе никому не нужные идеи. Поистине, Idea imperare orbis terrarum («Идеи правят миром» - лат. посл.). Люди забыли о насущных проблемах, теперь их интересует только власть и деньги, мы стали питаться ненавистью, и радоваться поражениям близкого. Наша молодежь не представляет себе своей страницы в социальной сети без вывешенных на ней заветов из Кодекса Аланской чести - вспомнить на память хотя бы три из них - большая проблема, практически, для каждого первого. Да, быть, а не казаться… Вот он, принцип жизни наших предков, утерянный и забытый нами.

Политика стала модной. Не заниматься ее - значить выпасть из сегодняшней реалии, думают многие, кто делает свои первые, неуклюжие шаги на этот поприще. Не менее смешными и убогими видятся мне и шаги тех, кого многие называют мастодонтами политики. По мне, так политиков у нас нет. Из ныне работающих во власти Северной и Южной Осетий, мне на ум приходит только одна фамилия, который хоть как-то подходит, чтобы называть его политиком. Называть его фамилию я не буду, для меня он всегда был неким прототипом Анастаса Микояна, который находил общий язык с каждым, кто становился у руля.

Здесь мне вспоминаются слова более известного моему читателю, чем Тадеуша Котарбиньского человека - Шарля де Голля - который, обращаясь к политэлите Четвертой Ресбублики, назвал их политиканами, политихамами и политикарликами.

В 1958 году Шарль де Голль сказал: «Важно чувствовать и знать, что именно, в максимальной степени, насколько это вообще возможно, можно сделать именно сейчас, вот в эту конкретную минуту, для достижения поставленной нами цели - величия нашей страны. Вот в этом и состоит искусство политика».

О чем же думают те, кто, пытаясь вершить судьбу народа, рушит с трудом воздвигнутые стены, мне сложно понять.

Для того, чтобы творить добро, мне и моим друзьям, не нужны ни специальные организации, ни призывы, ни членства в каких-либо сообществах. Но желание нагадить другому, в нашем обществе, порой пересиливает любое другое желание. И прав был сто раз наш абхазский брат Фазиль Искандер, который сказал, что бывают времена, когда люди принимают коллективную вонь за единство духа.

Разводить коллективную вонь - мы научились… А что же дальше?

Знаете, я заметил еще одну особенность - к единству первыми начинают призывать обычно те, кто больше всех его разрушал. Но дети, которые завтра будут несчастны на руинах нашего сегодняшнего дня, не скажут нам за это спасибо. Они не будут с гордостью вспоминать о нас, как мы вспоминаем о наших дедах - героях Великой Отечественной войны.

Мы заняты всем, что не нужно нашим детям… Всю нашу энергию и деньги направить бы на наши

спортивные залы, в которых вот уже которое поколение занимаются наши спорт мены и младшие, на постройку новых дворцов спорта, домов культуры, на сохранение уникального конного театра «НАРТЫ», на возрождение Южной Осетии, на становление и признание государственности, на расселение десятков тысяч осетинских беженцев, которые вот уже третий десяток лет живут в нечеловеческих условиях…

Но нет… Политиканы занимаются исключительно политиканством… Им не до насущных проблем…

Напоследок, я приведу слова российского сатирика Виктора Шенднровича: «Говорящие о единстве иногда имеют в виду братскую могилу» и вспомню нашего барса, который, наверное, так и умрет в неволе…

Помните, ВСЕ ХОРОШО У НАС, У ОСЕТИН, БУДЕТ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА МЫ НАУЧИМСЯ ЛЮБИТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НЕНАВИДЕТЬ ДРУГ ДРУГА.

P.S. Для всех, кто хочет помочь своему народу, выкладываю собственный фоторепортаж и городков беженцев в Северной Осетии, которые вот уже более 20 лет живут в чудоыищных условиях. Уверен, что вы даже удивитесь, что такое есть у нас на Родине… Давайте поможем им вместе.



В этом доме живет несколько семей. Бразильские фавелы и индийские трущобы отдыхают возле МКП (Место компактного проживания) осетинских беженцев у с.Гизель (РСО-Алания)



Дом с целлофановой крышей (у с.Гизель (РСО-Алания)). Рядом хозяйка. Так живут осетинские беженцы в XXI в. Даже не верится.



Окно в никуда, а точнее в беспросветное будущее. 20 лет жизни в нищите. МКП осетинских беженцев у с.Гизель (РСО-Алания)



Питьевую воду дают раз в 3 дня.Не успел набрать? Пользуйся дождевой водой. МКП осетинских беженцев, с.Гизель (РСО-Алания)



Каждый день жители этих развалин со страхом входят в дом. В любой момент он может рухнуть. МКП у с.Гизель (РСО-Алания)



Безнадежность осетинских беженцев передается из поколения в поколение. МКП у с.Гизель (РСО-Алания). И это все возле нас. Они живут рядом с нами.



Каждую ночь,укладывая детей,люди бояться не проснуться и оказаться погребенными под руинами. МКП у с.Гизель (РСО-Алания)



НАШИ ОСЕТИНСКИЕ ДЕТИ. Третье поколение беженцев, живущее в нищете. Рванная одежда и недоедание. МКП у с.Тарское (РСО-Алания)



Вы может и не поверите, но тут живут люди! Как и в брошенных казармах, туалетах и банях. МКП у с.Тарское (РСО-Алания)



Трещины на домах, где уже более 20 лет живут осетинские беженцы. Хозяин показывает повреждения. МКП у с.Тарское (РСО-Алания)



Какое будущее у этих осетинских детей? Они ведь наши дети! Лишенные детсва и надежды. МКП у с.Тарское (РСО-Алания)



МКП у с.Тарское (РСО-Алания). В этих бараках, брошенных казармах и туалетах живут люди. Наши с вами братья и сестры.



Думаете это загон для коров? Ошибаетесь - это дома осетинских беженцев. Не верится даже. МКП у с.Тарское (РСО-Алания)



Вот еще одно МКП у с.Сунжа (РСО-Алания). Семья живет в цистерне. Такого не может быть - подумали вы. Может. Живут ведь!



Цистерна-дом, в котором живут и растут дети. Это наши с вами дети! В них течет наша кровь! МКП у с.Сунжа (РСО-Алания)
Давид ГАЗЗАТИ

Северная Осетия, РСО-Алания, парламент РСО-Алания, правительство РСО-Алания, Владикавказ

Previous post Next post
Up